КРЗ «Развитие эмпатии у детей с ЗПР»
Пояснительная записка.
Программа психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПк. Рекомендации из выписки заключения ТПМПк: развитие познавательной деятельности: анализ, синтез, обобщение, установление причинно – следственных связей и зависимостей. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала. Обучение по АООП для детей с задержкой психического развития. Все учащиеся имеют одинаковый диагноз и схожую структуру нарушения интеллекта. Но, при составлении программы психологического сопровождения и коррекции учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности детей, опираясь на зону их ближайшего развития.
Коррекционно – развивающее занятие «Развитие эмпатии у детей» входит в программу курса коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы учащихся», расположено во II полугодии на 3 – ей неделе учебных занятий, которая имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развитие;
- стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;
- формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;
- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;
- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;
- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;
- развивать воображение;
- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;
- развивать эмоционально – волевую сферу;
- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Форма проведения: групповая.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Возраст учащихся: 3 класс.
Конспект коррекционно – развивающего занятия.
Тема: «Развитие эмпатии у детей».
Цель: Развивать эмоционально – волевую сферу учащихся, а также способность детей понимать эмоциональное состояние человека, положительное отношение, сопереживание к окружающим людям.
Задачи:
1. Развивать пространственное восприятие, воображение через использование психогимнастических упражнений. Развивать наблюдательность через определение мимики лица на схематическом изображении. Развивать мелкую моторику рук через упражнения пальчиковой игры. Развивать у детей чувства понимания и сопереживания к окружающим людям.
2. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям посредством анализа произведения В. Осеевой «Плохо».
3. Разъяснить детям значение понятия «равнодушие» с помощью рассказа, поговорок. Обучить детей умению направлять свое внимание на мышечное ощущение через релаксацию.
Инструментарий: Магнитная доска, карточки-характеристики, аудиозаписи для релаксации.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы, самые старшие гномы, познакомим вас с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут также гномиками, и это будете вы. Они такие же маленькие, бывают еще меньше. Давайте покажем, какие они маленькие. Вот какие маленькие бывают гномики. Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая.
- Давайте представим, что на ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как?
- И представим, что на головах – забавные шапочки с колокольчиками, которые звенят: «динь-динь». Встанем в круг. Головкой влево, наклоним подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали «динь-динь». Теперь головкой: склонились к плечику, наклонились, послушали другим ушком «динь-динь». Теперь головку вперед: склоним, стараемся коснуться подбородком своей курточки, опять покачали своими головками. Назад головку опрокинули, послушали. Очень весело стало гномикам. Давай они головами кружить. Гномики, пошли на озеро! Представьте, что вы свои руки в воду опустили, вода прохладная; поболтали ими в воде, как будто это не руки, а две веревочки на плечах болтаются. Встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай руками махать влево-вправо. Разболтались гномики, начали брызгаться. Обрызгали старшего гнома.
II. Введение в тему занятия.
- Ой, нашего гнома всего обрызгали, он промок и плачет. Ребята, нужно пожалеть его. Вам жалко? Кому не жалко? А как называют человека, которому не жалко, который не сопереживает и не пытается помочь?
- Послушайте внимательно рассказ В. Осеевой «Плохо».
«Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что же будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- За что стыдно? Мы ничего не сделали, - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».
- Ребята, о чем этот рассказ? Почему женщина гневно разговаривала с мальчиками?
- Почему мальчики так поступили? Возможен ли другой вариант поведения?
- Как бы вы поступили на их месте?
Составление психологического портрета равнодушного человека
Посмотрите на доску. На ней, вы видите, написаны слова: хороший, черствый, безразличный, отзывчивый, добрый, нехороший, бездушный, злой.
- Какие слова подходят к равнодушному человеку?
- Может ли равнодушный человек быть хорошим другом?
- Можно ли помочь равнодушному человеку измениться в лучшую сторону?
Послушайте пословицы и поговорки и скажите, подходят ли они к теме нашего разговора?
1. В ус не дует. 2. Моя хата с краю.
Ребята, о чем мы сейчас говорили? Хорошо ли быть равнодушным человеком?
III. Пальчиковые игры.
- А теперь, гномики, давайте все вместе поиграем пальчиками. Я показываю, а вы все повторяете.
Как у нашей Белоснежки
(хлопки в ладоши: то правая рука сверху, то левая).
Жили в маленькой избушке 7 гномиков
(сложить руки углом. Показать 7 пальцев).
Все без бровей (очертить брови пальцами).
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам).
Вот с такими носами (показать двумя ладонями с расширенными пальцами).
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы).
Вот с такой головой (очертить большой круг головой).
Вот с такой бородой (показать руками большую бороду).
Они не ели и не пили, на Белоснежку все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами).
И все делали вот так! (руки в замочек).
IV Релаксация.
Упражнения с использованием музыки.
- Гномики вы волшебные, поэтому можете превращаться в разных животных. Сядьте поудобнее, закройте глаза, последите за своим дыханием.
1. Представьте себе, что в вашей левой руке лимон. Сожмите его сильно, почувствуйте это ощущение. А теперь разожмите и ощутите свои мускулы, когда они расслаблены (2-3 раза). Потом с правой руки.
2. Представьте себя кошкой, вытяните руки перед собой, поднимите их вверх высоко-высоко, потянитесь, вздохните. Теперь потянитесь вперед и выдохните. Ощутите, что ваши плечи совершенно расслаблены. Опять потянитесь вперед, вверх. Вам очень приятно, тепло, лениво.
3. Теперь вы стали черепашками.
Вдруг опасность: втяните голову в себя. Нелегко быть черепашкой в панцире. Вытянитесь из домика, теперь опять втянитесь быстрее, чтобы успеть защитить себя. Теперь выгляните из домика, опасность прошла, почувствуйте ощущение расслабленности. Вы сосредоточены на своем дыхании: вдох - выдох, ... на счет 5 вы откроете глаза...
V.Упражнения на эмоции.
Эмоции удовлетворения:.
- Ребята, а вы умеете изображать разные эмоции?
- Посмотрите друг на друга. Вот какие мы молодцы, мы довольны собой, нам приятно. Покажите это:
- большой палец поднимите вверх, остальные сжаты в кулачок;
- мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;
- гладим себя по груди - вот мы какие ловкие и смелые.
Эмоции страха:
- мы испугались, нам страшно;
- сжались все в комочек, застыли;
- брови подняли вверх;
-глазки широко раскрыли, боимся издохнуть и пошевелиться;
- рот приоткрыли;
- головку втянули в плечи;
- руками вцепились в стул;
- задрожали, зубами застучали;
- слово сказать не можем.
Но мы пересилили страх, и теперь мы довольные, смелые и радостные. Давайте опять покажем, как мы довольны. Как нам хорошо!
VI. Итог занятия.
- Ребята, чему мы научились на этих упражнениях? Что делали?
- С кем мы сегодня встречались на нашем занятии? Кем вы были?
- Чем вы занимались? Чему учились?