Проект «Игровые технологии обучения английскому языку на начальной ступени (4 классы) как средство формирования познавательных УУД»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7
г. Томска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игровые технологии обучения английскому языку на начальной ступени (4 классы) как средство формирования познавательных УУД».
Проект выполнил:
учитель английского языка
МАОУ лицея №7 г. Томска
О. Ю. Звонарева
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий на уроках английского языка для развития познавательных УУД младших школьников
1.1. Понятие «познавательные УУД» в психолого-педагогической литературе
1.2. Основные игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как средство развития познавательных интересов
Глава 2.Исследование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе как средства развития познавательных УУД
2.1. Организация работы по развитию познавательных УУД в начальной школе через применение игровых технологий на уроках английского языка
2.2 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных УУД в начальной школе на уроках английского языка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Язык – это средство не только для межкультурного общения, но и средство осознавать мир как единое целое.
Язык – это универсальное средством для вступления в диалог с представителями других традиций и культур, и, конечно, для передачи опыта; язык помогает личности включиться в современные процессы.
Английский язык – это язык международного общения. Он получил широкое распространение во всем мире. Этот язык всех областей человеческого общения: научных, деловых, экологических и политических.
Сегодня образовательный процесс опирается на новейшие учебные и методические пособия, подобранные специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Как известно, иностранный (английский) язык во всех наших школах - не только в специализированных - введен со второго класса, кроме того, во многих школах его преподают уже с первого класса. Так как, раннее начало обучения увеличивает время освоения базового курса, что позволяет лучше овладеть теми основами, без которых в принципе нельзя говорить о знании языка.
И, конечно, движущей силой любого обучения является мотивация. Как известно, редко встретишь маленького ребенка, по собственной инициативе желающего изучать иностранный язык, - хотят этого, как правило, родители. А чем заинтересовать ребенка? Конечно же, игрой и специальным подходом, включающим в учебно-игровой процесс именно младшеклассника. В современной методике активно применяются активные формы обучения, к которым относятся игровые технологии.
Игровые технологии помогают сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и будничные шаги по изучению английского языка в школе. Занимательность игры превращают монотонную работу на уроке в эмоционально окрашенную форму по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность активизирует все психические процессы ребенка.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы и низким уровнем качества УУД и недостаточным количеством разработок по игровым технологиям как средстве развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников и использования их в педагогической деятельности.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Игровые технологии обучения английскому языку на начальной ступени (4 классы) как средство формирования познавательных УУД».
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД в начальной школе.
Предмет исследования: игровые технологии обучения английскому языку как средство формирования познавательных УУД.
Цель исследования: эффективность использования игровых технологий обучения на уроках английского языка как средство формирования познавательных УУД в начальной школе.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить гипотезу: предполагается, что развитие познавательных УУД младших школьников при изучении английского языка будет проходить более успешно, если на уроках применять игровые технологии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую; 2. Рассмотреть понятие «познавательные УУД»; 3. Выявить возможности игровых технологий обучения английскому языку как средство развития познавательных УУД в начальной школе; 4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий на уроках английского языка как средства развития познавательных УУД в начальной школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ лицей №7 г. Томска. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 классов.
Исследование проводится в три этапа.
Первый этап – постановочный (01.09.16 – 28.10.16) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский (07.11.16 – 15.01.17) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – интерпретационно-оформительский (16.01.17 – 01.02.17) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных УУД детей младшего школьного возраста через использование игровых технологий.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты педагогического проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий на уроках английского языка для развития познавательных УУД младших школьников
1.1. Понятие «познавательные УУД» в психолого-педагогической литературе
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [http://pandia.ru/text/78/463/12343.php].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, «достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)» [http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922#_edn1].
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
«самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера» [http://www.ug.ru/new_standards/3].
1.2. Основные игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как средство развития познавательных интересов
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не является чем – то новым. Разработкой теории игры, ее методологических основ, значения для развития обучаемого занимались Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Слово «игра» не является научным понятием. Наверно, именно поэтому, многие исследователи пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», в настоящее время мы не имеем удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и эстетические взгляды, они касались игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игр. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игры как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
По мнению Д.Н. Узнадзе «игра является формой психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. Игра - это пространство внутренней социализации ребенка и средство усвоения социальных установок» [Узнадзе Д.Н, 254].
Но, наиболее полное определение игры представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением» [Кукушин В.С., 56].
С.Ф. Занько писала, что «технология игры как формы организации и совершенствования учебного процесса, но до развития теории проблемного обучения, ее основных понятий, принципов, методов игра не могла получить, и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [Занько С.Ф, 36].
Б.П. Никитин писал, что «игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика. Технология развивающих игр – это программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями» [Никитин Б.П., 102].
В современное время, мы используем понятие «игровая технология», что означает, в нашем понимании, процесс реализации игры в учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к изучению того или иного предмета, освоение школьниками коммуникативных УУД.
В структуру игровой технологии как деятельности входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.
Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных УУД, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди глагол to be, покажи, а другие ученики составляют предложения и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, можно, сказать, что познавательные УУД – это активная познавательная деятельность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Кроме того, занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное исследование развития познавательных УУД младших школьников с использованием игровых технологий.
Глава 2.Исследование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе как средства развития познавательных УУД
2.1. Организация работы по развитию познавательных УУД в начальной школе через применение игровых технологий на уроках английского языка
С детьми экспериментальной группы я начала проводить занятия, направленные на развитие познавательных УУД через использование игровых технологий на уроках английского языка в 4-х классах. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Поэтому для проведения эксперимента мы провели комплекс занятий с использованием игровых технологий. Рассмотрим некоторые из игр на уроках английского языка на формирующем этапе эксперимента.
I. «Altogether» (игру можно использовать на закрепление тем: «Present Simple», и количественные числительные по английскому языку)
Цель: Проследить за формированием грамматических навыков с учетом этапа работы над грамматикой.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
Ход: в классе сначала задается игрокам такой вопрос: 'How old are you?'. По мере того, как участники игры по очереди отвечают, я складываю соответствующие цифры на калькуляторе. Когда все ответы игроков будут озвучены, я спрашиваю: 'How old are you altogether?'. Ученики начинают переспрашивать друг друга по-английски. Когда игроки называют точную цифру, нужно записать ее на доске и переходить к следующему вопросу: 'Have you got any sisters?'. У того игрока, который ответит положительно, переспросите: 'How many sisters have you got?'. В конце раунда задать вопрос: 'How many sisters have you got altogether?'. Аналогично проведите подсчёт братьев, тётей, дядей и т.п. Предпоследний вопрос будет звучать так: How many letters have you got in you name?' и т.д. Все конечные цифры фиксируются на доске. В этой игре очки за правильные ответы лучше не начислять, чтобы дух соперничества не мешал формированию команды. В финале игроки хором произносят примерно следующую фразу: 'Altogether we're one hundred and twenty-seven years old, we've got five sisters, four brothers, etc'.
Следующая игра «An orange».
Цель: закрепить у учащихся знаний по имеющимися лексическим категориям, расширить словарный запас, развитие фонематического слуха.
Ход: для проведения игры понадобится апельсин или мячик.
В классе игроки садятся в круг и включается знакомая английская песня. Сначала мячик получает Игрок А, назвав при этом одну из лексических категорий: 'Clothes!'. Игрок А передаёт мячик Игроку В со словом на заданную тему, например: 'Trousers!'. Тот, в свою очередь, передаёт мячик Игроку С, назвав своё слово и т.д. Участник, в чьих руках оказался мячик, когда музыка смолкла, выбывает из игры. После этого, задаётся новая лексическая категория «Animals», «Family», «Colours», «Numbers», и мячик продолжает своё путешествие по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один победитель.
Игра «A crocodile».
Цель: закрепить грамматический и лексический материал по теме сравнительная степень прилагательных и настоящее простое время.
Ход: для подготовки к проведению игры нужно сделать карточки с предложениями, которые будут отгадывать игроки.
В классе разложите карточки на своём столе лицевой стороной вниз. Разделить класс на 2 группы. Игрок А и В выходят и, берут любые карточки, читает про себя их содержание. Далее каждый из них изображает животных, только мимикой и жестами перед своей группой. Игроки "в группах" поочерёдно выдвигают свои гипотезы типа: «A giraffe is taller than a hippo». и т.п. Угадавшие группы получают баллы и идут выбирать карточки следующие игроки и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока все карточки не будут обыграны.
Карточки:
1 | A giraffe is taller than a hippo. |
2 | An elephant is fatter than a monkey. |
3 | A dolphin is cleverer than a monkey. |
4 | A whale is bigger than a cat. |
5 | A dog is faster than a frog. |
Игра «A duel».
Цель: развитие и закрепление лексических и грамматических навыков и развитие навыков аудирования.
Ход: для проведения игры, изготавливаются карточки с пройденными прилагательными - антонимами: 'big' - 'small', 'good' - 'bad' и т.д. Также включите в набор три карточки с новыми словами: 'old' - 'new' - 'young' или 'short' - 'long'- 'tall'. Затем берем шляпу.
В классе складываются в шляпу необходимое количество свёрнутых карточек, не забывая про "тройку". Проводится жеребьёвка. Игрок, которому досталась карточка 'old' будет по очереди "стреляться" с обладателями карточек 'new' и 'young'. Затем первая пара игроков встаёт лицом друг к другу на некотором расстоянии. Учитель, в роли секунданта, становится посередине между ними. Участники игры поднимают свои правые руки с вытянутыми указательными пальцами, как будь то бы целясь друг в друга из пистолетов. Произносится неправильный глагол. Игрок, первым правильно выкрикнувший его 2-ю форму, побеждает в схватке. После того, как все пары игроков сразятся, снова проведится жеребьёвка, но только для победителей, и т.д. Если в финал выйдет три участника игры, и "дуэлянт" с карточкой, например, 'new' "застрелит" соперника с карточкой 'old', то он будет бороться за первенство с хозяином карточки 'young'.
Карточки
good | bad |
big | small |
high | low |
soft | hard |
hot | cold |
clean | dirty |
fast | slow |
happy | sad |
rich | poor |
old | young |
tall | new |
long | short |
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, развивать грамматическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к английскому языку.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Учащиеся получали поощрения (хорошие и отличные отметки).
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.
Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. Вначале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.
Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием игровых технологий, мы провели контрольного исследование, о котором пойдет речь в дальше.
2.2 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных УУД в начальной школе на уроках английского языка
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальных и контрольной группы. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных УУД у детей экспериментальных и контрольной группы после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальных групп стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось игровые технологии обучения.
После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных УУД детей экспериментальных групп и контрольной группы стал значительно отличаться. У детей экспериментальных групп уровень познавательных интересов значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остался без изменений.
Построение занятий с применением игровых технологий с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательных интересов, успешному формированию УУД.
К концу эксперимента эмоциональная вовлеченность и инициативность испытуемых выросла в полтора раза, а целенаправленность – более чем в 2 раза.
Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальных группах значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Таким образом, формируясь в процессе продуктивной познавательной деятельности, познавательная активность обнаружила себя и в образном плане, требующем воображения и некоторого отрыва от непосредственной ситуации.
Проведённый эксперимент позволяет заключить, что познавательные УУД имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием учителя во время проведения занятия с использованием игровых технологий.
Таким образом, используя игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательные УУД у детей младшего школьного возраста. Анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством развития познавательных УУД младших школьников.
Заключение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу Паон М., Грет К. «Давайте поиграем!», А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и Вронская И.В. «105 занятий по английскому языку для школьников».
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для развития познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
В результате работы нами было рассмотрено понятие «познавательные УУД» в психолого-педагогической литературе, определены особенности их развития, выявлена роль игровых технологий в развитии познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней 4 классов, который показал, что у большинства детей познавательные УУД находятся на среднем уровне.
Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию познавательных УУД учащихся. На занятиях этого этапа мы применили различные формы игровой деятельности, разработали специальные упражнения с применением игровых ситуаций.
Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию познавательных интересов младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение английского языка.
Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяют решать игры.
Таким образом, игровые технологии в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что педагог должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
Gray E. Skills Builder for young learners Movers I, II. – London : Express Publishing, 2007.
Methold, К. Let’s read and write in English II. – London, 2001.
Английский для школьников / Сост. Г.Г. Агапова, Н.Ю.Агапова. – Москва : Дрофа, 2006.
Английский язык для младших классов. – Москва. : Издат: школа, Райл, 2008.
Астафьева, М.Д. Праздники для детей, изучающих английский язык / М.Д. Астафьева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006.
Вронская, И.В. 105 занятий по английскому языку для школьников / И.В. Вронская. – «Каро», 2006.
Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1977.
Дзюина, Е.В. Поурочные разработки / Е.В. Дзюина. – Москва : Вако, 2009.
Занъко, С.Ф.. Игра и ученье / С.Ф. Занько. — Москва : Просвещение, 1992.
Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.Никитин, Б. П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. — Москва : Педагогика, 1981.
Паон, М., Грет, К. Давайте поиграем! / М. Паон, К. Грет - Москва : Каро, 2007.
Примерные программы начального общего образования. – Москва : Просвещение, 2009.
Сафонова, В.В Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 класс / В.В. Сафонова. – Москва : Просвещение, 2006.
Узнадзе, Д. Н. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Шишкова, И.А., Вербовская, М.Е. Английский для детей / И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. – Москва, «Росмэн», 2006.
Элъконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — Москва : Просвещение, 1979.