Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ

0
0
Материал опубликован 30 June 2020

Из опыта работы

«Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ».


Выполнил учитель дефектолог

Устинова Ольга Николаевна

Высшая категория


Господи, дай мне спокойствие принять то,

 чего я не могу изменить, 

дай мне мужество изменить то, 

что я могу изменить. 

И дай мне мудрость отличить одно от другого

(Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера )


В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и психофизиологическими возможностями.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии, нуждающихся в специальной психолого –педагогической помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра).

Что такое аутизм?

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».

То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

(В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)

... — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;

во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов;

в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза.

Распространенность

Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 68 человек. Аутизм называют болезнью 21 Века.

На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.

Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:

- отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;

- нежелание россиян обращаться к врачам;

- несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.

Классификация по шкале МКБ 10.

детский аутизм (F84.0)

(аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);

синдром Ретта (F84.2);

синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);

Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых

Классификации РДА, предложенной в 1985г С.С. Никольской, детей с РДА можно разделить на 4 группы:

Дети с полной отрешённостью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания.

Дети, с активным отвержением окружающего мира, с преобладанием многочисленных стереотипий.

Дети, с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений.

Дети, с чрезвычайной ранимостью, тормозимостью в контактах, робостью, поиском защиты у близких людей, стремлением к выработке социально положительных стереотипах поведения.

Аутизм условно делят на четыре группы. Первая — самая тяжелая. Дверь в мир, в котором живут эти люди, плотно закрыта, да еще приперта с внутренней стороны чем-то невыносимо тяжелым. Открыть ее невозможно. С такими детьми можно заниматься год, два, три. Изменений не будет. Они так и останутся полностью неприспособленными к жизни, и в 10 лет им поставят диагноз шизофрения (а может, какой-нибудь еще) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В России взрослых аутистов нет. Это первое отличие нашей страны от развитых стран Европы и Америки. И, конечно, далеко не последнее.

Вторая группа — аутисты, у которых наблюдаются некоторые проблески сознания. Их можно хоть чем-то заинтересовать, хоть на минуту выманить за дверь собственного мира. Он может, если, конечно, захочет, поиграть в мяч с дефектологом, самостоятельно держать ложку, раздеваться. Его интересует конструктор «Лего», кубики, доска Сигена (доска с углублениями, в которые нужно вставлять резиновые цифры). Все это хорошие симптомы, означающие, что, если с таким ребенком работать, он, возможно, перейдет в 3-ю группу и даже в 4-ю. Тем более что такие примеры есть.

Аутисты 3-4-й групп интересны еще и потому, что именно они, как правило, проявляют способности, которые потом эксплуатируют в своих фильмах голливудские продюсеры.

Рэймонд Бэб-бит («Человек дождя») знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа. Маленький Саймон (‘Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. И это отнюдь не преувеличение. Судя по американской статистике (в России она просто не ведется), 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Никакого внятного объяснения этот феномен, понятное дело, не имеет. Никто не знает, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха, а другие (согласно статистике, около 50%) по развитию ничем не отличаются от олигофренов.

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна.  Поэтому дети с РАС нуждаются в коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, которая позволяет сформировать базовые навыки:

- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации

- развитие навыков самообслуживания

- развитие речи и коммуникативных склонностей.

Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.

В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (смотрим медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК; проводится первичная консультация с родителями. Родителям предлагается заполнить анкету, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье, уточняем эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости наказывают, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется время нахождения ребенка в ДОУ.

Адаптационный этап.

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив.

Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.

На этом этапе я часто захожу в группу к детям, наблюдаю за их играми, общением, даю рекомендации педагогом группы. А также прошу их придерживаться следующих установок: доброжелательное, оптимистичное, терпимое отношение к детям, но в то же время надо быть требовательными в процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку управлять собой. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками

После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной образовательной программы ребенка.

Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.

Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия.

1 период —1 период — установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта я увеличиваю, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Учитываю личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий.

Любые задания предлагаю в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер. Проводятся 2-4 раза в неделю. Длительность занятий варьируется (от 15 до 30 минут).

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Я соблюдаю принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.

Включаю игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулирую четко и кратко. Подкрепляю желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаю задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы я сопровождаю все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включается в совместные действия со мной.

Таким образом, используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС различные игры, я расширяю опыт использования ребенком игрушек и игр, помогаю поддерживать эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулирую развитие его личности, способствую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

При планировании работы с семьей учитываю такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Поэтому с родителями обсуждаем положительные моменты. Если что-то не получается, то проговариваем или проигрываем вместе ситуации. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на все трудности и препятствия, которые неминуемо встретятся на пути ребенка-аутиста к миру, можно сказать - "дорогу осилит идущий".

Приложение

Индивидуальное сопровождение воспитанника группы с РАС

Выявленные проблемы

Образовательная область

Задачи

Методы, приемы, упражнения

Зрительный контакт устанавливает на короткое время

Социально- коммуникативное

развитие









Познавательное развитие

Учить устанавливать зрительный контакт (1 – 5 секунд);

Учить проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого;

Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

Формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см) Научить удерживать взгляд на предметах, объектах.

Прослеживать взглядом за упавшим предметом.

«Кто это?», «Где Ваня?», «Где тетя?». (Стребелева Е.А. стр 8)


«Испечем оладушки»,

«Кто спрятался», «Кто это», «Ку-ку»

Стребелева стр. 7


«Позови петрушку»,

«Кто в домике живет»

(Стребелева стр79)


Дидактические игры: «Прокати шарик», «Собери мозаику», «Постучи молотком».

Игры с кубиками и мячиками (Бах, упало)

Не имитирует действия других

Познавательное развитие

Формировать умение имитировать действия других (постучи по столу, помаши, поздоровайся за руку, положи кубик ведро, шарик в бутылку, стукни молотком)

Сделай как я.

Совершает однообразные, стереотипные действия с предметами

Познавательное развитие

Учить совершать действия со строительным материалом (кубиками).

«Построим башню», «Построим мост»

Нет активной речи, ограничено понимание речи

Речевое развитие













Социально- коммуникативное

развитие

Учить понимать обращенную речь;

Учить выполнять единичные команды

Учить понимать и выполнять одноступенчатую инструкцию взрослого.

(сядь, встань, помаши «пока», «привет», дай мне руку).

Формировать умения пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Способствовать привлечению внимания ребенка голосу взрослого

Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Дидактическая игра

«Укажи и покажи» «Кто это? Что это?»










Игры по методике Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики», «Оладушки» (Е.А. Стребелева стр7)

Низкий уровень зрительно-моторной координации

Познавательное развитие

Учить находить предметы, игрушки.

Учить дотягиваться до интересного предмета.

Учить рассматривать предмет в руке

Учить перекладывать предметы из одной руки в другу.

Учить манипулировать предметами

Игры в сухом бассейне, с мячиками из разного материала


Игры с кубиками (строим башню)

«Поймай мяч», «Бусы», «Прокати шарик» (Стребелева стр 82 -83)

Слабо развита тонкая моторика рук

Физическое развитие












Познавательное развитие











Художественно-эстетическое развитие

Имитирует движения







Учить приемам самомассажа






Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.


Учить сжимать и разжимать кулаки


Учить выполнять движения кистями рук по подражанию




Учить выполнять движения кистями рук по подражанию

Игры в физкультурном зале «бежим», «идем», «прыгаем». Игры в большом сухом бассейне.


Игра с массажными мячиками «Ходит ёжик без дорожек»,

игра с массажными ковриками «Колючий ёжик»


Игры по методике Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики».

Игры с мячами «Кати мяч».


Игра «Спрячь мягкий мячик»,

Игры с пищащими игрушками.

Игры в сухом бассейне (фасоль, песок, крупы, тесто)

«Найдем игрушку», «Спрячь игрушку».


Рисование пальчиковыми красками

Не проявляет интерес к рисованию, лепке

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать интерес к процессам изобразительной деятельности.

Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия совместно со взрослым (рука в руке)

Обучать рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами.

Стимулировать осознание связь между движением руки и линиями, которые появляются на листе бумаги.

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами – мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

Проведение горизонтальных и вертикальных линий (взрослый рукой ребенка)


Действия с кинетическими песком, цветным тестом, шариковым пластилином.

Не сформированы культурно- гигиенические навыки

Познавательное развитие

Вырабатывать навык мыться рук по алгоритму


Учить пользоваться ложкой

Мытье рук по алгоритму дома и в детском саду


во время еды в детском саду и дома держать ложку и подносить её ко рту самостоятельно



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации