Особенности психического развития школьников с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Восприятие. Для восприятия детей с ЗПР характерна замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия многие детали остаются «несхаченными», как бы невидимыми. Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т.п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условия восприятия: при плохом освещении, расположении предмета под непривычным углом зрения, наличии рядом других аналогичных предметов (при зрительном восприятии); частой смене сигналов, сочетании или одновременном появлении нескольких сигналов (при слуховом восприятии). Недостатки зрительного и слухового восприятия у детей, относимых нами к задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами (В. Крукшанк; М. Фростиг; С. Блейксли; С. Куртис и Р. Таллал, и др.). У детей с ЗПР наблюдаются недостатки пространственного восприя¬тия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий. С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, и это проявляется как в качественных характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия.
Внимание. Дети с задержкой психического развития на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Внимание младших школьников с задержкой психического развития неустойчиво. Динамика внимания у детей с задержкой психического разви¬тия в процессе учебной деятельности на уроке неодинакова. Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Отвлечение внимания, снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних детей раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материач. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
С точки зрения объекта восприятия для детей с задержкой психичес¬кого развития характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации.
Память. Недостатки памяти касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. У школьников с ЗПР ограничен объем памяти и снижена прочность напоми¬нания материала. Это касается запоминания как наглядного, так и, особенно, словесного материала. Ограничения в запоминании отражают слабость мыслительной деятельности. Дети с задержкой психического развития склонны к механическому, бездум¬ному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, поскольку сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают заученное. Особенности непроизвольного запоминания и воспроизведения материала изучала Н.Г. Поддубная. Показатели запоминания наглядного материала более высокие, чем словесного. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется более замедленно, чем у детей с нормальным психическим развитием. Дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядно-образную информацию, чем словесно-логическую. Исследования кратковременной памяти у школьников с задержкой психического развития проводил В.Л. Подобед. Он отмечает малый объем, медленное нарастание продуктивности при повторных предъявлениях, повышенную тормозимость следов в результате интерференции со стороны побочных воздействий, нарушения порядка в воспроизведении, низкую избирательность. У детей с ЗПР заметно страдает сама организация мнемической деятельности. Дети с ЗПР не умеют использовать рациональные приемы запоминания, (например, классификацию материала), не умеют и не стремят¬ся контролировать свои действия и результаты запоминания. Особенности памяти кратко: недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесениях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоминания;
слабая избирательность памяти, что показано в экспериментах на опосредствованное запоминание, когда вместо слова, для запоминания которого была дана определенная картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображенного; неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания (например, использовать план при запоминании связного текста или определенным образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал); низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.
Мышление. . Для мышления детей с ЗПР характерно следующие особенности.
1. Дефицитарность мотивационного компонента.
Для детей с ЗПР свойственна низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа выполнять
задание.
2. Нерациональность регуляционно-целевого компонента,
У детей с ЗПР отсутствует потребность ставить цель, планировать
действия, искать рациональный способ решения, для них характерна склонность действовать методом эмпирических проб.
3. Длительная несформированность операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
4. Нарушение динамической стороны Мыслительных процессов.
Мотивационно-целевая основа мышления находится на первичном, примитивном, недиффференцированном уровне у 70% детей с ЗПР. Неравномерно развиваются у детей с ЗПР и виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении, оперирующем понятиями, знаками логическими конструкциями. Менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении, оперирующем представлениями чувственными образами предметов. Ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление, связан¬ное с реальным, физическим преобразованием предмета.
Речь. Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерна недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков и звука «р». Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие. Для детей с ЗПР характерна недостаточность словарного запаса, отмечается его бедность, неточность, недифференцированность. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. В словаре данной категории детей преобладают слова с конкретным, хорошо известным им значением. В основном они пользуются существи¬тельными и глаголами. При составлении предложений школьники в основном используют бытовую лексику. Структура предложений соответствует привычным шабло¬нам, отражает бедность смысловых связей, примитивность содержания. Школьники с ЗПР с большим трудом овладевают техникой чтения; недостаточно понимают смысл прочитанного; во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок: смешение букв, перестановки и пропуск букв, а иногда и целых слогов. В целом чтение детей с ЗПР характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом.
Особенности эмоц.развития. При ЗПР конституционального генеза эмоциональная сфера детей во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, хотя при этом отмечается качественное своеобразие эмоциональных черт личности, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровые интересы, повышенный фон настроения, непосред-ственность, поверхностность, нестойкость переживаний, внушаемость, недостаточная самостоятельность. Эти особенности эмоциональной сферы в условиях школьного обучения затрудняют социальную адаптацию. При соматогенной задержке тормозится развитие активных форм деятельности и появляется целый ряд невротических наслоений: робость, боязливость, капризность, неуверенность в своих силах. При психогенной задержке неумение тормозить свои желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности, жестокость, либо грубая авторитарность обусловливает невротическое формирование личности, которое проявляется в отсутствии самостоятельности, робости, боязливости. При задержке психического развития церебрально-органического генеза бедность, примитивизм эмоций, грубая внушаемость. Дети с ЗПР не имеют существенных отличий от детей с нормальным психическим развитием в понимании эмоционального состояния другого человека по экспрессии лица, но все различные по модальности эмоции дети различают одинаково, лучше они распознают страдание, поскольку чаще сами его испытывают.
Общение. Особенности общения школьников с задержкой психического развития изучала в своих работах Л.Н. Блинова. У школьников с задержкой психического развития отмечается низкая потребность в общении. Контакты таких детей ситуативны и неустойчивы. Ребенок с ЗПР не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует своё поведение. Желание добиться похвалы удовлетворяется путём хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь - воровства, жажда получения удовольствия -бродяжничества. Такие формы поведения учащихся вызывают негативную реакцию окружающих.
Поведение. 3 группы: уравновешенные(поведение спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается выраженных отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении.Могут быть как лидерами, таи и иметь узкий круг общения), заторможенные(обычно вялы, инертны, заторможены, необщи¬тельны, малоинициативны, неуверенны в себе, неисполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру, обидчивы, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе)и возбудимые(характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью, отличаются повышенной энергетикой, физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется повышенной зависимостью от настроения, которое, как правило, неустойчиво. Они некритичны к своим поступкам). Дети с ЗПР особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное воздействие, а ничем и никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения.
12.Этические требования к личности и деятельности психолога консультанта
Система общих, профессиональных и морально-этических требований к психологическому консультированию
Психолог-консультант – это человек, который достаточно профессионально, ответственно, на высоком уровне занимается психологическим консультированием, имеет специальное высшее психологическое образование и достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом. Особенности консультирования в коррекционном образовательном учреждении определяются тем, что консультировать приходится родителей детей, имеющих проблемы в развитии и педагогов КОУ.
Существенную роль играет личность консультанта. Психолог-консультант опирается на профессионально-этические и юридические основы.
Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
Психолог-консультант строит работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента, основополагающих человеческие права, определяемых всеобщей Декларацией прав человека.
Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
В работе с клиентом психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
Психолог-консультант имеет право оказывать такие услуги, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания, умения.
В своей работе он может использовать только апробированные методики.
Составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне профессиональных знаний и умений.
Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о клиенте и о результатах консультирования.
Существует запрет на передачу методов психологической работы с клиентами некомпетентным лицам, профессионально неподготовленным людям.
Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
Психолог-консультант несет ответственность за хранение информации, касающейся клиентов.
Профессия консультанта часто привлекает людей, которые «сами имеют серьезные личностные и адаптационные проблемы» (Witmer & Young, 1996). Нездоровыми мотивами выбора профессиональной деятельности консультанта являются: эмоциональные расстройства (будущие консультанты сами страдают от незалеченной душевной травмы); замещение недовольства (снятие чувства напряжения или раздражения в девиантном поведении клиентов); подражание кому-либо (привычка принимать чужие идеи и убеждения, а также проживать события чужой жизни); одиночество и изолированность (попытки найти коммуникативные контакты в практике консультирования, приобрести друзей); потребность в любви (убеждение, что личностные проблемы могут решиться с помощью проявления любви и привязанности к другим людям); желание власти (преодоление ощущения страха и беспомощности через осознание власти над другими).
Психолог-консультант должен иметь: способность к эмпатии; открытость, выражение личной заботы о клиенте с помощью жестов, мимики, пантомимики; доброжелательность, безоценочное отношение к клиенту, отказ от нравоучений, навязывания советов, доверие к клиенту, вера в него, умение удерживать оптимальную психологическую дистанцию, умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя, готовность и стремление консультанта направить его переживания в конструктивное русло (Ролло Мей), любознательность и пытливость (Фостер и Гай), умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора, легкость в поддержании разговора, способность получать удовольствие от общения с клиентом, умение поставить себя на место другого человека, способность к самопожертвованию, толерантность; способность признавать власть других, сохраняя определенную степень независимости; чувство юмора, проявляемое в умении воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий, видеть в них смешное и оптимизирующее начало (Foster, 1996; Guy, 1987). С эффективной работой в качестве консультанта ассоциируются устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность (Patterson & Welfek, 1994)
Личностная зрелость означает самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, способность определить свою зону ближайшего развития и личностного роста, стремление расширить пространство саморазвития. Под профессиональной зрелостью мы вслед за Ю. Азаровым понимаем готовность консультанта к творческой деятельности, которая опирается на профессиональную компетентность, педагогическое мастерство и гуманистическую направленность личности, устойчивую мотивацию к совершенствованию навыков консультативной деятельности.
Консультант должен изучить специфику этапов консультирования;
Освоить информацию о содержании работы психолога-консультанта;
Овладеть методами работы с клиентами;
Ознакомиться с особенностями разных видов консультирования;
Строить работу под руководством опытного психолога - супервизора.
Очень важен для оценки системы общих, профессиональных и морально-этических требований к психологическому консультированию сопоставительный анализ успешно и неуспешно работающих психологов-консультантов.
Особенности поведения психолога-консультанта
Особенности поведения |
Успешный психолог-консультант |
Неуспешный психолог-консультант |
Постановка целей консультирования |
Пытается помочь клиенту в достижении им определенных целей |
Пытается навязать клиенту собственные цели, игнорируя желание клиента |
Стратегия консультирования выражается в рекомендациях, предлагаемых клиенту |
Предлагает клиенту разные способы поведения, называет клиенту конкретные действия, которые ему следует совершить |
Предлагает клиенту разные способы поведения, отказываясь давать конкретные советы и рекомендации |
Восприятие происходящего во время консультирования |
Понимает и способен принять как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней |
Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен признать точку зрения других |
Теоретическая психологическая ориентация |
Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. |
Может практически работать только внутри одной теории или одного психотерапевтического подхода |
Осознание собственных возможностей и ограничений |
Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта |
Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов и делиться секретами |
Осознание взаимовлияния на клиента, и обратного влияния клиента на психолога |
Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него |
Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого |
Ориентация на личность клиента и на его проблему |
Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди |
Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу, игнорируя важные для клиента вопросы |
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования |
В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования |
Иногда не может подобрать адекватную реакцию или ответить на вопросы вне однообразной, негибкой реакции |
Уважение человеческого достоинства клиента |
Честно и с должным уважением относится к клиенту |
Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне |
Конфиденциальность консультирования |
Сохраняет в тайне все, что касается клиента, просит у него разрешения, если необходимо сообщить о нем |
Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми |
Консультант должен соблюдать определенные профессиональные принципы: принцип благоприятного воздействия; принцип не причинения вреда; принцип автономности; принцип справедливости; принцип точности; принцип персональной и профессиональной честности; принцип действия в интересах клиента; принцип обоснования действия, наилучшего для клиента. Соблюдение этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта (Р.С. Немов).
Горбачёва Марина Юрьевна