12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кива Ирина Юрьевна2190
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»

Основным компонентом правильной речи являются сформированные фонематические процессы. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Несовершенные фонематические процессы, с одной стороны, отрицательно влияют на становление правильного произношения звуков, с другой – тормозят, усложняют формирование навыков звукового анализа, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное формирование процесса чтения и письма.

Сформированные фонематические процессы, являясь одними из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивают и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную и регулятивную деятельность. В результате этого, несформированность фонематических процессов занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и в последствие школьного возраста. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции. Опираться  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, в настоящее время является востребованным внедрение в коррекционный процесс новых технологий и методик, которые позволяют сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным и увлекательным, одним из которых является лэпбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

В рамках развития фонематических процессов, нами был разработан Лэпбук «Развитие фонематического слуха», который позволяет развивать:

- умение различать и воспроизводить разные по высоте голоса,

-развивать интонационную выразительность,

- способность различать слова, близкие по звуковому составу,

-выделять лишнее слово,

- умение определять длинные и короткие звучания, количество слогов,

- умения определять первый звук в слове,

- умение дифференцировать гласные - согласные звуки, твёрдые - мягкие согласные

В данный лэпбук включены такие игры как:

Лишнее слово (Рисунок 1.Лишнее слово)

Цель: развитие способности различать слова, близкие по звуковому составу, выделять лишнее.

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенку предлагается назвать картинки ряда и зачеркнуть лишнюю картинку. После проверки, ответы стираются и карточки меняются.

Рисунок 1.Лишнее слово

 

Веселые семейки (Рисунок 2.Веселые семейки)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом (в соответствии с голосом героя).

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Далеко - близко(Рисунок 2.Далеко-близко)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Рисунок 2.Веселые семейки

 

Похожие слова (Рисунок 3.Похожие слова)

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок крутит стрелку и называет слова, находящиеся друг напротив друга.

2. Работа в парах или с педагогом.

Педагог (ребенок) произносит слова, ребенок повторяет и показывает соответствующие картинки.

Рисунок 3.Похожие слова

 

Длинное – короткое слово (Рисунок 4. Длинное- короткое слово)

Цель: развитие умения определять длинные и короткие звучания, количество слогов

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произнося слово держится за ленту внизу, доходя до узелка слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и, произнося слово, держится за ленту внизу, доходя до узелка - слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

Рисунок 4. Длинное - короткое слово

 

Звуковая пирамидка (Рисунок 5.Звуковвая пирамидка)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Произнося слова, определяет первый звук в слове (гласный - фишка на красный кружок, согласный - на синий) и так далее ребенок передвигает шишку по стрелочкам. Затем попадает к герою и игра заканчивается. Ребенок открывает карточку и проверяет к тому ли он герою пришел.

Рисунок 5.Звуковая пирамидка

 

Звуковой узор (Рисунок 6. Звуковой узор)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и прикладывает к магниту. Произнося слова, определяет первый звук в слове (согласный мягкий – зеленый магнит, согласный твердый - на синий) и так далее по ребенок располагает фишки на поле. Затем ребенок находит карточку с ответом и проверяет, правильный ли узор у него получился.

Рисунок 6. Звуковой узор

Деятельность с готовым лэпбуком осуществляется в форме самостоятельной деятельности детей, в парах, с педагогом, с родителями.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому, так как все составляющие части легко можно делить, вынимая из папки. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В ходе осуществления деятельности с лэпбуком были достигнуты следующие результаты

Повысился уровень развития фонематических представлений;

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

Повысились уровень сформированности социально-коммуникативных навыков детей.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.