Дидактическое пособие «Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков»
Игровое пособие:
Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков.
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Дифференциация оппозиционных звуков,
2. Расширение, уточнение словарного запаса.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие фразовой речи.
Данное пособие может применяться на логопедических занятиях с воспитанниками подготовительной группы детского сада, младшими школьниками.
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. При поступлении ребенка в школу на первом плане стоит развитие устной речи – звукопроизношения, сформированности фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Однако многие ученики в процессе овладения письменной речью испытывают трудности. Они допускают ошибки, в основе которых лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов, появление лишних букв или слогов, их перестановки обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка (смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие согласные, согласные, различающиеся по способу и месту образования и т.п.).
Данное пособие направлено на развитие фонематического слуха, однако наряду с этим предусматривает работу над слоговой структурой слов, фонематическим восприятием, формированием грамматических категорий, развитием фразовой речи.
Пособие состоит из коробки, листов-карточек с картинками, в названии которых представлены дифференцируемые звуки, набора фишек, кубика, белой фишки для закрытия картинки.
Игра 1. «Догадайся, о чем я говорю». Логопед описывает картинку, ребенок называет ее, определяет, какой звук из заданной пары есть в названии этой картинки.
Игра 2. «Дорожки». Можно играть с несколькими детьми. Каждый ребенок берет себе фишку. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по дорожкам справа налево сверху вниз на столько картинок, сколько точек выпало на кубике. Называют последнюю картинку, определяют звук из заданной пары. Вариант игры: назвать это слово во множественном числе. Вариант игры: образовать новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Игра 3. «Чего нет?». Ребенок называет картинку на заданный звук, затем закрывает ее белой фишкой, говорит фразу: «Нет … », называя картинку в родительном падеже.
Игра 4. «Хлопну – посмотри, слово подбери». Логопед предлагает разделить все слова на карточке на слоги хлопками. При этом хлопок на ударный слог должен быть более сильным, после него – небольшая пауза. Далее логопед хлопает и предлагает ребенку выбрать слово по количеству хлопков (сперва без привязки к ударению, затем с выбором ударного слога). На третьем этапе ребенок должен выбрать слово на заданный звук и на заданное количество слогов. В игре можно использовать слоговые схемы.
Игра 5. «От слова к предложению». Логопед предлагает ребёнку выбрать картинку на заданный звук, поставить на нее фишку. Это слово для составления предложения. Затем бросить кубик, сосчитать количество точек и придумать предложение с таким же количеством слов. При выпадении одной точки – переброс. В игре можно использовать схемы предложения.