Игры для дошкольников
Пояснительная записка
«В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять»
А.С. Макаренко
Наша жизнь движется вперёд и мы должны идти в ногу со временем. Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме присущ каждому из нас.
В процессе работы по данной программе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики, сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие педагога и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми.
Для создания благоприятного климата в коллективе задача педагога заключается в том, чтобы помочь обучающимся осознать свои ценности и установить свои приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов , стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Научить простым принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводить начатое до конца.
Чтобы в коллективе сложился благоприятный климат, необходимо научить детей сотрудничать. В этом помогут интерактивные игры, а также психологические игры из цикла: «Как научить детей сотрудничать?» Клауса Фопеля. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.
С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. В свою очередь это вызывает необходимость широкого применения современных средств обучения, среди которых важное место занимают технические средства обучения, которые будут использованы для реализации программы.
Одним из основных направлений деятельности является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, активное поддержание физического и психологического здоровья. Бесспорно, психологическое состояние ученика зависит от состояния здоровья. Поэтому одним из аспектов данной программы является формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; помощь в осознанном выборе здорового стиля жизни.
Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Срок обучения 4 года. Занятия ведутся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Обьем программы на каждый из 4-х лет обучения 144 часа в год.
Участники образовательного процесса : дети дошкольного и младшего школьного возраста, педагог.
Цель программы – развитие навыков позитивного социального взаимодействия и нравственного поведения обучающихся через использование интерактивных технологий.
Задачи программы:
Последовательная гуманизация и демократизация образовательного пространства , его психологизация.
Профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата.
Изучение личностных качеств обучающихся, складывающихся отношений в коллективе; содействие формированию дружного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
Помощь обучающимся в изучении своих индивидуальных особенностей, развивающихся в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения.
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей учащихсяобучающегося
Методы диагностики и анализ их результатов перед внедрением программы
1. Методы опроса:
а) анкетирование родителей на выявление особенностей развития ребенка;
б) беседас детьми, с родителями об интеллектуальной и личностной сфере ребенка, его индивидуальных особенностях и творческих возможностях, о нравственном воспитании, о его поведении и мотивах совершаемых им поступков.
2. Тестирование:
Диагностика адаптации учащихся в школе (методика «Школа зверей»). «ЁЖИК»– методика, направленная на изучение агрессии младших школьников погружения в сказку. Диагностика темперамента у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Педагогическое наблюдение в целях выявления потенциала творческих возможностей в развитии ребенка; составление общего впечатление об ученике, его физических особенностях, чистоте, аккуратности, внешнем виде, об общей подвижности, о темпе речи, дикции, его социальных навыках и вежливости (с использованием карты Скотта).
Формы проведения мероприятий:
беседа
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, стихов, сочинений
фотовыставки
конкурсы рисунков
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
КВН
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
семейные викторины
Программа воспитательной работы строится на следующих принципах:
1. Принцип открытости
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Этапы реализации программы:
Комплектование групп.
Для занятий формулируются группы из детей
Количество занимающихся в группе
Численный состав группы – 15 человек
Условия перехода из одной группы в другую
В группу 1 года обучения принимаются дети по желанию.
Группа 2 года обучения комплектуется из числа детей прошедших первый год обучения.
Группа 3 года обучения комплектуется из числа детей прошедших второй год обучения.
Группа 4 года обучения комплектуется из числа детей прошедших третий год обучения.
Материально-техническое обеспечение
Листы бумаги, карандаши, ручки, картон, клей.
Магнитофон, аудиокассеты .
Задачи
Первого года обучения
1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
3. Проявление внутренней позиции ученика.
4. Выявление потенциальных возможностей школьников.
Второго года обучения
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Проявление внутренней позиции.
3. Формирование навыков внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий.
Третьего года обучения
1. Формирование нравственных понятий.
2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
3. Накопление опыта нравственного поведения.
4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
Четвертого года обучения
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
2. Формирование у обучающихся ответственности за свое здоровье.
3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
4. Снижение агрессивности в поведении обучающихся.
5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Используемая литература:
Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе.э – М.: Глобус, 2001
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вербум, 2001.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: Вако, 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.– СПб., 1998.
Классный руководитель. № 1, 2003.
Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (социально-эмоциональное развитие детей) – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе. – М., 2003,
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: 1993.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., Генезис, 2000.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
Щуркова Н.Е., В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова Новые технологии воспитательгого процесса. – М.: 1993.
Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее. – М.: 1995.
Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: Вако, 2004.
Учебно-тематический план
1 года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Часовая нагрузка | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Комплектование группы | 8 | 8 | |
2 | Введение в программу | 2 | 2 | |
3 | Знакомство | 2 | 2 | |
4 | Благоприятный климат в коллективе | 20 | 4 | 16 |
5 | Взаимодействие с людьми, которые нас окружают | 20 | 4 | 16 |
6 | Повышение положительной учебной мотивации | 28 | 10 | 18 |
7 | Повышение стрессоустойчивости | 16 | 6 | 10 |
8 | Развитие навыков уверенного поведения | 16 | 6 | 10 |
9 | Внимание | 16 | 6 | 10 |
10 | Воспитательная работа | 10 | 4 | 6 |
11 | Психологический игры | 2 | | 2 |
12 | Итоговые занятия (промежуточная и итоговая аттестация) | 4 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 144 | 54 | 90 |
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Часовая нагрузка | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2 | Умение решать конфликты | 12 | 4 | 8 |
3 | «Преодоление стрессов» | 14 | 4 | 10 |
4 | «Поучимся общаться» | 18 | 6 | 12 |
5 | Повышение положительной учебной мотивации | 16 | 6 | 10 |
6 | Повышение сплочения коллектива | 18 | 6 | 12 |
7 | Формирование благоприятного климата взаимоотношений | 18 | 6 | 12 |
8 | Взаимодействие с людьми, которые нас окружают | 22 | 10 | 12 |
9 | Умение увидеть различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими другим людям | 18 | 8 | 10 |
10 | Психологические игры | 2 | | 2 |
11 | Итоговые занятия (промежуточная и итоговая аттестация) | 4 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 144 | 53 | 91 |
Учебно-тематический план
3 года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Часовая нагрузка | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2 | Умение решать конфликты | 12 | 4 | 8 |
3 | «Преодоление стрессов» | 14 | 4 | 10 |
4 | «Поучимся общаться» | 18 | 6 | 12 |
5 | Отношение к учению | 16 | 6 | 10 |
6 | Повышение сплочения коллектива | 18 | 6 | 12 |
7 | Формирование благоприятного климата взаимоотношений | 18 | 6 | 12 |
8 | Взаимодействие с людьми, которые нас окружают | 22 | 10 | 12 |
9 | Умение увидеть различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими другим людям | 18 | 8 | 10 |
10 | Психологические игры | 2 | | 2 |
11 | Итоговые занятия (промежуточная и итоговая аттестация) | 4 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 144 | 53 | 91 |
Учебно-тематический план
4 года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Часовая нагрузка | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2 | Умение решать конфликты | 12 | 4 | 8 |
3 | «Преодоление стрессов» | 14 | 4 | 10 |
4 | «Поучимся общаться» | 18 | 6 | 12 |
5 | Повышение положительной учебной мотивации | 16 | 6 | 10 |
6 | Повышение сплочения коллектива | 18 | 6 | 12 |
7 | Формирование благоприятного климата взаимоотношений | 18 | 6 | 12 |
8 | Взаимодействие с людьми, которые нас окружают | 22 | 10 | 12 |
9 | Умение увидеть различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими другим людям | 18 | 8 | 10 |
10 | Психологические игры | 2 | | 2 |
11 | Итоговые занятия (промежуточная и итоговая аттестация) | 4 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 144 | 53 | 91 |
Содержание программы
1-го годаобучения
Тема № 1. Комплектование группы
Теория : Рекламные объявления, блиц – уроки
Форма занятия: беседа
Методы: словесный, игровой
Тема № 2. Введение в образовательную программу
Теория. Знакомство с группой. Информация о содержании программы. Инструктаж по технике безопасности
Форма занятия: беседа
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 3. Знакомство
Дать возможность детям познакомиться.
Игры: «Представление имени», «Паутина»»
Теория – виды игр. Правила игры
Практика – разучивание игры
Форма: занятие – игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 4 Благоприятный климат в коллективе
Формировать дружеские отношения в коллективе.
Способствует благоприятному климату в коллективе
Игры: «Браво», «Вместе нам хорошо», «Фоторяд», «Правда и ложь», «Доброе утро», «Солнечный коридор»,«Синоптики», «Здравствуй, друг!», », «Ты мне нравишься», «Хороший друг», «Биография друга», «Обьятие», «Почесать спинку», «Девиз», «Интервью»
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 5 Взаимодействие с людьми, которые нас окружают
Развитие терпения, необходимое при любом тесном сотрудничестве
Игры: «Шум дождя», «Зоопарк», «Что я люблю делать», «Интервью в день рождения», «Имена», «Заводим друзей», «Ставим цель», «Доверие ближнему».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 6 Повышение положительной учебной мотивации
Развивать уверенность в своих учебных возможностях.
Игры: «Успешность к учению», «Смешные пословицы», «Слепые художники», «Увернись от «пятнашки»», «Рыбаки», «Волшебная веревочка», «Поймай кольцо», «Эхо», «Эйнштейн», «Угадай рисунок», «Отгадай слово», «Повтори -ка», «Сбор урожая».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 7 Повышение стрессоустойчивости
Научить чувствовать себя менее одинокими
Игры: «Преодоление стрессов», «Ракеты», «Зоопарк», «Веселое путешествие», «Фантазии», «Смешные пословицы», «Слово трансформер», «Самый нарядный», «Меткий стрелок», «Вкусная рыбалка», «Увернись от «пятнашки», «Лимонадные фонаты», «Укротитель зверей».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 8 Развитие навыков уверенного поведения
Развивать уверенность в себе
Игры: «Наша команда», «Вместе мы сила», «Разноцветное следствие», «Красочный базар», «Мартышка», «Фруктовая лавка», «Первый учитель», «Я - звезда», «Познай себя»,
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 9 Внимание
Установить спокойную атмосферу, сконцентировать внимание детей
Игры: «Найди сходство», «Поэты», «Писатели», «Отгадай слово», «Ясновидящий», «Повтори-ка», «Нарисуй письмо», «Слушай!», «Угадай друзей», «День - ночь», «Поймай кольцо».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 9 Воспитательная работа
Теория : беседы, диспуты
Практика: экскурсии праздники, встречи
Форма – беседа
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 10 Психологический игры
Обучающиеся имеют возможность просто,
но ярко выразить дружбу и любовь
Игры: «Ученик дня», «Сиамские близнецы», «Ночной поезд», «Волшебная подушка»
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 11 Итоговые занятия
Промежуточная аттестация, подведение итогов года
Форма занятия : комбинированный урок
Методы: словесный, игровой, практический
Содержание программы
2-го годаобучения
Тема № 1. Введение в образовательную программу
Теория. Знакомство с группой. Информация о содержании программы. Инструктаж по технике безопасности
Форма занятия: беседа
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 2 Умение решать конфликты
Научить детей решать конфликты мирно с помощью переговоров.
Игры: «Интервью», «Голосование», «Миру мир», «Добрый и сердитый», «Ковер мира», «Верный друг»
Теория – виды игр. Правила игры
Практика – разучивание игры
Форма: занятие – игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 3 Преодоление стрессов
Научить детей чувствовать себя менее одинокими
Игры: «Преодоление стрессов», «Ты мне нравишься, потому что…», «Победи своего дракона», «Наши достоинства», «Быстро и ловко», «Счастье»
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 4 Поучимся общаться
Развивать чувство собственного достоинства, навыки общения, сплоченность
Игры: «Значимый человек», «Радуга», «Ковер мира», «Ласковые лапки», «Семья – это сем я», «Значимый человек», «Обезьянка», Фруктовая лавка
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 5 Повышение положительной учебной мотивации
Развивать уверенность в своих учебных возможностях, стремление к знаниям.
Игры: «Успешность к учению», «Смешные пословицы», «Слепые художники», «Увернись от «пятнашки»», «Рыбаки», «Волшебная веревочка», «Поймай кольцо», «Эхо», «Эйнштейн», «Угадай рисунок», «Отгадай слово», «Повтори -ка», «Сбор урожая».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 6 Повышение сплоченности коллектива
Воспитывать чувство сплоченности и единства, доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.
Игры: «Поделись с ближним», «Фруктовая лавка», «Веселое путешествие», «Морской бой», «Волшебная веревочка», «Поймай кольцо», «Сплоченная команда», «Волшебный волейбол».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 7 Взаимодействие с людьми, которые нас окружают
Формирование ценностного отношения к семье, школе, друзьям и к окружающим
Игры: «Интервью», «Мой портрет в лучах солнца», «Небылица», «Слово - трансформер», «Кто я такой?», «Аналогии», «Угадай друзей», «Перекати поле»
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема №8 Умение увидеть различие между тем, каким мы представляемся самим себе, какими другим людям
Помочь детям почувствовать и осознать, что они делают и чувствуют в разных ситуациях
Игры «Я в своих глазах и глазах других», «Наши чувства, желания, настроение», «Все мы чем - то похожи», «Я - игрушка»,
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема №9 Психологический игры
Обучающиеся имеют возможность просто,
но ярко выразить дружбу и любовь
Игры: «Довольный - сердитый», «Неожиданные картинки», «Разбуди дух», «Три лица».
Теория – виды игр, правила
Практика – разучивание игр
Форма – занятие игра
Методы: словесный, игровой, практический
Тема № 10 Итоговые занятия
Промежуточная аттестация, подведение итогов года
Форма занятия : комбинированный урок
Методы: словесный, игровой, практический
Методическое обеспечение образовательной программы
Процесс обучения по программе должен опираться на имеющийся жизненный опыт детей, их представления об окружающем мире. Совместно с педагогом дети осваивают содержание программы в процессе активной творческой деятельности. Образовательный процесс построен на последовательности, доступности и дифференциации обучения с учетом особенностей дошкольного и младшего школьного возраста, приоритета эмоциональной сферы, образности мышления. Для реализации программы необходимо на занятиях учитывать следующие факторы:
В ходе игры дети общаются друг с другом не так, как в обычной жизни.
По окончании игры анализируется и обсуждается полученный опыт. Педагог помогает детям выразить и обсудить свои впечатления, делать выводы.
Для проведения игр дети садятся в круг, чтобы каждый мог поговорить друг с другом, поделиться переживаниями, выразить свое суждение и эмоции.
Для успешной реализации программы дети должны освоить следующие правила:
- Проанализируй ситуацию, в которой оказался и прими решение, не позволяя себя подгонять.
- Взаимоотношения людей – большая ценность, важно уметь поддерживать их.
- Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь.
- Не обижай других людей.
- Не нападай на других, когда тебе плохо.
- Избегай лжи и тайны.
- Научись отдыхать.
- Доводи начатое до конца.