Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»
Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»
Основным компонентом правильной речи являются сформированные фонематические процессы. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Несовершенные фонематические процессы, с одной стороны, отрицательно влияют на становление правильного произношения звуков, с другой – тормозят, усложняют формирование навыков звукового анализа, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное формирование процесса чтения и письма.
Сформированные фонематические процессы, являясь одними из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивают и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную и регулятивную деятельность. В результате этого, несформированность фонематических процессов занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и в последствие школьного возраста. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции. Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, в настоящее время является востребованным внедрение в коррекционный процесс новых технологий и методик, которые позволяют сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным и увлекательным, одним из которых является лэпбук.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
В рамках развития фонематических процессов, нами был разработан Лэпбук «Развитие фонематического слуха», который позволяет развивать:
- умение различать и воспроизводить разные по высоте голоса,
-развивать интонационную выразительность,
- способность различать слова, близкие по звуковому составу,
-выделять лишнее слово,
- умение определять длинные и короткие звучания, количество слогов,
- умения определять первый звук в слове,
- умение дифференцировать гласные - согласные звуки, твёрдые - мягкие согласные
В данный лэпбук включены такие игры как:
Лишнее слово (Рисунок 1.Лишнее слово)
Цель: развитие способности различать слова, близкие по звуковому составу, выделять лишнее.
Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенку предлагается назвать картинки ряда и зачеркнуть лишнюю картинку. После проверки, ответы стираются и карточки меняются.
Рисунок 1.Лишнее слово
Веселые семейки (Рисунок 2.Веселые семейки)
Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности
1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом (в соответствии с голосом героя).
2. Работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
Далеко - близко(Рисунок 2.Далеко-близко)
Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности
1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
2. Работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
Рисунок 2.Веселые семейки
Похожие слова (Рисунок 3.Похожие слова)
Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу
Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности
1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок крутит стрелку и называет слова, находящиеся друг напротив друга.
2. Работа в парах или с педагогом.
Педагог (ребенок) произносит слова, ребенок повторяет и показывает соответствующие картинки.
Рисунок 3.Похожие слова
Длинное – короткое слово (Рисунок 4. Длинное- короткое слово)
Цель: развитие умения определять длинные и короткие звучания, количество слогов
1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку и произнося слово держится за ленту внизу, доходя до узелка слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.
2. Работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку и, произнося слово, держится за ленту внизу, доходя до узелка - слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.
Рисунок 4. Длинное - короткое слово
Звуковая пирамидка (Рисунок 5.Звуковвая пирамидка)
Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки
Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку. Произнося слова, определяет первый звук в слове (гласный - фишка на красный кружок, согласный - на синий) и так далее ребенок передвигает шишку по стрелочкам. Затем попадает к герою и игра заканчивается. Ребенок открывает карточку и проверяет к тому ли он герою пришел.
Рисунок 5.Звуковая пирамидка
Звуковой узор (Рисунок 6. Звуковой узор)
Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать согласные звуки
Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.
Ребенок выбирает карточку и прикладывает к магниту. Произнося слова, определяет первый звук в слове (согласный мягкий – зеленый магнит, согласный твердый - на синий) и так далее по ребенок располагает фишки на поле. Затем ребенок находит карточку с ответом и проверяет, правильный ли узор у него получился.
Рисунок 6. Звуковой узор
Деятельность с готовым лэпбуком осуществляется в форме самостоятельной деятельности детей, в парах, с педагогом, с родителями.
В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому, так как все составляющие части легко можно делить, вынимая из папки. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В ходе осуществления деятельности с лэпбуком были достигнуты следующие результаты
Повысился уровень развития фонематических представлений;
Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
Повысились уровень сформированности социально-коммуникативных навыков детей.