Методический семинар: «Использование проблемных ситуаций на уроках английского языка как средство развития познавательных УУД»

7
1
Материал опубликован 20 January 2018 в группе

Предварительный просмотр презентации

Игнатченко Екатерина Юрьевна учитель английского языка МАОУ «Гимназия при Главе муниципального  района «Сосногорск» Педагогическое кредо: Верить в каждого ученика, надеяться на взаимопонимание, любить свою работу Тема педагогического опыта: «Использование проблемных ситуаций на уроках английского языка как средство развития познавательных УУД» <номер>

Условия возникновения и становления педагогического опыта  В ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) наш выпускник охарактеризован как «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» Компетенции Воспитание Мировоззрение Мышление Самостоятельность Личностный потенциал Познавательная деятельность <номер>

Педагогический опыт - Актуальность соответствует способствует прогрессивное развитие общества достижение метапредметных результатов ФГОС проблематизация учебного процесса <номер>

Противоречия сущее должное - ограниченность словарного запаса учащихся; -разные языковые способности учащихся; -необходимость сочетать все виды речевой деятельности - анализ информации; -моделирование; -постановка и решение проблемы; -анализ и синтез; -смысловое чтение; Проблема: Низкий уровень сформированности познавательных ууд Владение языком <номер>

Поиск решения проблемы но Технология организации проектной деятельности Технология кейсов Технология модульного обучения но но но Трудоёмкость, времязатратность Ограничение по возрасту и языковой подготовке Недостаточная активная познавательная деятельность Решение проблемы Сложившаяся проблема может быть решена посредством создания проблемной ситуации (ПС), которая представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. <номер>

Описание педагогического опыта Ведущая идея – создание условий для формирования познавательных УУД у учащихся посредством создания проблемной ситуации (ПС) Задачи: ознакомиться с научной литературой по данной теме; рассмотреть понятие проблемной ситуации; выявить методические приёмы, направленные на развитие познавательных УУД; разработать собственные приёмы создания ПС на уроке английского языка; провести диагностику и мониторинг результатов работы; обобщить рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. представить опыт работы на методических заседаниях, на личном сайте социальных сетей работников образования. <номер>

Методологическая база Ведущие концепции: проблемное обучение (М.Н. Махмутов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин) ; развитие познавательных интересов Г.И.Щукина); активизация познавательной деятельности (Т.И.Шамова); личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская) <номер>

Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Условия возникновения ПС <номер>

«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного». А. М. Матюшкин Функции ПС связь с изучаемым материалом, создание познавательных трудностей, адекватность силам учащихся, опора на имеющиеся знания учеников, направление на познавательный поиск учащихся, положительное влияние на мотивацию учащихся, активизация деятельности учащихся Требования к ПС

Классификация приёмов создания проблемных ситуаций (по Г.К.Селевко) педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает обучающимся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций; ставит конкретные вопросы; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи <номер>

Приёмы создания ПС Приём Краткая характеристика Вид формируемого познавательного УУД Развиваемые речевые и языковые компетенции Ассоциатив-ный ряд К теме или конкретному понятию урока учащимся предлагается записать слова-ассоциации, а затем составить предложение с этим словом по данной теме - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -правильно писать изученные слова; - строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность (ключевые слова) в рамках освоенной тематики; «Ситуация яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. -выделять явление из общего ряда других явлений -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство -строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность «Живые вещи» Учащимся предлагается письменно или устно «очеловечить» неживой предмет. Предполагается парная работа -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; -строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; -писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план. «Рецепт» Учащимся предлагается в письменной или устной форме составить рецепт идеальной дружбы, хорошей карьеры, необычного праздника и т.д. При этом должна использоваться «кулинарная» лексика - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; - вербализовать эмоциональное впечатление - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; -писать небольшое письменное высказывание

В ходе своей педагогической деятельности, апробации уже известных приёмов разработаны собственные приёмы, направленные на создание проблемных ситуаций, развивающих познавательные УУД Приём Краткая характеристика Вид формируемого познавательного УУД Развиваемые речевые и языковые компетенции Gap На этапе актуализации знаний или включения в систему знаний и повторения учащимся предлагается создать предложение или небольшой текст, где будет пропущено любое слово или словосочетание по теме. При этом место пропуска «ведущий» обозначает хлопком, стуком и т.д. Задача остальных учащихся догадаться, какое слово было загадано. -Умение определять понятия; -объяснять явления, процессы, связи и отношения; -обозначать символом и знаком предмет и/или явление; -кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения -воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию «Одна буква - много слов» Учащимся предлагается записать слова-ассоциации относительно каждой буквы ключевого слова. При этом большую сложность вызывают такие редкие буквы, как W/Y/O/J и т.д. В следствии проблемной ситуации учащиеся обращаются к словарю, учебнику. Эффективнее организовывать этот приём в форме мини-соревнования. -подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; -определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; -осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - правильно писать изученные слова -различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; «Неиспорчен-ный телефон» Групповая форма работы. Каждая группа получает одинаковый список вопросов. Затем каждой группе предлагается небольшой фрагмент аудио или видеоматериала, текста, где содержится ответ на один из вопросов. Учащиеся перераспределяются в группы и дают ответ на свой вопрос. Таким образом у каждого получается список ответов на все вопросы. -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; -находить в тексте требуемую информацию -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -резюмировать главную идею текста; -вести диалог-расспрос -передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы; -кратко излагать результаты выполненной проектной работы -воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; .

Приём Краткая характеристика Вид формируемого познавательного УУД Развиваемые речевые и языковые компетенции «Birds of a feather flock together» «Рыбак рыбака видит издалека» Выбирается ведущий, который рассказывает о своих увлечениях, пристрастиях в еде, своих чертах характера и т.д. После каждого произнесённого предложения или фразы к нему подходят «единомышленники». Как только ведущий произносит фразу, не соответствующую кому-то из «единомышленников», последний отходит от ведущего. В конце высказывания ведущий может либо остаться один (при этом я стараюсь сказать, что это говорит о его уникальности), либо увидеть, сколько таких же, как он одноклассников -ориентироваться в содержании текста; -строить логическое рассуждение; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; -кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; - воспринимать на слух и понимать основное содержание высказывания - воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую информацию; - адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. «Сам себе режиссёр» Может использоваться как в начальной школе, так и в 5-6 классах. После работы над текстом-повествованием выбираются два-три рассказчика, а остальные получают роли всех героев и предметов текста. В ходе чтения учащиеся должны изобразить то действие или эмоцию, которая принадлежит его персонажу. Приём эффективно применяется в качестве динамической паузы. создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; -преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность. -воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, -выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Приём «Найди отличия» What surprised you? ПС What is our topic today? Предъявление противоречивых фактов Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к проблеме Формулирование темы <номер>

Приём «Одна буква - много слов» Актуализация знаний Предъявление несходного задания How can we make more words? Составление открытки Побуждение к осознанию противоречия What do we need to know? Формулирование проблемы <номер>

Для определения эффективности приемов создания ПС составлены диагностические работы по выявлению уровня сформированности познавательных УУД. № задания Тип задания Вид проверяемого познавательного УУД 1. Упорядочение лексических единиц Умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства 2. Перекрёстный выбор Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; 3. Внутриязыковое перефразирование Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления 4. Замена или подстановка Обозначать символом и знаком предмет и/или явление 5. Межъязыковое перефразирование  Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями 6. Трансформация Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм 7. Ответы на вопросы Находить в тексте требуемую информацию

Результаты мониторинга диагностических работ учащихся 6- 7 классов <номер>

Использование листов Self –assessment (самооценивания) позволяет учащимся оценить свои результаты, зафиксировать свои индивидуальные продвижения в предмете и запланировать собственные действия по коррекции работы Диагностика формирования УУД Лист самооценки Достижения Способы улучшения <номер>

Диссеминация педагогического опыта Учителю рекомендуется продумать 1. Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке; 2. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а также в соответствии с принципами дидактики; 3. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части; 4. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения; 5. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы. 6. Постоянное варьирование приёмов, так как новизна ускоряет темп мыслительной деятельности. <номер>

Трудности использования опыта Трудности использования опыта К трудностям  создания проблемной ситуации можно отнести то, что она всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка приёмов и их апробация требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Адресная направленность опыта Данный опыт может быть полезен не только начинающим педагогам, но и педагогам с высокой планкой мастерства. Трансляция опыта Данный опыт был представлен на заседании МО учителей иностранного языка, методическом семинаре гимназии. Планируется выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка. Кроме того, опыт представлен в сети Интернет: на личном сайте учителя nsportal.ru/ignatchenko-ekaterina-yurevna <номер>

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо большое, очень полезный материал.

28 January 2018

Похожие публикации