Выступление «Урок как средство формирования УУД»
Пояснительная записка к презентации
Урок как средство формирования УУД.
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. А современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения. И перед ним встают вопросы:
Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
Использование каких технологий способствует формированию УУД?
Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?
В ФГОС метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
Урок биологии в 5 классе. Тема «Голосеменные – высшие семенные растения»
1.Организационный этап.
2. Следующий этап урока — формулирование темы урока, целеполагание.
На этом этапе использую приём «Группировка» Учащиеся распределяют растения по отрядам, а затем нужно провести классификацию и подобрать к каждой группе обобщающее слово.
Таким образом, мы вышли на тему урока.
Главными деятелями даже на этапе планирования становятся дети. Ученика самостоятельно составляют план урока, а учитель только корректирует его.
При формулирование целей я использую Прием «Домысливание».
Предлагаю слова "помощники», С помощью которых ученики формулируют цели урока.
Изучение нового материала. Филворд «Голосеменные», Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия голосеменных растений. Из оставшихся букв сложите слово. Что оно означает?
Далее на уроке использую приём «Работа над понятием» . Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.
Необходимо объяснить значение каждого слова. После этого проводится работа с учебником : необходимо проверить правильность своих выводов и в тексте параграфа найти дополнительную информацию.
Первичное закрепление знаний – тест. Самопроверка, самооценка. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить свою работу.
К личностным УУД относится и стремление учащихся поддерживать свое здоровье. В связи с этим важным составляющим урока становятся физкультминутка.
Многообразие голосеменных растений – опережающее задание для учащихся – доклады о представителях отряда с использованием текста учебника и дополнительной литературы.
Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» проводилась в парах с использованием инструктивной карточки.
Возврат к плану урока.
Работа со схемой - составить рассказ «Значение Голосеменных растений», используя схему.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).
К концу урока предлагаю учащимся проанализировать свою деятельность на уроке, продолжив любую из фраз:
- Я узнал…….
- Больше всего мне понравилось…….
- Самым сложным для меня было…..
- Мне захотелось…..
И оценить свое настроение смайликом, один из которых означает « всем доволен, все у меня получилось», другой «не доволен собой: не понял тему, постараюсь разобраться дома».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
На основе обобщения теоретического и практического материала в качестве рекомендаций учителю можно предложить следующее:
Во время проведения уроков активно использовать элементы современных образовательных технологий.
Создание доброжелательной среды в классе, основанной на равноправном общении учащихся и педагогов. Использовать упражнения на сотрудничество с одноклассниками, а также с родителями учащихся.
Осуществлять внедрение новых информационных технологий, т.к. они позволяют интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.