Программа дополнительного образования «Формула успеха» (7–9 класс)

2
0
Материал опубликован 21 May 2019 в группе

«____» _________________20 г. УТВЕРЖДАЮ:

директор ЦДОД

____________

 

П Л А Н

Учебно-воспитательной работы объединения

«Формула успеха»

на 2018-2019 уч.год

Педагог дополнительного образования:

Соснина Людмила Александровна

 

Цели и основные задачи объединения:

 

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта

2. Предоставить учащимся дополнительные возможности для углубленного изучения предметов, подготовки к предметным олимпиадам различного уровня; создать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творчества детей; повысить конкурентоспособность выпускников сельских общеобразовательных учреждений при сдаче экзаменов и участии в олимпиадах, конференциях.

3. Развивать самостоятельность мышления, воображение и фантазию; развивать умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умения доводить дело до конца; развивать интеллект, инициативность, творческие способности и личностный рост одарённых детей.

4.Воспитывать и развивать личностные качества: терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие; воспитывать устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию; воспитывать морально - волевые и нравственные качества; воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.

Работа объединения планируется в соответствии с разработанной программой

 

Объединение комплектуется из детей 13-16 лет

Занимается 2 раза в неделю по 2 часа, в год 144 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение

1. Направленность программы

2. Актуальность программы

3. Педагогическая целесообразность

4. Цель программы

5. Задачи программы

6. Возраст обучающихся

7. Сроки реализации программы

8. Основные принципы программы

9. Методы и приемы обучения

10. Ожидаемые результаты

11. Способы определения результативности

12. Формы подведения итогов реализации программы

Учебно-тематический план

Содержание программы

Литература

Приложение


 

Введение

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Выступление президента Российской Федерации “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс государства, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, должны своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального потенциала человека. 

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. Главная их задача заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся. Проведению олимпиад и конкурсов проектов должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Школьникам для успешного выступления требуется отдельная от урочной деятельности особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде или конкурсу требуется для учащихся, прежде всего потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие здания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

 


 

        1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и вариативного образования, в обновлении содержания, в разработке новых подходов к определению результатов обучения и другие. Основная идея состоит в том, чтобы создать обучаемому оптимальные возможности получения образования желаемого уровня и характера в любой период его жизни.

Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой, подготовить к обучению в ВУЗе. Практическая полезность дисциплины математика обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формула успеха» является одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». Программа способствует развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формула успеха» предназначена для учащихся 8-9 классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на повышенном уровне, дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении, а также для тех, кто пока не знает, что процесс решения задач может доставлять удовольствие.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Дополнительная общеобразовательная программа «Формула успеха» рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 3 часа в неделю.

Направленность образовательной программы

Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности ребенка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Направленность дополнительной образовательной программы интеллектуальная, которая рассчитана на обучение детей по физико-математическому и естественно - научному направлению.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Формула успеха» относится к научно-техническому направлению.

 

Актуальность программы

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде.

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», послание Президента РФ А.Д.Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009г. Содержание этих документов стало основанием проведения анализа современных теоретических шагов в работе с одаренными школьниками в районе. Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность заключается в том, что в современном мире востребована социально компетентная личность, владеющая способностью самоопределения. Все более актуальной проблемой в образовании подрастающего поколения становится развитие творческого мышления. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешно­сти, а, следовательно, внутрен­ней и социальной защищенно­сти по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизнеспособным и конкурентоспособным. Данная программа предусматривает работу с учащимися по формированию творческих начал, трудового воспитания, развитию познавательной и творческой активности. Приобщение ребенка к занятиям математикой способствует развитию у него смекалки, умственной активности, стремление добывать новые знания.


 

Цель программы: развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта

 

Задачи:

Обучающие:

-  стимулировать интерес учащихся к получению новых знаний;

- предоставить учащимся дополнительные возможности для углубленного изучения предметов, подготовки к предметным олимпиадам различного уровня;

- создать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творчества детей;

-повысить конкурентоспособность выпускников сельских общеобразовательных учреждений при сдаче экзаменов и участии в олимпиадах, конференциях;

- расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах;

- собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей;

проводить различные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;

- предоставить возможность обучающимся сопоставить собственные результаты с результатами других участников

Развивающие:

- развивать способности одаренных детей в различных областях знаний;

- развивать самостоятельность мышления, воображение и фантазию;

- развивать умение думать, умение исследовать, умение общаться, умение взаимодействовать, умения доводить дело до конца;

- развивать интеллект, инициативность, творческие способности и личностный рост одарённых детей

Воспитывающие:

- воспитывать и развивать личностные качества: терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

-воспитывать устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию;

- воспитывать морально- волевые и нравственные качества;

- воспитывать уважение к нормам коллективной жизни.

 

Возраст обучающихся

Дополнительная общеобразовательная программа «Формула успеха» предусматривает работу с детьми 13 – 16 лет.

 

Сроки реализации программы

Год обучения

Часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов в год

1

4

36

144

 

Основные принципы программы

В основу программы положены следующие принципы:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

 

Методы и приемы обучения

беседа, объяснение, обсуждение, наблюдения;

викторина, конкурсные программы, игры;

упражнения на развитие воображения, внимания, мышления, памяти;

чтение и построение графиков

чтение заданий, обсуждение вариантов решений;

Новизна и отличительные особенности

Новизна данной программы в том, что в школьном курсе не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений. Программа знакомит с «дискретной» математикой, т.е. областью математики, которая занимается изучением дискретных структур, к числу которых могут быть отнесены: теория множеств; теория графов; комбинаторика.

Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способности учащихся усваивать образовательный материал.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся для учащихся первого года обучения два раза в неделю, продолжительность занятия 1,5 часа.

Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей воспитанников, их уровня знаний и умений, может быть разновозрастной. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои математические интересы и сочетать различные направления творчества и формы занятий. Основная форма обучения — комплексное учебное занятие, вклю­чающее вопросы теории и практики.

 

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование,

психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

4) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

Учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) пользоваться изученными математическими формулами;

3) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

4) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

5) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса;

6) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Способы определения результативности программы:

тестовые задания для самостоятельного выполнения;

собеседования (индивидуальное и групповое);

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера;

тестирование соотношения склонностей и способностей обучающихся в соответствии с изучаемым направлением;

диагностика развития отдельных качеств личности (на протяжении всего периода реализации программы).

 

Формой подведения итогов реализации образовательной программы являются:

результаты участия в муниципальных и областных олимпиадах, научно-практических конференциях; конкурсы, контрольные работы и срезы, экзамены, зачеты, открытые и итоговые занятия, тестирование, анкетирование, оформление Портфолио.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

часы

Всего часов

теория

практика

1

Введение

4

2

2

2

Из истории математики.

8

2

6

3

Решение задач.

15

5

10

4

Принцип Дирихле и его применение при решении задач.

 

10

3

7

5

Делимость чисел

 

8

3

5

6

Инварианты и их применение при решении задач

 

11

4

7

7

Натуральные числа.

 

11

3

8

8

Уравнения в целых числах и методы их решения

 

13

4

9

9

Комбинаторика.

 

14

6

8

10

Задачи Пуассона.

9

3

6

11

Задачи на разрезание.

 

11

3

8

12

Геометрия – витамин для мозга.

 

14

4

10

13

Олимпиадные задачи разных лет.

12

4

8

14

Итоговое занятие практикум по решению задач различной степени сложности

4

0

4

 

ВСЕГО

144

46

98

 

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (144 ч)

1. Введение (4 ч)

Цели: знакомство с олимпиадными задачами и методами их решения. Содержание:

- олимпиадные задания «Кенгуру» и их решения;

- олимпиадные задания дистанционных олимпиад и их решения.

Практика: решения олимпиадных заданий

2. Из истории математики. (8 ч)

Цели: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами. Учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и других стран и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными денежными единицами, мерами длины, веса, старинными задачами.

Содержание:

- выдающиеся учёные-математики России и других стран, их задачи;

- старинные методы арифметических действий;

- старинные денежные единицы, меры длины, веса;

- старинные задачи.

Практика: подготовка презентаций, докладов, экскурсии в прошлое.

3. Решение задач. (15 ч)

Цели:

- развивать настойчивость при выполнении работы;

- развивать интуицию и умение предвидеть результаты работы.

Содержание:

- Задачи на проценты.

- Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость;

- Решение логических задач;

- Решение нестандартных задач;

- Задачи на переливания;

- Задачи на взвешивание;

Практика: Решение различных олимпиадных задач.

4. Принцип Дирихле и его применение при решении задач.(10 ч)

Цели:

- сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства.

Содержание:

- принцип Дирихле;

- решение задач на принцип Дирихле;

- принцип Дирихле в задачах с «геометрической направленностью»

Практика: Решение логических задач. Решение задач с использованием принципа Дирихле. Решение различных олимпиадных задач.

5. Делимость чисел. (8 ч)

Цели:

- развивать настойчивость при выполнении работы;

- развивать интуицию и умение предвидеть результаты работы.

Содержание:

- задачи на десятичную запись числа;

- задачи на использование свойств делимости;

- делимость и принцип Дирихле.

Практика: Решение задач на делимость чисел, НОД и НОК чисел и остатки. Игра « Угадай число». Решение задач с использованием десятичной записи числа.

6. Инварианты и их применение при решении задач. (11 ч)

Цели:

- развивать творческий потенциал школьников;

Содержание:

- понятие «инварианта»;

- чётность и нечётность;

- остаток от деления.

Практика: решение задач на чередование, разбиение на пары, игры-шутки (где результат зависит только от начальных условий)

7. Натуральные числа. (11 ч)

Цели:

- сформировать умения учащихся определять числа по их словесной характеристике

Содержание:

- основные определения;

- словесные определения некоторых натуральных чисел.

Практика: Решение задач с натуральными числами

 

8. Уравнения в целых числах и методы их решения.(13 ч)

Цели:

- рассмотреть основные методы решения уравнений с несколькими переменными, решениями которых являются целые числа.

Содержание:

- решение линейных уравнений с двумя переменными;

- решение линейных уравнений с несколькими переменными.

Практика: Решение задач с двумя переменными

 

9. Комбинаторика.(14 ч)

Цели:

- сформировать умения учащихся производить подсчёт числа всех возможных комбинаций, составленных по некоторому правилу.

 

Содержание:

- перестановки и размещения;

- сочетания, свойства сочетаний.

Практика: Решение простых комбинаторных задач

 

10. Задачи Пуассона. (9 ч)

Цели: рассмотреть формулы и методы для решения задачи Пуассона, научиться решать задачи на переливание, рассмотреть возможность применения геометрии.

 

Содержание:

- задача Пуассона;

- метод математического бильярда;

Практика: решение задач на переливание различными методами.

 

11. Задачи на разрезание.(11 ч)

Цели:

- показать на примерах, что часто решение проблемы возникает в процессе деятельности.

Содержание:

- задачи на дробление:

- задачи, связанные с шахматной доской.

Практика: решать задачи на дробление и, связанные с шахматной доской.

 

12. Геометрия – витамин для мозга.(14 ч)

Цели:

- формирование умений анализировать, применять необычные идеи.

Содержание:

- свойства геометрических фигур на плоскости и пространстве;

- геометрические построения.

Практика: Решение геометрических задач. Задачи с практическим содержанием. Решение задач на нахождение площадей. Нахождение площадей различных земельных участков.

 

13. Олимпиадные задачи разных лет.(12 ч)

Цели:

- развивать творческий потенциал школьников;

- развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Содержание:

Олимпиады прошлых лет.

 

14. Итоговое занятие. (4 часа)

ОБОРУДОВАНИЕ

1) Интерактивная доска, документ-камера.

2) Компьютер, выход в интернет.

3) Чертежные инструменты.

 

 

Литература.

Математическая смекалка. Игнатьев Е.И.. - М.: Омега, 1994. - 192 с.

Математическая смекалка. Кордемский Б.А. - М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1957. - 576 с.

Тысяча и одна задача по математике. Спивак А.В. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.

От развлечения к знаниям. Математическая смесь.: Станислав Коваль. Пер. с пол. - Варшава, Wydawnictwa naukowo-techniczne, 1975. - 540 с.

Математическая смекалка. Игнатьев Е.И. - М.: Омега, 1994. С. 3.

Математические олимпиады: 906 самых интересных задач и примеров с решениями. Р.И. Довбыш (и др.).-2-е изд.-Ростов н/Д:Феникс,2008.

Математика. Районные олимпиады школьников.:учебно-методическое пособие/авт. Сост.А.П.Тонких.-М.: Дрофа,2009

Готовимся к олимпиадам по математике/.-М.: Изд.» Экзамен», 2006

Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий/авт.-сост. В.В.Трошин-М.: Глобус,2008

Математические кружки в школе. Фарков А.В. – М.: Айрис-пресс, 2005

Внеклассная работа по математике. Фарков А.В. – М.: Айрис-пресс , 2006.

Нестандартные работы по математике. Кривоногов В.В.-: 5-11 классы. - М.: Издательство «Первое сентября»,2003.

Всероссийская олимпиада школьников по математике. Агаханов Х.В МЦНМО, 2007.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

образовательной программы «Формула успеха»

 

дата

Наименование разделов и тем

часы

Всего час.

теория

практика

 

 

1

Введение

4

2

2

 

 

1/1

Олимпиадные задачи/Инфоурок/,/Видеоурок/,/Знанио/ Олимпиадные задачи/Кенгуру/

 

2

2

 

 

2

Из истории математики.

8

2

6

 

 

2/1

Гений 18 века – Леонард Эйлер.

Трагическая судьба Эвариста Галуа.

Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.

«Принцесса науки» С. В.Ковалевская

Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев.

В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров.

 

1

3

 

 

2/2

Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого».

Задачи С. А. Рачинского.

Индийские старинные задачи.

 

1

3

 

 

3

Решение задач.

15

5

10

 

 

3/1

Задачи на проценты.

Задачи на прямую и обратную пропорциональность.

 

1

2

 

 

3/2

Решение нестандартных задач.

Решение логических задач. Задачи, решаемые с конца.

 

1

2

 

 

3/3

Задачи на переливания.

Задачи на взвешивание

 

1

2

 

 

3/4

Текстовые задачи

 

 

2

 

 

3/5

Сложные задачи на проценты.

 

1

1

 

 

3/6

Задачи районной олимпиады.

 

1

1

 

 

4

Принцип Дирихле и его применение при решении задач.


 

10

3

7

 

 

4/1

Принцип Дирихле

 

 

1

2

 

 

4/2

Решение задач на принцип Дирихле

 

 

1

2

 

 

4/3

Принцип Дирихле в задачах с «геометрической направленностью»

 

1

3

 

 

5

Делимость чисел

 

8

3

5

 

 

5/1

Определение и свойства делимости

 

1

1

 

 

5/2

Признаки делимости

 

1

2

 

 

5/3

Решение уравнений в целых числах

 

1

2

 

 

6

Инварианты и их применение при решении задач

 

11

4

7

 

 

6/1

Понятие «инварианта»; чётность и нечётность

 

2

4

 

 

6/2

Остаток от деления

 

2

3

 

 

7

Натуральные числа.

 

11

3

8

 

 

7/1

Решение задач по теме «Натуральные числа» Восстановление цифр натуральных чисел

 

1

3

 

 

7/2

Решение задач по теме «Натуральные числа» Четное и нечетное число

Признаки делимости

Деление с остатком

 

1

2

 

 

7/3

Решение задач по теме «Натуральные числа» Простые и составные числа.

Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

 

1

3

 

 

8

Уравнения в целых числах и методы их решения

 

13

4

9

 

 

8/1

Диофантовы уравнения

 

2

3

 

 

8/2

Способ перебора вариантов

 

1

3

 

 

8/3

Решение уравнения в целых числах

 

1

3

 

 

9

Комбинаторика.

 

14

6

8

 

 

9/1

Элементы комбинаторики

 

1

1

 

 

9/2

Простейшие комбинаторные задачи.

 

1

2

 

 

9/3

Правило умножения

 

1

1

 

 

9/4

Перестановки

 

1

1

 

 

9/5

Сочетания

 

1

1

 

 

9/6

Случайные события и их вероятности.

 

1

2

 

 

10

Задачи Пуассона.

9

3

6

 

 

10/1

Способы решения задач на переливание.

Метод рассуждений и общий алгоритм решения.

 

1

2

 

 

10/2

Табличный метод

 

1

2

 

 

10/3

Метод математического бильярда.

Бильярд в науке.

 

1

2

 

 

11

Задачи на разрезание.

 

11

3

8

 

 

11/1

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур

 

1

2

 

 

11/2

Задачи на нахождении площади фигуры на клетчатой бумаге.

 

1

3

 

 

11/3

Задачи из открытого банка заданий ЕГЭ, предложите их решения.

 

1

3

 

 

12

Геометрия – витамин для мозга.

 

14

4

10

 

 

12/1

Кроссворды и чайнворды. Творческая работа по составлению кроссвордов и чайнвордов

 

1

2

 

 

12/2

Задачи на доказательство

 

1

2

 

 

12/3

Задачи на неравенство треугольника и кратчайшие пути

 

1

2

 

 

12/4

Лист Мебиуса

 

 

1

 

 

12/5

Геометрические задачи в олимпиадах

 

1

3

 

 

13

Олимпиадные задачи разных лет.

12

4

8

 

 

13/1

Решение задач

 

4

8

 

 

14

Итоговое занятие практикум по решению задач различной степени сложности

4

0

4

 

 

14/1

Практикум по решению задач различной степени сложности

 

 

4

 

 

 

ВСЕГО

144

46

98

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.