Публикация «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей»

0
0
Материал опубликован 30 March 2023

Тема: «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития.

Игры, влияющие на речевое развитие детей»

Воспитатель:

Сидюк И.А.

«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития.

Игры, влияющие на речевое развитие детей».

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей ДОУ. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать развитие речи у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФГОС ДО.

В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы компенсирующей направленности:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи;

- плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность детей, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Исходя, из этого поставила цель: создать максимально благоприятные  условия для речевого развития детей посредством игровых технологий.

Считаю, что игра самое щадящее, комфортное обучение детей. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Начала свою работу с анализа методической литературы, на основе которой реализуется ООП. Поняла, что есть необходимость обновления образовательного процесса и потребность поиска новых методик, построенных на более эффективных приёмах и нетрадиционных техниках.

Изучила нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми. Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия. Кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т.д. Занятие, построенное на сюжете, когда сюжет­ная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории.

Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию.

В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки. И даже самый молчаливый и застенчивый ребёнок рассказывает свою историю о животном, игрушке роль которого он играет.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Доказано, на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда. Поэтому постоянно ведётся обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности. Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.

В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.

Игры для развития мелкой моторики

Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. ( «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Пуговицы рассыпались», «Разложи по форме», «Печатаем узор» (пуговица-штамп)). Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.

Ниткография

Внесла в среду центра речевого развития набор для ниткотерапии. Заимствовала этот метод из арт-терапии, который, на мой взгляд, является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и разматывания клубочков, на палочки («Моталочки»),  (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка), выкладывание из ниток прямых или волнообразных дорожек.

Игры с манной крупой

Исследования учёных показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребёнка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребёнок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребёнок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.

Пальчиковый театр

Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. Этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности. Если в представлении участвуют родители, удовольствие от такого вида деятельности многократно увеличивается. При помощи игровых методов развиваются все признаки связной речи. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети и родители своими руками из солёного теста, из фетра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет занять роль, любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.

Схемы для развития связной речи детей

Для обогащения словарного запаса и обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.

Дидактические игры по развитию речи - доступный, полезный, эффективный метод воспитания и обучения. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры, а также дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие - развитие воли, памяти, внимания, воображения, у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. 

Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да-Нет», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать», «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.

1. Игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Отгадай-ка?», «Радио», «Да - нет», «Чьи вещи?»

2. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три предмета».

3. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает».

Изготовила игры и пособия по автоматизации звуков, которые в интересной и доступной форме знакомят детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», « Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова. Расположила в центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Для себя я отметила один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приёмом.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, учат детей правильно выражать свои мысли, составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Организация игр с целью развития речи детей осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению игры с целью развития связной речи входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Во время занятий с детьми стараюсь обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребёнок чувствует свои успехи и, выполняя определённые игровые задания, достигает успеха. Стараюсь дать возможность детям на занятии в парах, микро группах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

По проделанной работе, могу сделать вывод, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности даёт большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Планирую для продолжения эффективной работы по развитию речи детей изготовить интерактивную папку - Лэпбук «Говорушки».

Многофункциональный, направленный на поддержку детской инициативы. Содержащий в своём составе: игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы. Пополняя и изменяя материал.

Изготовить пособие «Волшебные диски» своими руками. Подобие кругов Луллия - это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

- Дидактическая игра «Подбери рифму».

- Дидактическая игра «Составь предложение».

- Дидактическая игра «Составь слово».

- Дидактическая игра «Подбери букву».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.