«Круги виртуального общения» (интернет проект на старшей ступени обучения английскому языку)

1
0
Материал опубликован 3 November 2017

«Круги виртуального общения»

(интернет проект на старшей ступени обучения английскому языку)

Общеобразовательное учреждение:

МБОУ «Тарбагатайская средняя

общеобразовательная школа»

Фамилия, имя, отчество автора проекта:

Михалева Елена Федоровна

Должность автора проекта:

учитель английского языка

Проблема проекта

Дети, проживающие в сельской местности, имеют ограниченные возможности для общения на иностранном языке, развитие межкультурной компетенции у школьников облегчит вхождение личности ребенка в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нем.

Разработка Интернет - проекта учащимися разных школ Тарбагатайского района Республики Бурятия ориентирована на взаимодействие и сотрудничество, а так же межкультурное общение.

Тип проекта: перспективный, планируемый к реализации в 2018 -2019 году.

Цель проекта:

формирование социокультурной и межкультурной компетенции у школьников через использование Интернет - проекта;

организация совместных проектов на основе сотрудничества и общения учащихся разных школ Тарбагатайского района, Республики Бурятия и зарубежных стран.

Задачи проекта:

повысить уровень внутренней мотивации учащихся к более качественному владению английским языком;

вовлечь учащихся в дальнейшую исследовательскую деятельность по внедрению Интернет - проектов;

развивать умение представлять культуру родного края на английском языке;

исследовать ценности общения для установления взаимопонимания между народами – носителями различн6ых языков и культур;

Актуальность проекта

1. Поликультурное образование является актуальным. При этом учитывается культурная, этническая и религиозная специфика детей, развивается у них толерантное отношение к людям.

2.Внедрение Интернет технологий в процесс обучения иностранному языку имеет позитивное влияние на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

3. Развитие средств коммуникаций, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки.

4.Для международного проекта особую значимость имеет краеведческий материал, иностранцы проявляют большой интерес к культуре семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия, которая признана решением ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества.

Теоретическое обоснование проекта

Данный проект предназначен для учащихся 10-11 классов с учетом особенностей возрастной психологии. Для старшеклассников характерны поиск друзей и острая потребность в общении. Являясь личностно ориентированным видом работы, проект обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и активизации их деятельности. Кроме того, на старшем этапе школьники владеют достаточными знаниями по информационным технологиям.

Основной принцип – принцип диалог культур, который ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в обучении английскому языку. Данный материал поможет детям лучше осознать культуру своей страны, своего региона и родного села. Кроме того, развивается умение говорить о культуре семейских на английском языке. Реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у детей в условиях иноязычного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств, как:

толерантность и социокультурная наблюдательность;

готовность к общению и сотрудничеству в поликультурной среде;

речевой и социокультурный такт и вежливость.

Принципы реализации данного проекта: принцип научности, принцип интеграции, принцип сознательности, принцип коммуникативности.

Проектная методика с использованием информационно - коммуникативных технологий в обучении английскому языку позволяет более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка и общению на разных уровнях.

Под телекоммуникационным проектом вслед за Е. С. Полат мы понимаем такую совместную деятельность учащихся, где учащиеся - не просто пассивные поглотители информации сети Интернет, а создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество (межличностное и посредством сети Интернет); школьники играют активную роль в обучении, а суть самой технологии - развитие способностей к самообучению и самообразованию.

Районные, региональные и международные проекты являются актуальными в образовательной деятельности школы. Большой интерес к проектам на разных уровнях проявляют учителя английского языка, « ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения» (Полат Е. С.).

Предусматривается исследовательский подход в разработке проекта:

включение элементов поиска, организация целостного исследования по вопросам культуры родного края;

обучение на основе анализа и обработки знаний, совместная деятельность педагога и учащегося по разработке проекта;

использование системы исследовательских задач.

Проект, направленный на реальное общение, предусматривает компетентностный подход - четкая ориентация на будущее с учетом успешности в реализации проекта. Развиваются функциональные компетенции - совокупность конкретной деятельности и отражают набор функций характерных для выполнения данного проекта.

При разработке проекта совершенствуются ключевые компетенции у школьников, которые необходимы для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстро изменяющемся обществе. Опыт работы по развитию ключевых компетенций через проектную деятельность убеждает в том, что ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества образования в целом.

Анализ списка ключевых компетенций необходимых для реализации проекта «Круги виртуального общения»:

социальные компетенции - участие в совместном принятии решений по реализации проекта;

социокультурные компетенции - понимание различий другой культуры, уважение друг друга, социокультурные особенности страны изучаемого языка;

компетенции в области коммуникации - владение устным и письменным общением;

компетенции, связанные с информационными технологиями

(это электронная почта, чат, форум, веб-конференции).

Межкультурная компетенция выступает в качестве важной целевой категории реализации проекта, а межкультурная компетентность - в качестве фактора готовности и способности школьника осуществлять речевое общение на межнациональном уровне.

Логика разработки данного проекта в контексте компетентностного подхода состоит из двух направлений: обучение английскому языку и развитие учащихся посредством выполнения Интернет - проекта.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит из внешней и внутренней оценки. Каждый ученик проводит самоанализ и самодиагностику, возможно, использовать метод рецензирования, метод диалога и результаты общения.

Модель сетевых Интернет - проектов способствует расширению деятельности МО учителей английского языка на уровне района и республики за счет идеи сотрудничества и общения. Проводится систематизация деятельности МО по реализации проекта, вырабатывается модель деятельности МО по данной проблеме. Интеграция с методическим объединением учителей разных предметов способствует повышению качества оформления работ, важную роль играет интеграция с МО учителей английского языка.

Сотрудничество с зарубежными преподавателями дает возможность внедрять в практику международные стандарты по иностранным языкам.

Технология реализации проекта

Концепция проекта – развитие индивидуальности в интеркультурном сотрудничестве. Предлагается модель сетевого проекта и три круга общения.

разработка телекоммуникационной образовательной сети «Круг виртуального общения» в Тарбагатайском районе, который связан с объединением школ района вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, выполняющего роль «ресурсного центра». «Ресурсный центр» формирует базу данных по школам, определяет тему проекта, проводит обсуждение и оценку проекта.

круг общения - организация совместных проектов на основе сотрудничества разных школ республики, разных городов России.

круг общения - разработка международного проекта через ресурсы компьютерной сети или установление личных контактов по электронной почте.

План мероприятий по проекту «Круги виртуального общения»

этап

мероприятие

результат

сроки

1.1

выполнение научно-исследовательских работ

по созданию телекоммуникационной образовательной сети «Круги виртуального общения» Тарбагатайского района

научное обеспечение реализации работ по созданию и

развитию сети «Круги виртуального общения» Тарбагатайского района

ноябрь

декабрь

2017

1.2

проектирование, разработка, апробация телекоммуникационного проекта пилотной группой педагогов

доступность услуг Internet Exploer всем участникам образовательного процесса Тарбагатайского района

январь

февраль

март 2018

апрель

2.1

запуск системы сетевого обслуживания Тарбагатайского района по выполнению телекоммуникационного проекта

- передача проектов между образовательными учреждениями;

- контроль качества образовательного процесса за счет анализа проектной деятельности

май

2018

2.2

телекоммуникационный образовательный проект «Круги виртуального общения» на уровне Республики Бурятия (Тарбагатай ↔ Баргузин)

установление контактов для общения

- ведение личных портфолио

педагогов и учащихся;

- наличие методического обеспечения второго круга общения

сентябрь

октябрь

2018

3.1

сотрудничество с Suzhou Signpore International School,;

определения круга общения Тарбагатай ↔ Мельбурн

обмен проектами по теме «Культура родного края»;

укрепление навыков коммуникативных общения

ноябрь

2018

3.2

апробация международного Интерент-проекта по организации

«Международное образование и ресурсов компьютерной сети», а также по Европейской школьной

сети

развитие навыков межкультурного общения;

формирование электронной базы данных деятельности участников проекта «Круги виртуального общения»

2019

 

Реализация телекоммуникационного проекта проходит в три этапа:

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

проектно- мобилизационный:

- мотивация;

- целеполагание;

- планирование;

- работа с Internet Exploer

-определение темы;

выявление и анализ проблемы;

-уточнение целей конечного результата;

-определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

-выбор рабочих групп, распределение ролей в команде

уточняют информацию; обсуждают задания; выявляют проблемы; выдвигают пути решения проблем; формируют задачи; распределяют роли;

определяют источники информации

мотивирует учащихся; помогает в постановки цели проекта, выработки стратегии; определяет продолжительность проекта; выбор типа

масштаб вовлеченности учащихся (группа, школа, школы района, республики, определенной страны)

поисково-преобразовательный:

- принятие решений

- выполнение проекта

- обсуждение путей реализации проекта; - определение целевой аудитории;

- определение способа предоставления результата;

- сбор информации; творческая переработка;

- выполнение презентации

определяют тактику; обсуждают; выбирают оптимальный вариант способов реализации; работают с информацией; проводят исследования;

синтезируют; анализируют идеи;

оформляют проект

наблюдает, консультирует, косвенно руководит и направляет процесс анализа

рефлексивно-обобщающий :

- защита проекта

- оценка результатов

- процесс коммуникации

- оформление

презентации;

- отправление

через Internet Exploer;

- анализ выполненного проекта;

- анализ достижения поставленной цели;

- оценка результатов новых проблеме

презентуют проект; обсуждение;

коллективный самоанализ;

самооценка

направляет процесс презентации; участвует в анализе

и оценке результатов

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным. Типология проектов по форме: творческие, информационные, практико-ориентированные. Тип проектов по предметной области: культурологические, литературные, экологические.

Система мониторинга изменений

Важнейшим звеном проекта, позволяющим сделать научно обоснованные выводы относительно проводимых педагогических мероприятий, является мониторинг результатов деятельности. Мониторинг работы осуществляется в целях выявления в целях эффективности проведения телекоммуникационного проекта на разных уровнях общения и проводится по следующей системе:

Система 

накопление социальные качество отчет по систематическое

образцов последствия образования выполнению обследование

педагогического проекта класса школы

опыта.

Проект оценивается одновременно двумя учителями (английского языка и информатики). Внимание уделяется культуроведению, знанию социокультурных особенностей письменной речи, устный ответ оценивается по шкале устного выступления. Учитель информатики оценивает владение учащимися поисковыми системами, их умения пользоваться электронной почтой и форумами для обсуждения проекта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Телекоммуникативный проект – основа интеграции школьных дисциплин, позволяющая принимать приемлемый в социокультурном плане способ речевого и неречевого поведения в условиях межкультурной коммуникации.

Практическая значимость телекоммуникационного проекта прослеживается через:

создание телекоммуникационной образовательной сети «Круги виртуального общения» Тарбагатайского района Республики Бурятия;

взаимодействие и сотрудничество между учащимся разных школ одного района, разных районов республики, города Улан - Уде, разных стран, культур;

формирование навыков критического мышления через обсуждение и осознание плюрализма мнений;

обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к информационным фондам;

улучшение навыков письменной речи у школьников старших классов;

развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции;

использование умения партнерских взаимоотношений со сверстниками из других школ и стран;

познание своей культуры и культуры разных стран;

совершенствование навыков использования ресурсов сети Интернет для образования и самообразования;

разработка методических рекомендаций по преподаванию иностранного языка в условиях информационной образовательной среды.

Масштабность проекта

Данный проект предусматривает воздействие на образовательную деятельность в рамках МОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа», Тарбагатайский район, Республика Бурятия, Китай, Австралия и другие страны.

Пользователями проекта являются учащиеся образовательной школы и их родителей, педагоги обще образовательных школ, участники кругов общения.

Опыт по использованию телекоммуникационного проекта

Работая по УМК В.П. Кузовлева, я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. Однако предлагаю дополнительные темы с учетом национально-регионального компонента - «Моя Бурятия», «Социальное обеспечение в Тарбагатайском районе» и т. д.

Изучая тему «Средства коммуникации» по курсу «Деловой английский язык» в 11классе, был проведен интегрированный урок с информатикой. Урок разработан на основе компетентностного подхода в обучении английскому языку и имел практическую значимость, так как дети разработали презентации по средствам коммуникации и научились пользоваться электронной почтой.

Презентации проектов, разработанные по курсу «Культура страны изучаемого языка», содержат информацию высокого уровня, которую можно рекомендовать школам по образовательной сети.

Учащиеся 10 класса разрабатывали проект по теме «Моя Бурятия», лучший телекоммуникационный проект был отправлен по Интернету по личным контактам Сибил Притиэс преподавателю из Канады, работающей в международной школе в Китае. Планируем получить информацию из Австралии, разработать творческий проект по традициям семейских и провести обсуждение с друзьями по Интернету.

Данный проект рекомендуется использовать не только по предмету иностранный язык, но и другим школьным дисциплинам.

Риски реализации проекта:

Высокие затраты на реализацию международного проекта по организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети».

Продуктом проекта является:

создание телекоммуникационной образовательной сети «Круги виртуального общения» Тарбагатайского района;

установление контактов содружества и общения на разных уровнях;

повышение профессионального мастерства педагогов;

презентация региональной культуры на международном уровне;

создание электронной базы данных деятельности участников проекта.

Приложение

 

                                                                                                                             Приложение 1

Этапы реализации проекта «Круги виртуального общения»

Этапы

Направление деятельности

1 этап -.

- проектно- мобилизационный

цель: проанализировать проекты по основным направлениям

- анализ научно-методической литературы;

- разработка проекта

2 этап-

- поисково-преобразовательный

цель: реализовать проект

- составление банка данных по школам;

- организация сотрудничества;

- выбор Интернет – проекта;

- разработка и реализация совместного телекоммуникационного проекта

3 этап -

- рефлексивно-обобщающий

цель: обобщить результаты работы

- социокультурная и межкультурная компетенция учащихся;

- уровень мотивации;

- внедрение Интернет-проектов;

- расширение кругов общения

 

 

Приложение 2

Модель сетевого проекта

Круг общения Круг общения

между школ

странами района

 

 

Круг

общения

разных

школ

республики

Приложение 4

Поликультурное

общество

Международное Интернет

общение технологии

 

Актуальность

проекта

сотрудничество Повышение

коммуникативной

компетенции

 

Презентация

региональной

культуры

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации