Игра-викторина "Зона риска? Территория здоровья!"

МОУ «Егорьевская СОШ»
Алтайский край
Егорьевский район
«Зона риска? Территория безопасности!»
(Интеллектуально-творческая игра-викторина для учащихся 8-11 классов)
Составитель:
социальный педагог
МОУ «Егорьевская СОШ»
Борк Елена Викторовна
2025 год
Актуальность выбранной темы:
Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков. Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется чрезвычайно актуальной. А негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.
Именно в школе необходимо вести активную пропаганду искоренения вредных привычек. Привлечение внимания к данной проблеме как можно большего числа школьников, родителей, общественности – одна из основных задач современной школы. Необходимо, прежде всего, сформировать ясные, чёткие представления у учащихся о пагубном влияния табака, алкоголя, наркотиков на организм человека.
Интеллектуально-творческая игра «Зона риска? Территория безопасности!» разработана для учащихся 8-11 классов. Мероприятие требует большой подготовительной работы педагога, родителей, медика и учащихся. Среди учащихся проводится анкетирование с целью выяснения отношения детей и их родителей к проблеме курения, алкогольной и наркотической зависимостей, серия классных часов по данным проблемам: «Курение: дань моде, привычка, болезнь?», «Мифы и правда о пенном напитке», «В стране Зеленого змия», «Жизнь на острие иглы». Данное воспитательное мероприятие является обобщением, итогом проведенной ранее работы.
Тема: «Зона риска? Территория здоровья!»
Цель: обеспечение условий для формирования у обучающихся четких оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов здорового образа жизни, активизации познавательной деятельности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения в обществе, усвоения социально - ценностных норм.
Задачи:
формировать систему комплексных представлений о влиянии социальной среды на развитие и здоровье человека, четких установочных позиций на отказ от вредных привычек;
развивать умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
воспитывать дисциплинированность, чувство ответственности за совершаемую деятельность.
Место проведения: компьютерный класс
Время проведения: 1 час 20минут
Форма проведения: интеллектуально-творческая игра с поддержкой ИКТ
Возраст участников игры: учащиеся 8-11 классов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, игровые столы, призы, грамоты.
Межпредметные связи: воспитательное мероприятие интегрирует такие предметные области, как: биология, химия, история, ОБЖ, обществознание.
Для проведения мероприятия класс делится на 4 команды (по 5 человек).
Ход игры:
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь? Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни. А что такое жизнь в вашем понимании?
Ведущий: - Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво?
Ведущий: - Чтобы шагать по жизни с улыбкой, вы должны вооружиться правдивой информацией по вопросу вредных привычек, занять активную позицию противодействия. Вы должны научиться принимать решения, делать выбор. Эти навыки вам нужны уже сейчас, чтобы не попасть в зависимость от наркотиков, сигарет, вина и чужой воли, чтобы обезопасить себя от неизлечимых болезней. А поможет нам в этом игра – викторина «Зона риска? Территория безопасности!». (Презентация, слайд №1)
Ученик:
Здоровью – да! Куренью – нет!
Наркотикам – тем паче!
Нам по-другому жить совсем,
Никак нельзя иначе!
Если хочешь прожить век –
Откажись от вредного.
Ведь здоровый человек –
Нет более ценного!
Ведущий: - Перед тем, как познакомить вас с правилами игры, мне хочется представить членов нашего компетентного и строго жюри и участников команд.
Представление членов жюри.
Представление команд. Команды проговаривают название и девиз, говорят короткое приветственное слово другим командам.
Ведущий: - Объсняю Правила игры. Наша игра состоит из двух туров и суперигры. Во второй тур выходят только две из четырех команд. Время, отведенное на игру в каждом туре – 30минут.
Перед вами игровое поле, состоящее из трех игровых секторов, в каждом секторе по пять вопросов, стоимостью от 10 до 50 баллов. (Презентация, слайд 2.)
Команде нужно выбрать вопрос и нажать на соответствующую кнопку. Очередность первых ходов определяем жеребьевкой. Если команда дала неверный ответ, то право хода переходит к следующей команде.
В секторах есть сюрприз: сектор «Кот в мешке». Это значит, что вопросы, встретившиеся на данной странице, можно передавать соперникам.
После каждого тура – антирекламная пауза.
Ведущий: - Всем понятны правила игры? Тогда в путь! Желаю командам побед и успехов!
Iтур.
«Вместе с сигаретой сгорает курящий ее»
1.Что поражается у курильщика прежде всего:
печень;
почки;
легкие;
сердце.
2. Большинство курильщиков не могут бросить курить, потому что:
не хотят;
у них слабая сила воли;
впадают в зависимость от никотина;
не знают, как.
3. Пребывание человека в накуренном помещении называется:
пассивным курением;
добровольным отравлением;
нет специального термина;
поиском приключений.
4. Продолжительность жизни человека, который курит, меньше, чем у некурящего на:
1год;
4года;
50лет;
7лет.
5. За 10 лет через дыхательные пути курильщика проходит
8 литров;
10 литров;
5 литров;
15 литров
табачного дегтя.
«Мифы и правда о пенном напитке»
1.Продолжите фразу: «Пить пиво также вредно, как принимать…» (яд)
2.Какой орган страдает от пива в первую очередь? (Печень)
3. Как пиво влияет на фигуры мужчин?
У любителей пива изменяется гормональный баланс. Фигура у мужчины тоже меняется – расширяется таз, жир откладывается по женскому типу – на бедрах. Мышцы живота слабеют, и появляется "пивной живот".
4. Пытаться заменить водку пивом, это то же, что заменить беса
ангелом;
дьяволом;
песнями;
сахаром.
5. Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк говорил о нем так: «От… делаются
ленивыми, глупыми и бессильными.» О чем говорил Бисмарк? (О пиве).
«В стране Зеленого змия»
1.Продолжи пословицу: «Выпил водки на копейку, а дури прибавилось на…(рубль)
2.Иоганн Гете был уверен, что человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более:
трезвым;
целеустремленным;
гуманным;
сплоченным.
3. Какова вероятность рождения больного ребенка в семьях алкоголиков?
10%;
20%;
50%;
90%.
4. Расположите слова по порядку в высказывании: вина, ума, много, мало.
(Много вина, мало ума).
5. По мнению известного хирурга Фёдора Григорьевича Углова, после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся:
а) кладбище нервных клеток, которые не
восстанавливаются;
б) заряд бодрости веселья;
в) боль;
г) тошнота и рвота.
Подведение итогов. «Антирекламная» пауза.
IIтур
«Жизнь на острие иглы»
1.Сколько человек в год один наркоман может вовлечь в наркозависимость?
Исследования показали, что один наркоман за год приобщает к употреблению наркотиков от 8 до 25 человек.
2.По мнению врачей, наркомания – это болезнь, но без одной стадии:
успокоения;
выздоровления;
заражения;
лечения.
3.Кто такой токсикоман?
Человек, вдыхающий отравляющие вещества.
4.Какова продолжительность жизни наркомана?
Продолжительность жизни наркомана при постоянном употреблении наркотиков –7-8 лет. Наркоманы гибнут каждый день: от передозировок, остановки сердца, драк, самоубийств.
5.Одним из последствий передозировки наркотиками является отмирание коры головного мозга. В результате человек теряет способность мыслить, двигаться, реагировать, говорить, есть. Такое существование длится годами. Часто и врачи, и наркоманы называют это состояние…
отмирание;
овощевание;
отравление;
деградация.
«Из чего же?»
1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? Кто может назвать его химическую формулу? (Угарный газ. СО)
2.Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (Около 1 литра)
3.Какой спирт служит основой водки? Кто назовет его формулу? (Этиловый спирт. С2Н5ОН)
4.Из полезных веществ в спиртных напитках содержатся:
минеральные соли;
углеводы;
витамины;
таких веществ нет.
5.Какие вещества входят в состав наркотика «насвай»?
(Насвай содержит в своем составе такие компоненты как табачная пыль, гашёная известь, зола растений, растительное масло, куриный или верблюжий помет, химические добавки.)
«Закон и порядок»
1.Страна, в которой водитель, ставший в нетрезвом виде причиной аварии, приговаривается к смертной казни:
Америка;
Япония;
Израиль;
Франция.
2.Страна, в которой вот уже 100 лет алкоголь считается «врагом №1» на уровне государственной политики. Здесь самые высокие цены на алкоголь и самые строгие ограничения:
Норвегия;
Финляндия;
Франция;
Германия
3.Какое наказание влечет за собой вовлечение несовершеннолетнего в распитие пива ?
(Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков наказывается ограничением свободы на срок до з-х лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 151 УК РФ).
4.Какова мера наказания за употребление наркотиков в России? А в других странах?
(В России – от 5 до 15 лет тюремного заключения, в США – от 5 до 20 лет, в Турции – пожизненное отбывание наказания или смертный приговор.)
5.Как боролись с вредными привычками во времена царствования Михаила Федоровича?
(Курильщиков очень жестоко казнили: их избивали палками и кнутами, отрезали ноздри и уши, отправляли в ссылку. Однако эти строгие меры борьбы с вредной привычкой заметных результатов не давали, а торговля табаком приносила большой доход казне.)
Подведение итогов. «Антирекламная» пауза.
«Суперигра»
1.Увеличение лимфоузлов, причем, сразу в нескольких местах: на шее, в локтевом сгибе, под мышками, в паху.
2.Длительная – больше месяца – температура (37-38 градусов) без установленной причины.
3.Прогрессирующая потеря веса, несмотря на сохранение прежнего режима питания.
4.Частые гнойные и воспалительные поражения половых органов и кожи.
5.Длительное расстройство стула.
- Исходя из вышеназванных признаков, определите, о каком заболевании идет речь? (СПИД)
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
Ведущий:
Никотин, алкоголь, наркотики
Это вам не антибиотики.
За здоровье, общение, спорт
Выступает наш дружный народ.
Желаю вам здоровья! Это- счастье!
Быть здоровым - в вашей власти.
Быть здоровым - значит жить.
Счастливую жизнь вам надо
Всем любить!
Библиография:
Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. - М.:Астрель: АСТ, 2005г.;
Зигуненко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: АСТ: Астрель, 2005 г.;
Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М.:, "Образование и здоровье", 2005 г.;
Мороз О.П. Группа риска. Просвещение. Москва.1990 г.;
Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. Москва Медицина 1990 г.;
Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. АСТ. Москва.1997 г.;
Информационные ресурсы сети Интернет.
Медведева Татьяна Петровна
Юлия Александровна Боярских