Предварительный просмотр презентации
Игры на развитие фонематического слуха Учитель-логопед Барабанова О.М. МБДОУ №9
Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи .
Последовательность работы над звуком: Знакомство со звуком (выделение его на слух). Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий). Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове (с опорой на картинки). Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки. Составление слогов, слов из заданных звуков.
Работа по дифференциации звуков: Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий). Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки. Запись слогов, слов на изучаемые звуки. Составление звуковых схем, слогов, слов.
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха «Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.) «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово». Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. «Зоркий глаз» Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё». Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ],«Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э],«Ё» - [О] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р]. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»). Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц]. Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Игра «Сигнальщики»
Игра «Найди место звука в слове»
Игра «Найди место звука в слове»
Игра «Повтори не ошибись»
Игра «Прочитай слово по первым буквам»
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Литература 1. Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991. 3. Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991. 4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1994. 5. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995. 6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989. 7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997. 8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.