Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»

13
0
Материал опубликован 4 May 2018 в группе

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию фонематического слуха»

Основным компонентом правильной речи являются сформированные фонематические процессы. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Несовершенные фонематические процессы, с одной стороны, отрицательно влияют на становление правильного произношения звуков, с другой – тормозят, усложняют формирование навыков звукового анализа, без которых, в свою очередь, невозможно полноценное формирование процесса чтения и письма.

Сформированные фонематические процессы, являясь одними из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивают и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную и регулятивную деятельность. В результате этого, несформированность фонематических процессов занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и в последствие школьного возраста. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции. Опираться  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, в настоящее время является востребованным внедрение в коррекционный процесс новых технологий и методик, которые позволяют сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным и увлекательным, одним из которых является лэпбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

В рамках развития фонематических процессов, нами был разработан Лэпбук «Развитие фонематического слуха», который позволяет развивать:

- умение различать и воспроизводить разные по высоте голоса,

-развивать интонационную выразительность,

- способность различать слова, близкие по звуковому составу,

-выделять лишнее слово,

- умение определять длинные и короткие звучания, количество слогов,

- умения определять первый звук в слове,

- умение дифференцировать гласные - согласные звуки, твёрдые - мягкие согласные

В данный лэпбук включены такие игры как:

Лишнее слово (Рисунок 1.Лишнее слово)

Цель: развитие способности различать слова, близкие по звуковому составу, выделять лишнее.

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенку предлагается назвать картинки ряда и зачеркнуть лишнюю картинку. После проверки, ответы стираются и карточки меняются.

Рисунок 1.Лишнее слово

 

Веселые семейки (Рисунок 2.Веселые семейки)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом (в соответствии с голосом героя).

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Далеко - близко(Рисунок 2.Далеко-близко)

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произносит реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Педагог (ребенок) произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

Рисунок 2.Веселые семейки

 

Похожие слова (Рисунок 3.Похожие слова)

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу

Цель: развитие умения различать и воспроизводить разные по высоте голоса, развитие интонационной выразительности

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок крутит стрелку и называет слова, находящиеся друг напротив друга.

2. Работа в парах или с педагогом.

Педагог (ребенок) произносит слова, ребенок повторяет и показывает соответствующие картинки.

Рисунок 3.Похожие слова

 

Длинное – короткое слово (Рисунок 4. Длинное- короткое слово)

Цель: развитие умения определять длинные и короткие звучания, количество слогов

1.Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и произнося слово держится за ленту внизу, доходя до узелка слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

2. Работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и, произнося слово, держится за ленту внизу, доходя до узелка - слог заканчивается. Затем ребенок соотносит картинку со схемой.

Рисунок 4. Длинное - короткое слово

 

Звуковая пирамидка (Рисунок 5.Звуковвая пирамидка)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку. Произнося слова, определяет первый звук в слове (гласный - фишка на красный кружок, согласный - на синий) и так далее ребенок передвигает шишку по стрелочкам. Затем попадает к герою и игра заканчивается. Ребенок открывает карточку и проверяет к тому ли он герою пришел.

Рисунок 5.Звуковая пирамидка

 

Звуковой узор (Рисунок 6. Звуковой узор)

Цель: развитие умения определять первый звук в слове, дифференцировать согласные звуки

Самостоятельная деятельность, работа в парах или с педагогом.

Ребенок выбирает карточку и прикладывает к магниту. Произнося слова, определяет первый звук в слове (согласный мягкий – зеленый магнит, согласный твердый - на синий) и так далее по ребенок располагает фишки на поле. Затем ребенок находит карточку с ответом и проверяет, правильный ли узор у него получился.

Рисунок 6. Звуковой узор

Деятельность с готовым лэпбуком осуществляется в форме самостоятельной деятельности детей, в парах, с педагогом, с родителями.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому, так как все составляющие части легко можно делить, вынимая из папки. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В ходе осуществления деятельности с лэпбуком были достигнуты следующие результаты

Повысился уровень развития фонематических представлений;

Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

Повысились уровень сформированности социально-коммуникативных навыков детей.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.