Индивидуальная программа развития (ИПР) на ребёнка с ЗПР

3
0
Материал опубликован 22 October 2022

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»



УТВЕРЖДАЮ

директор ГБДОУ

«Детский сад «Солнышко»

____________ФИО

___________2022г.







ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(ИПР)

на ребенка с ЗПР

ФИ ребенка

2022/2023 учебный год








Ответственная за реализацию программы:

педагог-психолог: Ильина А.Ю.









Владикавказ

Содержание ИПР


Пояснительная записка

Часть 1.Целевой раздел программы.

1.1.Цели и задачи программы.

1.2.Нормативно-правовые документы.


Часть 2 . Содержательный раздел программы.
2.1. Общие сведения о ребенке.

2.2. Заключения и рекомендации РПМПк.
2.3.
Психолого-педагогическая характеристика входящей диагностики

2.4. Специальные условия, необходимые для обучающегося.

2.5. Планируемые и достигнутые результаты освоения образовательных областей

2.6. Календарно-тематическое планирование на 2022-2023г.


Часть 3. Организационный раздел программы.
3.1. Взаимодействие с семьей обучающегося.

3.2. Методическое и материально-техническое обеспечение для реализации программы.

3.3. Мониторинг достижений обучающегося.

































Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с ребенком – инвалидом, ребенком с ОВЗ со сложной структурой дефекта (задержка психоречевого развития), посещающим ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко».   Программа  направлена на обретение обучающимся жизненных компетенций. Для достижения максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков в психическом и речевом развитии.

Настоящая ИПР разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе: 

- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста «Программа развития познавательных процессов у детей с ЗПРР».

-Основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко» г. Владикавказа разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015г.

-Современных технологий коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ.

Данная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.


Часть 1.  Целевой раздел программы.

Цели и задачи программы.

Цель реализации ИПР– всестороннее развитие личности ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, развитие высших психических функций (мышление, восприятие, внимание, память, эмоционально-волевой сферы и личности в целом), социально-коммуникативной сферы и поведенческих особенностей.

Задачи программы:
• Овладение ребенком средствами коммуникации (речевыми и неречевыми);
• Формирование сенсорно-перцептивной сферы (сенсорное развитие);
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
• Развитие предметных и предметно-игровых действий;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
• Создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности, интересу к предметному миру и человеку;
• Формирование основ норм и правил поведения;
• Формирование восприятия художественной литературы, фольклора;
• Развитие общей и мелкой моторики, согласованность движений обеих рук, способность прослеживать их взглядом в процессе  выполнения простых действий с предметами (пальцевый захват предметов их удержание, поворачивание, совмещение и т.д.), развитие координации движений;
• Создание благоприятных условий для развития ребенка во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: специалистами ГБДОУ и родителями.
 В соответствии с ФГОС настоящая программа включает содержание основных видов деятельности пяти  образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
 
1.2. Нормативно-правовые документы.
Программа разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;        
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  30 августа 2013 г. N 1014 г.  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – дошкольного образования».         
-«Концепции дошкольного воспитания»;         
- «Конвенции о правах ребенка»;         
- Требований СанПиНа 2.4.1.3049-13. утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.; 

-Устава ГБДОУ. 
  
Часть 2 . Содержательный раздел программы.

2.1 Общие сведения о ребенке.
Ф. И.О.: ____________________
Дата рождения: _________________

Социальный статус: _____________(инвалид, ОВЗ)

Сведения о родителях:

Мать: _________________

Папа: ________________

Состав семьи: _______________________-


2.2. Заключение и рекомендации РПМПК.

Заключение: по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».

Рекомендации:

1.Воспитание и обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с ЗПР.

2.Индивидуальные и мини-групповые занятия с учителем логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.

Направление деятельности педагога-психолога:

-формирование социально-эмоциональной коммуникации;

-занятия коммуникативно-творческой направленности.

2.3. Психолого-педагогическая характеристика входящей диагностики.

Мышление: инертность (пассивность), низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной деятельности, нарушение процессов обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, трудность усвоения специальных понятий и обобщающих слов; низкий уровень словесно-логического мышления.

Восприятие: необходимо более длительное время для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Внимание: повышенная истощаемость произвольного внимания, недостаточная способность концентрации внимания, неумение сосредоточится на существенных признаках воспринимаемых объектов, спонтанная реакция на разные внешние раздражители.

Память: снижение объема памяти, скорости запоминания.

Эмоционально-волевая сфера и личность в целом: испытывает затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения, не может дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

Понимание инструкции: трудности в понимании инструкции.

Сформированность социальных форм поведения: доброжелателен по отношению к другим, пытается разрешить конфликты сам, принимает социальные нормы и правила поведения, следует им, внешне не выражает своего сочувствия, равнодушен к нуждам другим, не учитывает интересы других.

Проявления коммуникативных способностей: доброжелателен по отношению к другим, кофронтация (противоборство), закрыт в общении, не проявляет инициативу в общении, не умеет поддерживать контакт.


2.4 Специальные условия, необходимые для обучающегося

Временной режим

В течение занятия необходимо делать 2-3 перерыва для отдыха

Организация пространства кабинета

- Зона отдыха/релаксации (ковер),
- Система визуальных подсказок (правила поведения)

Технические средства обучения

- ИКТ с играми и заданиями

Вспомогательные средства

- Планшет или телефон с играми

Специальный дидактический, методический  материал

- Сокращённые по объёму и упрощённые по содержанию инструкции, задания, иллюстрации к занятиям;
- Избегать работы с малым по размеру дидактическими материалом, т.к. ребенок может попытаться его проглотить.

Форма и условия оценки достижений

Оценка достижений производится методом наблюдения во время выполнения заданий и фиксацией результатов.

Экран достижений.

Набор смайликов.


2.5. Планируемые и достигнутые результаты освоения образовательных областей

Направления коррекционной работы

Показатели

Планируе

мые

результаты

Результативность (1-3 баллов)

входящая

промежу

точная

итоговая

1

Развитие высших психических функций

1

Мышление

2

1



2

Восприятие

2

2



3

Внимание

2

1



4

Память

2

1



5

Моторика

2

2



6



Эмоционально

-волевая сфера и

личность в целом

2

1



2

Формирование социальных форм поведения




1




Умеет дружно, без

конфликтов играть с другими детьми

(3 балла)

3

3



Часто ссориться,

играя с другими

детьми (1 балл)



2







Сочувствует

другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть

(3 балла)

3

1



Внешне не

выражает своего

сочувствия (1 балл)



3




Доброжелателен

по отношению

к другим (3 балла)

3


3



Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)

(1 балл)




4

Пытается разрешить конфликты сам

(3 балла)

3

3



Часто жалуется взрослым, когда

ссорится с товарищами

(1 балл)


5

Оказывает помощь другому (3 балла)

3

1



Равнодушен к нуждам других

(1 балл)

6

Согласовывает свои действия с действиями других (3 балла)

3

1



Не способен согласовывать свои

действия с действиями других (1 балл)

7

Сдерживает свои негативные проявления

(3 балла)

3

3



Не управляет своими негативными проявлениями

(1 балл)

8

Подчиняет свои интересы интересам других детей (3 балла)

3

3



Не учитывает интересы других

(1 балл)

9

Уступает другому (3 балла)

3

3



Настаивает на своем (1 балл)

10

Принимает социальные нормы и правила

поведения и следует им

(3 балла)

3

3



Не принимает социальные

нормы и

правила поведения (1 балл)

3

Развитие коммуникативных способностей

1

Эмпатийность (проявляет эмоциональный отклик)

2

1



2

Доброжелатель

ность

3

1



3

Непосредственность, аутентич

ность, искрен

ность: говорит и действует напрямую, открыто к людям.

2

1



4

Открытость в общении: выражает готовность к нему (позой, мимикой).

2

1



5

Конфронтация: смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию.

2

1



6

Инициативность: сам проявляет инициативу в общении.

2

1



7

Организационные: выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимо

действия.

2

1



8

Перцептивные: стремится понять другого, его мысли, чувства.

2

1



9

Оперативные: в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы).

2

1



Результативность  - оценка достижения планируемых результатов определяется одним из трех числовых значений:

-1 балл – низкий уровень

-2 балла – средний уровень

-3 балла – высокий уровень


2.6. Календарно-тематический план на 2022-2023г. (см. в приложении рабочая программа педагога-психолога для детей с ранним детским аутизмом, ЗПРР, ДЦП на 2022-2023 учебный год, стр.35)


3. Организационный раздел программы

3.1Взаимодействие с семьей обучающегося

Направления деятельности

Тема

Сроки выполнения

1

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Как помочь ребёнку преодолеть страх?»

Сентябрь

2

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Как справиться с детской истерикой»

Октябрь

3

Консультирование

«Семья глазами ребенка»

Октябрь

4

Коррекция и развитие

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с РАС.

Ноябрь

5

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Как помочь ребенку быть вежливым»

Ноябрь

6

Диагностика

Анкетирование по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка (Матвеева Л.Г.)

Декабрь

7

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Невинные фантазии или…?»

Декабрь

8

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Ключи от счастья»

Январь

9

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога «Найти правильное решение в трудной ситуации»

Февраль

10

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Шесть рецептов избавления от гнева»

Март

11

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Игрушка в жизни ребенка»

Апрель

12

Профилактика и просвещение

«Уголок психолога» «Знаете ли вы своего ребенка?»

Май


3.2 Методическое и материально-техническое обеспечение для реализации программы.

1.Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой, юла, коммуникативная кнопка.

2.Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.

3.Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага

4.Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.

5.Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи.

1.Дидактические игры и пособия.

2.Методическая литература.

3.Детская художественная литература.

4.ТСО

5.Спец оборудование (кресла).


3.3 Мониторинг достижений обучающегося.

Приоритетные направления работы:

-Диагностическое.

-Коррекционно-развивающее.

-Консультативное.

-Просветительское и профилактическое.

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка. Диагностика проводится 3 раза в год. Первичная и итоговая диагностика проводится в сентябре и мае, промежуточная проводится в январе и длится две недели. Динамическое наблюдение ведется в течение всего периода обучения и отражается в диагностических картах и листах мониторинга, который охватывает показатели динамики эмоционально-волевой и познавательной сферы, универсальных учебных действий.

2. Коррекционно-развивающее.

Коррекционное направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка; осуществляется применительно к воспитанникам ГБДОУ компенсирующего вида «Детского сада «Солнышко». Данная помощь осуществляется совместно с воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителем – дефектологом.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся на протяжении учебного года, как в индивидуальной, так и в групповой формах. В зависимости от психологических, соматических и интеллектуальных особенностей учащихся, их возраста.

В процессе коррекционной работы специалистами используются различные авторские педагогические технологии и методические пособия, компьютерные технологии. Обязательным компонентом коррекционного занятия является соблюдение здоровьесберегающего режима.

3. Консультативное направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется   через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности воспитаника, эмоционально волевой сферы. Результативность  - оценка достижения планируемых результатов во всех  таблицах указывается одним из 3 числовых значений:

1 балл — Знания, умения, навыки не сформированы. Нет интереса к учебной деятельности. Психические процессы не развиты, эмоции и настроение неустойчивое, упрям, агрессивен. Словесные инструкции не понимает.

2 балла — Избирательный интерес к учебной деятельности. Знания, умения и навыки не сформированы, имеют частичное представление об окружающем мире. При выполнении любых видов деятельности требуется помощь. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Словесные инструкции частично понимает.

3 балла — Проявляет интерес к познавательной деятельности, знания, умения, навыки сформированы. Самостоятельный, любознательный. Психические процессы развиты хорошо.

Целью входящего мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (индивидуальная программа сопровождения).

Срезовый мониторинг проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Проведение итоговой диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия психолога.

По результатам итогового мониторинга определяется дальнейшая программа обучения детей. Все результаты мониторинга отображаются в индивидуальной карте развития ребенка и обсуждаются командой специалистов на ППК. Определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.