Публикация «Игры для безречевых детей. Картотека»

3
0
Материал опубликован 27 December 2023 в группе

Воробьева Ирина Александровна,

учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми


Игры для безречевых детей

Картотека


Задачи игр:

развивать мотивацию к речевой деятельности,

расширять пассивный словарь,

развивать высшие психические функций, входящих в состав функциональной речевой системы,

развивать продуктивные виды деятельности,

расширять представления об окружающем мире.


Правила проведения игр:

Опора на первоначальные возможности ребенка.

Если ребенок может и хочет повторять за Вами, это замечательно.

Если ребенок не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация отложится в пассивном словаре ребенка.

Цель игр – максимум сенсорных впечатлений при кратком эмоциональном речевом комментарии. Например, ребенок копается в песке, а взрослый рядом произносит: «Ух! Какой песок!» с неподдельным восторгом.


1. Игры на формирование звукоподражаний


Игра «Машинка из одеяла»

Взрослый расстилает на пол небольшое покрывало.

Ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль.

Затем ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би».

Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания.

Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой (руль), уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.


Игра «Мусорка»

Взрослый по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп», если попал, «бум», если что-то упало с грохотом».

При этом взрослый сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять.

Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения.


Игра «Дождик»

Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем, на твердую поверхность. Проговаривать звукоподражания «Кап-кап».


Игра «Снег»

Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.


Игра «Будильник»

Для развития кинестетических ощущений и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з».

Взрослый пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка – будильник зазвонил «з-з-з-з».

Затем предлагается ребенку завести будильник взрослому или самому себе.

Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.


Игра «Чудесный мешочек»

Данную игру можно использовать для закрепления простых слов.

Сложить в мешочек: вату, бумагу, бусы и т.д.

Предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.


Игра «Обертки»

Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткань или бумагу разной фактуры.

Увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.


2. Формирование грамматического компонента, навыков словоизменения


Игра «Сортировка игрушек»

Необходимо подготовить несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклеить условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п.

Главное, чтобы игрушки, которые выбраны для сортировки, в именительном падеже, множественном числе имели окончания: -ы, -и.

Предоставляем ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице (на улице или в настольной песочнице в помещении), сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п.

По окончанию игры показываем ребенку одну игрушку, произнося «одна», «один», а затем много таких же игрушек – «много».

Далее: «Это машинА, это машинЫ; Это куклА, это куклЫ».

Окончания слов необходимо выделять интонацией.

Затем – необходимо дать задание «Разложить игрушки по коробкам».

Будет лучше, если взрослый вместе с ребенком подготовит логотип для коробки: вырезать картинку из журнала, нарисовать вместе, наклеить аппликацию и т.п.

По окончанию игры предлагаем ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во множественном числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».


Игра «Теремок»

Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту.

Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади в дом мышку».

Если позволяют речевые возможности ребенка, взрослый просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!».

Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации.

Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».


Игра «Разноцветный сундучок»

Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.


Игра «Домики для животных»

Взрослый предлагает расселить в большие домики, построенные ребенком из природного материала, мам, а в маленькие – деток: «В большой домик поселим медведицу, а в маленький – медвежонка. Дай медвежонка. Дай медведицу».


3. Формирование внутренней речи


Игра «Сортировка»

Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам. В одну коробку – самые высокие бруски, в другую – самые маленькие кубики, в третью – самые толстые цилиндры и т.д.


Игра «Помощник/ца»

Взрослые привлекают ребенка к работе по дому.

Закладывая белье в стиральную машину, взрослый сопровождает свои действия комментарием. Нужно дать ребенку возможность подать взрослому необходимые вещи.

По возможности необходимо стараться готовить пищу совместно – предоставляем возможность ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п.

Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.


Игра «Природная кладовая»

Активно включаем в игры с ребенком природные материалы:

раскладываем камушки, ребенок может пройти по ним босиком – «Гуляем по дну озера»;

раскладываем ракушки – играем «Прогулка по дну моря».

Одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях.


Игра «Книголюбы»

Для речевого развития ребенка родители (бабушки, дедушки или педагоги) могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в какой-нибудь альбом.


Игра «Овощи, фрукты»

Для закрепления лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии или журналы.

Перед походом в магазин необходимо составить наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок.

Поручить ребенку, руководствуясь этим списком, находить товары.

Подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка.

Обязательно нужно привлекать ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок помогает в классификации предметов на группы: «Еда» и «Напитки».

Предлагайте ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «Я, ты, я, ты». Повторять эту игру стоит несколько дней, добиваясь того, чтобы ребенок начал повторять за взрослым эти простые слова.

Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.


Перед началом занятий с ребенком в домашних условиях, предлагайте ему самому выбирать, чем именно вы будете заниматься.

Ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ: краски – рисовать, конструктор – собирать развивающие паззлы и т.д.

Таким образом, ребенок будет учиться планировать свою деятельность.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации