КРЗ «Развитие эмпатии у детей с ЗПР»

2
0
Материал опубликован 5 March 2018

Пояснительная записка.

Программа психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПк. Рекомендации из выписки заключения ТПМПк: развитие познавательной деятельности: анализ, синтез, обобщение, установление причинно – следственных связей и зависимостей. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала. Обучение по АООП для детей с задержкой психического развития. Все учащиеся имеют одинаковый диагноз и схожую структуру нарушения интеллекта. Но, при составлении программы психологического сопровождения и коррекции учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития.

Коррекционно – развивающее занятие «Развитие эмпатии у детей» входит в программу курса коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы учащихся», расположено во II полугодии на 3 – ей неделе учебных занятий, которая имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально – волевой сферы.

Задачи:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развитие;

- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;

- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;

- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

- развивать воображение;

- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

- развивать эмоционально – волевую сферу;

- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Форма проведения: групповая.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Возраст учащихся: 3 класс.

 

Конспект коррекционно – развивающего занятия.

Тема: «Развитие эмпатии у детей».

Цель: Развивать эмоционально – волевую сферу учащихся, а также способность детей понимать эмоциональное состояние человека, положительное отношение, сопереживание к окружающим людям.

Задачи:

1. Развивать пространственное восприятие, воображение через использование психогимнастических упражнений. Развивать наблюдательность че­рез определение мимики лица на схематическом изображении. Развивать мелкую моторику рук через упражнения пальчиковой игры. Развивать у де­тей чувства понимания и сопереживания к окружающим людям.

2. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям посред­ством анализа произведения В. Осеевой «Плохо».

3. Разъяснить детям значение понятия «равнодушие» с помо­щью рассказа, поговорок. Обучить детей умению направлять свое внимание на мышечное ощущение через релаксацию.

Инструментарий: Магнитная доска, карточки-характеристики, аудиозаписи для релаксации.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы, самые старшие гномы, познакомим вас с малень­кими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих чело­вечков зовут также гномиками, и это будете вы. Они такие же ма­ленькие, бывают еще меньше. Давайте покажем, какие они маленькие. Вот какие маленькие бывают гномики. Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая.

- Давайте представим, что на ногах у гномиков деревянные баш­мачки, которые громко стучат. Как?

- И представим, что на головах – забавные шапочки с коло­кольчиками, которые звенят: «динь-динь». Встанем в круг. Голов­кой влево, наклоним подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали «динь-динь». Теперь головкой: скло­нились к плечику, наклонились, послушали другим ушком «динь-динь». Теперь головку вперед: склоним, стараемся коснуться под­бородком своей курточки, опять покачали своими головками. На­зад головку опрокинули, послушали. Очень весело стало гномикам. Давай они головами кружить. Гномики, пошли на озеро! Представьте, что вы свои руки в воду опустили, вода прохладная; поболтали ими в воде, как будто это не руки, а две веревочки на плечах болтаются. Встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай рука­ми махать влево-вправо. Разболтались гномики, начали брызгать­ся. Обрызгали старшего гнома.

II. Введение в тему занятия.

- Ой, нашего гнома всего обрызгали, он промок и плачет. Ребя­та, нужно пожалеть его. Вам жалко? Кому не жалко? А как называ­ют человека, которому не жалко, который не сопереживает и не пытается помочь?

- Послушайте внимательно рассказ В. Осеевой «Плохо».

«Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчи­ка и ждали, что же будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам:

- Как вам не стыдно?

- За что стыдно? Мы ничего не сделали, - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».

- Ребята, о чем этот рассказ? Почему женщина гневно разговаривала с мальчиками?

- Почему мальчики так поступили? Возможен ли другой вариант поведения?

- Как бы вы поступили на их месте?

Составление психологического портрета равнодушного человека

Посмотрите на доску. На ней, вы видите, написаны слова: хоро­ший, черствый, безразличный, отзывчивый, добрый, нехороший, бездушный, злой.

- Какие слова подходят к равнодушному человеку?

- Может ли равнодушный человек быть хорошим другом?

- Можно ли помочь равнодушному человеку измениться в луч­шую сторону?

Послушайте пословицы и поговорки и скажите, под­ходят ли они к теме нашего разговора?

1. В ус не дует. 2. Моя хата с краю.

Ребята, о чем мы сейчас говорили? Хорошо ли быть равнодушным человеком?

III. Пальчиковые игры.

- А теперь, гномики, давайте все вместе поиграем пальчиками. Я показываю, а вы все повторяете.

Как у нашей Белоснежки

(хлопки в ладоши: то правая рука сверху, то левая).

Жили в маленькой избушке 7 гномиков

(сложить руки углом. Показать 7 пальцев).

Все без бровей (очертить брови пальцами).

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам).

Вот с такими носами (показать двумя ладонями с расширенны­ми пальцами).

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы).

Вот с такой головой (очертить большой круг головой).

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду).

Они не ели и не пили, на Белоснежку все глядели (держа руки у глаз, похлопать паль­цами, как ресницами).

И все делали вот так! (руки в замочек).

IV Релаксация.

Упражнения с использованием музыки.

- Гномики вы волшебные, поэтому можете превращаться в раз­ных животных. Сядьте поудобнее, закройте глаза, последите за сво­им дыханием.

1. Представьте себе, что в вашей левой руке лимон. Сожмите его сильно, почувствуйте это ощущение. А теперь разожмите и ощутите свои мускулы, когда они расслаблены (2-3 раза). Потом с правой руки.

2. Представьте себя кошкой, вытяните руки перед собой, под­нимите их вверх высоко-высоко, потянитесь, вздохните. Теперь по­тянитесь вперед и выдохните. Ощутите, что ваши плечи совершенно расслаблены. Опять потянитесь вперед, вверх. Вам очень приятно, тепло, лениво.

3. Теперь вы стали черепашками.

Вдруг опасность: втяните голову в себя. Нелегко быть чере­пашкой в панцире. Вытянитесь из домика, теперь опять втянитесь быстрее, чтобы успеть защитить себя. Теперь выгляните из доми­ка, опасность прошла, почувствуйте ощущение расслабленности. Вы сосредоточены на своем дыхании: вдох - выдох, ... на счет 5 вы откроете глаза...

V.Упражнения на эмоции.

Эмоции удовлетворения:.

- Ребята, а вы умеете изображать разные эмоции?

- Посмотрите друг на друга. Вот какие мы молодцы, мы до­вольны собой, нам приятно. Покажите это:

- большой палец поднимите вверх, остальные сжаты в кулачок;

- мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;

- гладим себя по груди - вот мы какие ловкие и смелые.

Эмоции страха:

- мы испугались, нам страшно;

- сжались все в комочек, застыли;

- брови подняли вверх;

-глазки широко раскрыли, боимся издохнуть и пошевелиться;

- рот приоткрыли;

- головку втянули в плечи;

- руками вцепились в стул;

- задрожали, зубами застучали;

- слово сказать не можем.

Но мы пересилили страх, и теперь мы довольные, смелые и радостные. Давайте опять покажем, как мы довольны. Как нам хорошо!

VI. Итог занятия.

- Ребята, чему мы научились на этих упражнениях? Что делали?

- С кем мы сегодня встречались на нашем занятии? Кем вы были?

- Чем вы занимались? Чему учились?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.