Конспект урока по ОБЖ «Подросток в зоне риска»

7
0
Материал опубликован 25 December 2015 в группе

Цель: создание условий самостоятельного формулирования школьниками вывода о том, что следование нормам поведения является не целью, а средством безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

  1. воспитывать детей в духе глубокого осознания опасности ненормативного поведения;
  2. выявить вместе с учащимися основные источники опасности в социуме;
  3. вырабатывать у школьников компетенции безопасного поведения.

Фаза I. Начало урока

1.1. Организационный момент

(Используем прием "Хождение в народ").

Здравствуйте, ребята! Я поздравляю вас с тем, что вы начинаете изучать совершенно новый для вас курс. Курс основ безопасности жизнедеятельности. Это необычный курс. И он научит вас практически всему, что необходимо знать, уметь и применять в повседневной жизни.

1.2. Мотивация учащихся к изучению новой темы (вызов)

А сейчас закройте глаза, и попытайтесь представить себе тысячелетнее прошлое. Представили? А теперь откройте глаза и скажите, что вы увидели? (Ответы учащихся) А что вас очень удивило? (ответы учеников). Конечно, за прошедшие 1000 лет цивилизация шагнула далеко вперед. Выросли многоэтажные дома, скоростные магистрали, появились автомобили различных моделей, компьютеры, мобильные телефоны, стерео системы, электрические бытовые приборы и многое другое. Жить в 21 веке гораздо интереснее и удобнее! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? А теперь прочтите тему урока. Как вы думаете, почему я говорил вам о достижениях цивилизации, если тема урока "Подросток в зоне риска"?

1.3. Совместное формулирование целей и задач урока

Попробуйте сами поставить задачи урока, используя вопросы:

  • почему?
  • какие?
  • как?

(Почему современное общество влечет в себе больше опасности, чем предшествующие эпохи? Почему именно на подростков и детей выпадает большая доля опасности, чем на взрослых? Какие источники риска есть в жизни современного подростка? Как защититься от опасности?)

1.4. Актуализация первичных знаний
(понятие – "опасность" по алгоритму составления ассоциаций)

Молодцы! А теперь, давайте подумаем и вспомним, что же такое - опасность?

Какие ассоциации возникают у вас со словом "опасность"? Используя правила составления ассоциаций, ответьте на вопрос "что такое - опасность?".

Вот что получилось у меня.

  • ГИБЕЛЬ
  • БОЛЕЗНЬ
  • ОПАСНОСТЬ
  • ЗЛО
  • ВРЕД

То есть, опасность – это наступление, или появление заметной вероятности наступления нежелательных событий. Или же, говоря простым языком, опасность – это ситуация, которая может причинить человеку вред. Запомним это.

Фаза II. Работа над темой

2.1. Изучение новой темы

(Используем приемы "Секретарь", "Термометр").

Итак, тема урока: "Подросток в зоне риска"

Сейчас мы выберем секретаря, который будет конспектировать наш урок и потом "скинет" вам его на "флешки".

а) Классификация учащимися основных видов современных опасностей (индивидуальная работа с таблицей);

Дети, нам нужно проанализировать факты, указанные в первой графе таблицы и заполнить вторую графу. Таким образом, мы выясним, почему современное общество несет в себе опасности больше чем прошлые эпохи.

б) Выявление факторов, определяющих уязвимость детей и подростков (индивидуальная работа с текстом);

Как вы думаете, а почему же подростки находятся в наибольшей опасности?

Поработав с материалом (Текст № 2, 3), заполните пропуски в тексте. (Текст №1)

ТЕКСТ № 1.
Подростки еще не обладают такой ___ и ___ способностями как взрослые, чтобы противостоять опасности. Объем их ___ недостаточен для того, чтобы находить выход из сложных ситуаций. Неблагоприятные воздействия _____ на подростка гораздо сильнее. Во время взросления человек ищет свое место в жизни, он копирует ___ , не обладая их опытом. У подростков ослаблено чувство ___.

ТЕКСТ № 2.
Дети и подростки отличаются некоторыми физиологическими характеристиками и особенностями поведения, в связи с которыми повышается неблагоприятное влияние на них загрязнения окружающей среды. У ребенка, по сравнению с взрослым, на единицу массы тела выше объем дыхания, а тем самым и поглощаемые дозы токсического вещества, загрязняющего воздух. Важное значение имеет также повышенная чувствительность детей к радиационной нагрузке.

ТЕКСТ № 3.
В период взросления подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, социальными, и эмоциональными переменами в их жизни. Так образуется круг сверстников, играющих существенную роль в формировании личности подростка. Подросток перенимает у своих друзей как положительные, так и отрицательные виды поведения, например наркоманию. Подростку кажется, что отношения между наркоманами идеалистические: преданность, забота, самоотверженность. На самом деле группа наркоманов – лишь собрание людей, каждый из которых выступает друг для друга средством достижения одной единственной цели – очередной дозы. Опасно то, что наркоманская культура имеет для соприкоснувшихся с нею подростков эмоциональную привлекательность, дает им возможность уйти от проблем, почувствовать иллюзорные преданность. Любовь, дружбу, риск, свободу.

Получается следующий текст:

Подростки еще не обладают такой физической силой и умственными способностями как взрослые, чтобы противостоять опасности. Объем их знаний недостаточен, для того чтобы находить выход из сложных ситуаций. Неблагоприятное воздействие окружающей среды на подростка гораздо сильнее. В период взросления человек ищет свое место в жизни, он часто копирует поведение взрослых людей, не обладая их опытом. У подростков ослаблено чувство опасности.

Дети индивидуально работают с карточками. После заполнения озвучивают, и секретарь заносит наиболее правильный текст в конспект.

в) Обозначение основных источников риска в жизни подростка (информация официальной статистики, интервью);

Каковы же источники опасности в жизни современных подростков? Давайте по ходу урока заполним памятку.

Источники риска в жизни подростка:

1

2

3

За десять лет войны в Чеченской республике погибло примерно 15 тысяч солдат. Это много или мало? (ответы) (Чаще говорят, что мало)

А теперь представьте, что это количество равно количеству учащихся 20 школ, таких как наша! (В нашей школе учатся 860 человек)

Я предлагаю вам попробовать, используя Интернет ресурсы, выяснить, в результате чего ежегодно в России погибает больше всего людей. (Я обращаюсь к секретарю, который пробует найти информацию).

А теперь послушайте официальную статистику:

(на этом этапе, для привлечения большего внимания детей, можно использовать видеофрагменты интервью с представителями ГИБДД, МЧС, наркологии).

ГИБДД огласила статистику аварийности в России за 2010 год. Автокатастрофы унесли жизни более 26,5 тысяч человек, а общее число ДТП с пострадавшими достигло 200 тысяч.

Итак, самый главный источники опасности? Правильно – дорога!

В России ежегодное количество умерших от употребления наркотиков превысило 7 тысяч человек, от последствий наркомании 28 тысяч. Об этом 23 июня 2011 года в ходе пресс-конференции, посвященной Всемирному дню борьбы с наркоманией, сообщила министр здравоохранения с социального развития РФ Татьяна Голикова.

Следующий источник опасности? Правильно – наркотики!

По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 10 человек, что в 6 раз больше, чем в США. Это составляет около 15 тысяч человек ежегодно.

Что же это за источник опасности? И сейчас вы не ошиблись – огонь!

г) Поиск путей избегания опасных ситуаций

(Используем приемы "Лототрон", "Карусель").

А сейчас подумайте и определите:

  1. В чем опасность этих источников?
  2. Какие меры должны принимать государство, родители и сами подростки, чтобы снизить риск?
  • 1 группа – наркотики;
  • 2 группа – дороги;
  • 3 группа – огонь.

(Самостоятельная работа в группах. Ответы учащихся).

Молодцы! Более подробно мы поговорим с вами об этом на уроке права!

д) Информирование учащихся о скрытых источниках опасности в жизни подростка

(Используем приемы "Удивляй", "Фантастическая добавка").

Те источники риска, о которых мы поговорили, вам понятны и известны, но существуют и скрытые источники они, возможно, вызовут у вас удивление…

Несколько лет назад в Японии изобрели виртуальную игрушку в виде брелока (тамагочи). Это питомец, за которым нужен был хороший уход. И жизнь у него была всего одна. Маленькому ребенку подарили эту игрушку. Он тщательно ухаживал за своим питомцем. Привязался к нему. Полюбил. Но однажды ночью, когда питомец подал сигнал о том, что его нужно кормить, ребенок не проснулся… И утром этот ребенок увидел, что его друг (тамагочи) мертв… Ребенок не смог пережить этого, и выбросился из окна.

После этого случая, таким игрушкам стали делать несколько жизней. Зато когда ребенка спросили, переживает ли он по поводу смерти его дедушки, он ответил, что нет. Потому, что мама и папа купят ему новую жизнь.

Десятилетнему ребенку не удавалось пройти новый уровень в виртуальной игре. Он очень злился. Просидел за компьютером более 10 часов, но все бесполезно. Подошла его мама и сказала, чтобы мальчик шёл спать. Он наотрез отказался. Мама молча выключила компьютер. Ребенок пошел на кухню, взял нож и, зарезав мать, спокойно продолжил игру…

О каком источнике риска сейчас идет речь? (ответы учащихся)

Правильно! Компьютер!

Но и не только компьютер может причинить вред психике ребенка. Жестокость и насилие на экранах телевизоров. Виртуальные игры.

Кстати они могут принести вред не только психическому, но и физическому здоровью подростка. Еще не изобрели безвредных для глаз мониторов! Если долго ребенок находится у экрана, это ухудшение зрения, и нарушение осанки, нарушение пищеварения, быстрая утомляемость и т. д.

Что запишем в памятку?

(Вредные последствия компьютеров, телевизоров, приставок).

Но, пожалуй, самым неожиданным для вас источником опасности будет то, о чем я сейчас расскажу:

Однажды ученик спросил учителя:

Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку,- сказал учитель - Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясны, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало,- настолько точно они отражали предметы. Кроме того стены этой залы были расположены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?". Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все больше. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения то же носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой - то вред. Собака сражалась со своим собственным отражением".

О какой опасности шла речь в притче? (Собственное поведение.)

Что такое дорога? Это всего лишь путь сообщения для людей и транспорта.

Наркотики? Набор молекул.

Огонь? Реакция окисления. Вот и все!

Компьютер? Это бесполезная железка, если её не включить.

Теперь вы видите, мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир это большое зеркало.

И как мы с вами будем относиться к этому миру, так и мир будет относиться к нам!

Запишем в памятку: собственное поведение!

Вот какая памятка получилась у нас в ходе работы на уроке.

Источники риска в жизни подростка:

  1. Дороги
  2. Наркотики
  3. Огонь
  4. Компьютер
  5. Собственное поведение

е) Совместное составление формулы безопасности;

У нас осталась последняя задача – как обезопасить себя? Поработав, составьте правила поведения, которые необходимо соблюдать для того, чтобы не попадать в опасные ситуации. Пусть эти правила начинаются словом - надо.

И прежде, чем вы начнете работу, я напомню, что за 10 лет войны в Чечне погибло 15 тыс. юных солдат срочников из 50 тысяч воевавших там. Каждый третий погиб! Но из 400 спецназовцев, воевавших в Чечне, за это время погибло только двое! Подумайте, почему.

(ответы учащихся)

Запишем:

  • 1 надо – Знать правила поведения в опасной ситуации;
  • 2 надо – Уметь применять эти правила;
  • 3 надо – Использовать эти правила в повседневной жизни.

2.2. Рефлексия

(Используем прием "Светофор").

Давайте вернемся к задачам урока. Почему именно современное общество наиболее опасно для человека? Почему именно на подростка выпадает большая доля риска? Какие источники риска есть в современном мире?

(ответы учащихся)

Этому вы будете учиться в течение всего курса основ безопасности жизнедеятельности!

Фаза III . Завершение урока.

3.1. Домашнее задание

(Используем прием "Идеальное задание").

Учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Например, заполнить таблицу, либо нарисовать иллюстрации к теме урока или таблице.

3.2. Оценивание ожидаемых результатов, работы учителя, всего коллектива в течение урока

(Используем прием "Термометр").

Итак, сегодня вы узнали много нового. На последующих уроках вы узнаете гораздо больше о том, как избежать конкретных опасностей в конкретных ситуациях! Мир полон прекрасных вещей! Все уже подготовлено и ждет Вас! А готовы ли вы? Благодарю за урок! Всем спасибо! До свидания!

Комментарии
Комментариев пока нет.