Игры на развитие самовосприятия для детей с различными особенностями развития (РАС, ЗПР)
Игры на развитие самовосприятия.
Цели: формирование представления о непрерывности собственного тела, его целостности.
Материалы: малярный скотч, фломастеры для рисования по телу, фигурки зверей, массажный мячик
ТЕРЕМОК
Взрослый рассказывает сказку «Теремок» по телу ребенка. Садится напротив. «Теремок» - это место на груди у ребенка, оно обозначается жестом после слов «Стоит в поле теремок». «Бежит мышка-норушка» - по одной руке ребенка взрослый проводит легкие семенящие движения пальцами, от ладони к плечу, и «Мышка» забирается в Теремок – взрослый дотрагивается до груди ребенка. Пока Мышка бежит, она пищит «пи-пи-пи». По другой руке прыгает лягушка-квакушка, по ноге – зайка, по другой – лисичка, снова по ручке – волк, по ножке – медведь. Персонажей приходит столько, сколько у ребенка хватает внимания. Сначала всё происходит под зрительным контролем: ребенок прослеживает маршруты животных по различным частям тела. Это игровой массаж.
Каждый персонаж перемещается по телу ребенка с определенной силой нажатия, интонацией и тембром голоса взрослого. Потом можно вводить деревянные фигурки зверей. Постепенно уменьшается зрительный контроль: «звери» бегают по шейке, спинке, по головке, т.е. по тем местам, которые ребенок не видит.
Наклеиваем малярный скотч на одежду ребёнка – это дорога, по которой едет маленькая машинка – по ногам, по рукам, по животу и груди.
Рисуем специальными фломастерами по телу дорожки
Результаты: появляется представление о теле как о целостном, ребенок без зрительного контроля может осуществлять различные действия руками, ногами и только теперь может сам снимать с себя одежду и частично одеваться (натянуть штаны, просунуть руки в рукава); активно исследует пространство на телесном уровне (нравится полоса препятствий, залезать в щели и узкие места)