12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарова А.А29
1

Игротерапия в коррекционной работе с детьми имеющими расстройство аутистического спектра.

Игра стала незаменимой практикой развития для всех детей, независимо от их умственных и физических способностей. В игре дети учатся гибче мыслить, принимать самостоятельные решения и общаться с окружающими. Физическое развитие также продвигается через игру, тренировка пальцев, рук и всего тела проходит наилучшим образом именно в игровой форме.

Игротерапия – это метод работы с детьми и взрослыми, страдающими эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью или тревожностью. Она стала широко распространенной в 40-50-е годы и имеет огромное значение для младших школьников. Через игру они могут преодолеть трудности в отношениях с взрослыми, сверстниками и самими собой. Игротерапия также может помочь в коррекции агрессивного поведения и развитии навыков управления своими эмоциями. Это эффективный метод, который может успешно применяться в учебном процессе.

Игровая терапия является эффективным способом помощи детям и взрослым в решении различных проблем и развитии их психологического благополучия. Существует несколько видов и методов игровой терапии, которые помогают людям выразить свои эмоции, развить социальные навыки, улучшить когнитивные функции и решить сложные ситуации. Экспрессивная игровая терапия, игры на сюжетную тему, а также карточки или головоломки – все эти методы могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации друг с другом. Главное – подобрать подходящий метод с учетом индивидуальных потребностей и целей каждого конкретного случая.

Виды и методы игровой терапии

1. Экспрессивная игровая терапия – этот метод позволяет выразить свои эмоции и чувства с помощью различных видов искусства, таких как живопись, рисование, моделирование и работа с тканью.

2. Игры на сюжетную тему – такие игры используются для создания психологической защиты, для поощрения социальной адаптации или для помощи в решении сложных проблем. Эти игры могут быть в виде настольных, ролевых или интерактивных игр.

3. Карточки или головоломки – это методы игровой терапии, в которых дети могут решать головоломки или выполнять задания, чтобы улучшить свою моторику и когнитивные функции.

Эти методы могут использоваться в отдельности или в комбинации друг с другом в зависимости от потребностей конкретного случая и его проблем.

Игровая деятельность аутичного ребенка.

Аутичные дети предпочитают манипулировать предметами. Этот этап познания предметного мира проходят все дети в раннем возрасте. В отличие от сверстников, аутичные дети задерживаются на этом этапе изучения предметного мира. Основной мотив манипуляций с предметами и игрушками у них – сенсорные свойства. Любимые игры аутичного ребенка могут быть стереотипными и длительными, с повторяющимися действиями, одним участником и непонятной для окружающих целью. Эти игры могут оставаться неизменными длительное время. При работе с аутичным ребенком важно принять это и использовать стереотипную игру как основу взаимодействия.

Ролевые игры

Ролевые игры играют важную роль в развитии навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации у детей. Дети с РАС могут испытывать трудности при игре в ролевые игры, но многие из них в конечном итоге начинают участвовать в них.

Существует множество простых действий, которые ребенок может использовать в ролевых играх, таких как "вождение" машины, "езда верхом" на лошади или игра в бой в барабан.

Как только ребенок освоил отдельные ролевые действия, можно развить его воображение и способность к игре, разбивая игру на простые шаги. Рисунки могут помочь ребенку понять, что нужно делать. Также можно подходить к игре с юмором, например, используя расческу вместо ложки для кормления медведя.

Ролевые игры также включают в себя принятие образов других людей или существ. Можно взять любимую сказку и разыграть её с ребенком и другими взрослыми по ролям. Предложить детям костюмы и поиграть, меняя голос, походку и жесты. Постепенно вводя новые темы и меняя роли, можно помочь ребенку развить независимость в игре.

Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом

Сенсорные игры помогают детям с аутизмом:

- вступить в контакт;

- получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции, новые сенсорные впечатления;

- снять напряжение;

- привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх) и понять социальные взаимодействия.

Новые чувственные впечатления детям можно дать при помощи таких игр, как:

- "Угощение для кукол" - куклы и игрушки сидят за столом, перед ними стаканы с водой разного цвета (например, красный для имитации вишневого сока, белый для молока). Во время игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе), учить считать "гостей" за столом и передавать предметы друг другу.

- "Что шумит?" - выбираются предметы, издающие тихие звуки, такие как колокольчики, оберточная бумага, пакет, погремушка и другие. Ребенок должен изучить предметы и их звучание, затем вы будете отворачиваться и издавать звуки по очереди, предлагая малышу угадать, какой именно предмет звучал.

Стереотипные игры

Практически у каждого ребёнка-аутиста есть одна или несколько любимых игр, в процессе которых он может буквально часами совершать одни и те же манипуляции с предметами. Подобные игры называются стереотипными и отличаются:

- однообразием;

- длительностью (играть одним и тем же образом ребенок может на протяжении многих лет);

- наличием лишь одного игрока – самого ребёнка.

Играя «по-своему», ребёнок с РАС чувствует себя комфортно и спокойно. При помощи стереотипных игр он может возвращаться в спокойное состояние из приступов агрессии, истерики и прочих подобных аффективных вспышек. Именно поэтому стереотипные игры могут стать удобным «мостиком» для построения взаимодействия с ребёнком с РАС. Необходимо постараться вникнуть в игровую структуру, а затем внедриться в неё – например, ненавязчиво подавая ему нужный предмет, помогая выполнить действие или повторяя слова, которые ребёнок приговаривает, играя. Завоевав доверие ребёнка, в дальнейшем вы сможете вносить в его стереотипные игры новые правила и сюжеты, постепенно подключая элементы развивающей сенсорной игры (с красками, водой, ватой, песком, пластилином и т. д.).

Предметные игры

Дети с аутизмом проявляют особый интерес к предметам, их сенсорные свойства вызывают у них большое волнение. Они предпочитают трогать, вертеть, ронять на пол и нюхать различные предметы, их цвета, текстуры и звуки. Этот этап исследования мира вещей проходят все дети на раннем этапе развития. Позже, в отличие от обычных детей, у аутичных детей интерес к предметному миру сохраняется дольше, не уступая место социальным отношениям. Важно понимать, что для них основной мотив манипуляций с предметами – это сенсорные впечатления. Они могут быть привлечены к самым разнообразным предметам, даже необычным для этого возраста. Они могут попробовать на вкус зубную пасту, стиральный порошок, жидкие лекарства или средство для мытья посуды. Им также может быть важно завладеть каким-то предметом, например, мамиными духами или кремами.

Предметные игры обучают детей обращать внимание на разные свойства предметов и контактировать с другими людьми, чтобы играть в паре или группе.

Использование игровых технологий в обучении детей с РАС


В рамках урочной и внеурочной системы для детей с ОВЗ применяют, как правило, дидактические, конструкторские и развивающие игры или используют игровые приёмы, направленные на интерес, стимуляцию любознательности, яркость впечатлений и необычную подачу.

Нейроигры способствуют формированию нейронных связей, развитию всех высших психических функций. Проводя их под музыку можно развивать неречевой слух, внимание, усидчивость. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, усвоению последовательности действий. Такие игры как «суджок» выполняют различные функции воздействия на ЦНС, стимулирую.

Оценка эффективности проведенной работы с детьми может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: ребенок, то есть непосредственно тот, на кого была направлена работа; родитель или педагог. С точки зрения ребенка работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и по окончании ее. Для родителей проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для педагогов критерием результативности проведенной работы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных задач.

Таким образом, коррекционно-развивающее занятие может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии, а иметь профилактический или общеразвивающий характер.


Игры и упражнения на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

«Надоедливая муха»

Ведущий предлагает представить, что все лежат на пляже, загорают, солнышко ласково согревает нас. Вдруг прилетела и села на лоб муха. Чтобы её прогнать нужно, пошевелить бровями. Муха кружиться возле глаз – нужно поморгать, похлопать ими, прищуривать поочерёдно левый и правый глаз. Затем муха перелетает на щёку с одной на другую – ими тоже нужно подвигать, надувать и сдувать по очереди, затем на рот, ртом нужно тоже подвигать влево вправо, попытаться сдуть муху. И наконец, муха садиться на подбородок – нужно подвигать челюстью, покрутить головой, помотать.

«Штанга».

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

«Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

«Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали».

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.

Игровые упражнения для профилактики напряжения или стимуляции расслабления .

Ёжик”

Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам.


«Медвежонок»

Представь, что ты медвежонок. И играешь с шишками. Ты берёшь шишку и разламываешь её на две части. Для этого нужно много силы, хорошенько напряги пальцы рук. И брось шишку на пол — стряхни руки, расслабь кисти.


«Свет»

Представь, что в нашей комнате горит очень яркий свет. Он немного режет глаза — нужно изо всех сил их зажмурить. А теперь свет потушили — расслабь лицо.

Примеры предметных игр:

«Мячик, катись»

Сядьте на пол напротив ребёнка и толкните к нему мячик. Предложите ребёнку возвращать мяч таким же способом. Когда он научится играть в паре, можно будет перейти и к групповой игре.

«Открой-закрой»

Подготовьте несколько небольших ёмкостей – коробочек, футляров, баночек, которые закрываются разными способами. Спрячьте туда мелкие предметы и попросите ребёнка достать их. Если он не справится с первого раза – наглядно продемонстрируйте, как нужно открывать емкости.

«Ужин для кукол»

Ребёнок должен «угощать» кукол разными «блюдами» собственного приготовления. Для готовки можно использовать пластилин, кинетический песок, глину, пенопласт. Показывайте ребёнку, как «готовить» колбасу, хлеб, пирожное, кашу и поощряйте его «готовить» самостоятельно.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.