Игровые технологии на уроках математики Подготовила преподаватель математики ГПОУ «СЦБТ» Копецкая М.Г.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский.
А игры не будет, что ж тогда останется? Л.Н.Толстой.
Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра на уроке математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра это один из методов, или, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность студента в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В игровых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Задачи игры (в соответствии с требованиями ФГОС): В направлении личностного развития: Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
В метапредметном направлении: активизировать различные виды памяти студента, развивать его фантазию, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий , необходимых при организации деятельности в любой сфере.
В предметном направлении: В предметном направлении: выявить студентов, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике; вовлечь в учебную деятельность всех студентов, даже пассивных; повысить уровень математического развития студентов и расширить их кругозор; углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Классификация игровых ситуаций: по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН).
по дидактическим целям игры: по дидактическим целям игры: игры для изучения нового материала; игры для первичного закрепления новых знаний; обобщающие игры; комбинированные уроки с элементами игры; релаксационные игры-паузы;
по источнику познания: по источнику познания: игры на основе устного изложения учебного материала; игры на основе работы со средствами наглядности; игры на основе практической работы учащихся;
по количеству участников: по количеству участников: индивидуальные; парные; групповые; массовые.
В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет: дидактическая цель ставится в виде игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства; дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования; успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.
Требования к уроку с использованием игровых технологий 1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится; 2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение; 3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе.
Дидактическая игра имеет свою структуру: Выбор игры. Подготовка игры. Введение в игру. Ход игры. Подведение итогов игры.
1.Выбор игры: 1.Выбор игры: На этом этапе происходит отбор содержания материала. Отобрав игры, соответствующие учебному материалу, учитель должен четко представить себе, какие результаты он ожидает получить, с тем, чтобы в соответствии с этим выстроить замысел, игровые действия, формулировки правил игры и ее ход. 2.Подготовка игры: -предварительная подготовка учащихся к игре, которая зачастую несет основную дидактическую нагрузку; -подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирование места проведения игры.
3.Введение в игру: 3.Введение в игру: -объяснение правил игры; -выбор участников игры. 4.Ход игры: -начало игры - этап уточнения нюансов игры эмоциональный старт игры; -развитие игрового действия и его кульминация; -заключительный этап игры. 5.Подведение итогов игры: Данный этап включаете в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились),так и собственно игровой(кто оказался лучшим, что помогло достичь победы) .
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний они уступают традиционным. Их применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются: Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются: имитационные, деловые игры; дидактические игры.
Имитационные, деловые игры Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой студенты , поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математических знаний в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике. Примеры деловых игр на уроке математики: Деловая игра «Строитель» Деловая игра «Проектировщик» Деловая игра «Конструктор»
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А.С. Макаренко
Игровые формы уроков урок-КВН, урок путешествие, урок –экскурсия, урок-кроссворд, урок -спектакль урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Математический биатлон», «Звездный час», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», Ярмарка, Брейн -ринг
Мною разработаны : Мною разработаны : урок по теме «Первообразная функции» в виде игры «Крестики –нолики»; урок по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств» в виде игры «Лабиринт»; урок по теме «Перпендикулярность прямых» в виде игры «Лабиринт»; урок по теме «Логарифмическая функция» в виде игры «Звездный час»; урок –путешествие по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений»; урок спектакль «Сечение круглых тел» (суд над кривыми).
Виды дидактических игр игра «Рыбалка»; круговые примеры; «Кто быстрее»; «Найди ошибку»; «Недописанный пример»; «Закодированный ответ»; «Математическое домино»; «Собери картинку»;
«Эстафета»; «Эстафета»; «Биржа знаний»; «Математические гонки»; «Дешифровщик» «Числовой фейерверк» «Геометрический аукцион»; Математические ребусы; Кроссворды
. Ребусы удобны для использования в качестве материала для указания темы урока, либо во время проведения математических викторин. ,, и=еАЛ Ребусы можно создавать, используя генератор ребусов
Математическая рыбалка Оценивается по принципу: кто даст больше правильных ответов на вопросы,прикрепленные к рыбке. Окуней,щук и т.д. вылавливают по очереди удочкой на конце которой прикреплен небольшой магнит.
Математическая игра «Ход конем» Математическая игра «Ход конем» Цель игры: отработка вычислительных навыков и тождественных преобразований Играющему нужно провести «коня» от линии старта к линии финиша. Ход можно начинать с любого места на старте. Конь двигается так, как на шахматной доске. Условие: число, записанное в клетке старта или или там , где стоит «конь», сложенное с числом из клетки, где конь делает поворот должно дать число, которое записано в клетке, куда прыгает «конь».
Тема: Степень с целым показателем а-2 а5 а13 а7 а -4 а12 а а10 а8 а-3 финиш а29 а2 а-1 а7 а-3 а5 а4 а-4 а3 а-3 а-30 а-3 а8 а а-8 а-22 а3 а7 а0 а8 а-3 а-5 а8 а-10 а4 а-3 а-1 а а4 а5 а24 а-27 а-4 а7 а2 а25 а12 а5 а-8 а-5 а4 а15 а28 а18 а10 а4 а3 а-3 а5 а а3 а3 а11 а8 а-1 а3 а7 а5 а3 а7 а0 а2 а2 а10 а8 а а4 а8 а а2 а-5 а8 а -10 а3 а7 а-4 а а-2 а7 а6 старт
Веб-сервис learningapps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Веб-сервис learningapps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников.
Learning Apps позволяет реализовать следующие виды интерактивных учебных элементов Learning Apps позволяет реализовать следующие виды интерактивных учебных элементов тест на выбор ответа (одного или нескольких) + игра «Кто хочет стать миллионером?« выбор слов из текста составление слов из букв игра «Парочки» (надо найти логически связанные пары, открывая на секунду изначально скрытые картинки или текст за наименьшее число кликов; игра одновременно тренирует память) найти пару и соответствие в сетке (установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео)
таблица соответствий (аналогично предыдущему, но нужно подобрать множество понятий к каждой категории) таблица соответствий (аналогично предыдущему, но нужно подобрать множество понятий к каждой категории) классификация (распределение элементов знаний по категориям) найти на карте (используются метки на интерактивной карте Google) пазл «Угадай-ка» (надо последовательно открыть элементы изображения, распределяя понятия по категориям)
сортировка картинок (выбрать названия для элементов изображения) сортировка картинок (выбрать названия для элементов изображения) расставить по порядку (распределить тексты, изображения, аудио или видео в правильной последовательности) хронологическая линейка (распределение элементов по шкале, не обязательно временной) викторина со вводом текста (написать ответы к последовательности вопросов виселица (надо собрать слово из букв, не допуская более установленного числа ошибок)
заполнить пропуски заполнить пропуски заполнить таблицу (по данным первой строки и первого столбца) кроссворд викторина для нескольких игроков (онлайн игра по типу известной телеигры «Своя игра») где находится это? (онлайн игра на скорость, в которой ответами на поставленные вопросы выступают метки на изображении) оцените (онлайн игра, представленная последовательностью вопросов с числовыми ответами; выигрывает тот, кто был наиболее близок к правильному значению в каждом из вопросов)
«Плюсы» использования игровых технологий: Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления. Являются естественной формой труда, приготовлением к будущей жизни. Способствуют объединению коллектива и формированию ответственности. Несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении. Способствуют использованию знаний в новой ситуации. Передается опыт старшего поколения младшему.
.«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: «Минусы» при использовании игровых технологий следующие: Сложность в организации и проблемы с дисциплиной. Невозможность использования на любом материале. Требуют больших временных затрат. Сложность в оценки учащихся.
Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!