Выступление «Урок как средство формирования УУД»

3
0
Материал опубликован 18 April 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок как средство формирования УУД.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.  УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться.  А современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения. И перед ним встают вопросы:

Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?

Использование каких технологий способствует формированию УУД?

Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? 

В ФГОС метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

Урок биологии в 5 классе. Тема «Голосеменные – высшие семенные растения»

1.Организационный этап.

2. Следующий этап урока — формулирование темы урока, целеполагание.

На этом этапе использую приём «Группировка» Учащиеся распределяют растения по отрядам, а затем нужно провести классификацию и подобрать к каждой группе обобщающее слово.

Таким образом, мы вышли на тему урока.

Главными деятелями даже на этапе планирования становятся дети. Ученика самостоятельно составляют план урока, а учитель только корректирует его.

При формулирование целей я использую Прием «Домысливание».

Предлагаю слова "помощники», С помощью которых ученики формулируют цели урока.

Изучение нового материала. Филворд «Голосеменные», Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия голосеменных растений. Из оставшихся букв сложите слово. Что оно означает?

Далее на уроке использую приём «Работа над понятием» . Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.

Необходимо объяснить значение каждого слова. После этого проводится работа с учебником : необходимо проверить правильность своих выводов и в тексте параграфа найти дополнительную информацию.

Первичное закрепление знаний – тест. Самопроверка, самооценка. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить свою работу.

К личностным УУД относится и стремление учащихся поддерживать свое здоровье. В связи с этим важным составляющим урока становятся физкультминутка.

Многообразие голосеменных растений – опережающее задание для учащихся – доклады о представителях отряда с использованием текста учебника и дополнительной литературы.

Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» проводилась в парах с использованием инструктивной карточки.

Возврат к плану урока.

Работа со схемой - составить рассказ «Значение Голосеменных растений», используя схему.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

К концу урока предлагаю учащимся проанализировать свою деятельность на уроке, продолжив любую из фраз:

- Я узнал…….

- Больше всего мне понравилось…….

- Самым сложным для меня было…..

- Мне захотелось…..

И оценить свое настроение смайликом, один из которых означает « всем доволен, все у меня получилось», другой «не доволен собой: не понял тему, постараюсь разобраться дома».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

На основе обобщения теоретического и практического материала в качестве рекомендаций учителю можно предложить следующее:

Во время проведения уроков активно использовать элементы современных образовательных технологий.

Создание доброжелательной среды в классе, основанной на равноправном общении учащихся и педагогов. Использовать упражнения на сотрудничество с одноклассниками, а также с родителями учащихся.

Осуществлять внедрение новых информационных технологий, т.к. они позволяют интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.


Урок как средство формирования УУД
PPTX / 2.57 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок как средство формирования УУД Сухова Е.В. , учитель биологии и географии МКОУ «Середняковская СОШ» Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Н. Рерих

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке. ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Как изменяется урок. Урок становится: личностно-развивающим; компетентностно-ориентированным; метапредметным;

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  коммуникативные познавательные Планирование  Постановка вопросов  Разрешение конфликтов Контроль, коррекция действий Общеучебные универсальные действия  Логические универсальные действия  Постановка и решение проблемы личностные регулятивные Самоопределение  Нравственно-эстетическое оценивание Смыслообразование Целеполагание Планирование  Прогнозирование  Коррекция Контроль  Оценка Саморегуляция  

Технологии для формирования УУД Тип урока Педагогические технологии Урок сообщения новых знаний ИКТ, технология проблемного обучения Урок закрепления знаний ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления Урок повторения   Игры, групповые формы работы Урок систематизации изученного материала ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы  Комбинированный урок Возможно применение всех технологий

Виды заданий при формировании УУД Виды универсальных действий   Виды заданий Личностные  • участие в проектах;  • подведение итогов урока;  • творческие задания, имеющие практическое применение;  • самооценка событий. Познавательные «Найти отличия»  «Поиск лишнего»  • «Лабиринты»  «Цепочки»  • Составления схем-опор  • Работа с разными видами таблиц  • Составления и распознавание диаграмм  • Работа со словарями  Регулятивные • «Преднамеренные ошибки»  • Поиск информации в предложенных источниках  • Взаимоконтроль  • Диспут  • «Ищу ошибку»  • Контрольный опрос на определенную проблему  Коммуникативные • Составь задание партнеру  • Групповая работа по составлению кроссвордов  • «Подготовь рассказ на тему…» 

Отделы растений Водоросли Мхи Папоротни-кообразные Голосеменные Щитовник мужской Хламидомо-нада Хвощ полевой Кукушкин лён Ель обыкновеная Сфагнум Улотрикс Сосна обыкновенная

низшие высшие споровые семенные

Цель: познакомиться с особенностями строения голосеменных растений, их значением и многообразием ГОЛОСЕМЕННЫЕ – ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ Планируемые результаты обучения Предметные УУД: иметь представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения». Метапредметные УУД: развивать умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями; приходить к общему решению при наличии разных точек зрения; выступать перед классом; объективно оценивать себя.

1. Общая характеристика голосеменных. 2. Многообразие голосеменных. 3. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». 4. Значение голосеменных. ПЛАН УРОКА

СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, ИСПОЛЬЗУЯ ГЛАГОЛЫ: УЗНАТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ СРАВНИТЬ ПОНЯТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ … 1. Общая характеристика голосеменных. 2. Многообразие голосеменных. 3. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». 4. Значение голосеменных. ПЛАН УРОКА ВЫЯСНИТЬ

С О С Н А Р Д Л Е О Й Я М К Е И С В П И Х Т А С Г К Е В Е Л Ь Т И Е Ж Я Е Т Н В Н С Ж Т Л И И Е К ! О У Ь С К Н Г О М Я А Ц И Н С Е М Я Филворд «ОТРЯД ГОЛОСЕМЕННЫЕ»

ГОЛОСЕМЕННЫЕ – ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ШИШКИ И СЕМЕНА ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Нет корней. Листья покрыты восковидным веществом. Споры созревают в спорангиях Споры образуются в коробочке. Листья игловидные или чешуевидные. Для размножения необходима вода. Размножаются семенами. Есть органы: корень, стебель, лист. Вместо корней – ризоиды. Размножаются спорами. Семена находятся на чешуйках шишек. ОТВЕТ 2,5,7,8,11 Из перечня 11признаков отметьте номера тех признаков, которые относятся к голосеменным растениям.

Хвойные Саговниковые Гинкговые Гнетовые Голосеменные растения Семенные папоротники Беннетитовые

1. Общая характеристика голосеменных. 2. Многообразие голосеменных. 3. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». 4. Значение голосеменных. ПЛАН УРОКА

Продолжите любое из предложений: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне … мне захотелось… …

Моё настроение в конце урока

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации