Статья «Технология проблемного обучения как средство развития познавательных УУД у учащихся 1 класса»

3
0
Материал опубликован 25 February 2022

Статья на тему «Технология проблемного обучения как средство развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 1 класса»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Сегодня школа стремительно меняется. Одно из ведущих мест принадлежит сегодня технологии проблемного обучения. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Технология проблемного обучения  развивает высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизирует  познавательные интересы учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

По Федеральному Государственному Образовательному Стандарту главной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В младшем школьном возрасте продолжают развиваться и закрепляться базовые психические процессы. Восприятие у учащихся в первом классе уже развито: они хорошо ориентируются на форму, размер и цвет предметов. В процессе учебной деятельности развивается произвольность и осмысленность восприятия, дети воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать.

В процессе развития познавательных универсальных учебных действий важно устанавливать взаимосвязь между новым материалом и прошлым опытом учащихся. Так ученику легче воспринять и усвоить учебный материал. Достижения предыдущих периодов не исчезают на следующем этапе, а входят в новую структуру деятельности, сознания и личности ребёнка, преобразуясь и перестраиваясь. Происходит перестройка всех познавательных процессов, т.к. учащиеся постигают новые виды деятельности и включаются в новые системы межличностных отношений. Каждый познавательный процесс школьника должен стать произвольным, устойчивым и продуктивным. Например, с первого дня в школе ученику нужно сохранять повышенное внимание в течение длительного времени, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Рассмотрим подробнее группы составляющие познавательные УУД. К первой группе относятся общеучебные действия. Для развития общеучебных познавательных УУД необходимо организовывать учебную деятельность так, чтобы школьники не заучивали информацию, а находили самостоятельно, используя разные источники, а не только учебники. Задания нужно подбирать с несколькими вариантами решения, чтобы готовый ответ в учебнике не был прописан.

Вторая группа познавательных универсальных учебных действий - логические УУД. Эти действия являются основными мыслительными операциями, на которые опираются все познавательные процессы. Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.

Третьей группой познавательных УУД являются действия постановки и решения проблемы. Ученик должен понимать, какие требования к нему предъявляют (происходит формулирование проблемы), и как он ее будет решать, создавая собственные варианты решения. Необходимым условием для формирования действий постановки и решения проблемы является создание такой учебной ситуации (или мотивационной части задания), которая имеет осознанную ребёнком значимость.

Под познавательными универсальными учебными действиями младшего школьника следует понимать наличие универсальных действий, обеспечивающих возможность организовать учебно-познавательную деятельность, и направленных на осуществление познавательного развитие личности школьника младших классов.

Осуществляя познавательные универсальные учебные действия, школьник младших классов, в качестве мотива демонстрирует, во-первых, наличие желания осуществить решение трудной познавательной проблемы, а во-вторых, удовольствие от увлекательного процесса решения этой проблемы. Именно процесс по решению познавательной проблемы позволяет школьнику младших классов «учится мыслить, творчески усваивать знания и умения познавательной направленности».

Любое познавательное действие школьников младших классов сопровождается освоением знаний и умений добывать, перерабатывать и применять информацию, которая необходима, чтобы разрешить познавательную проблему.

«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации