Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения
Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенский
Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт проблема пробуждения у детей активности на уроке, повышения мотивации к предмету. Если в начальной школе сама методика предполагает проведения «уроков – праздников», то в подростковом возрасте выбор увлекательных приёмов обучения становится более сложным. Часто возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность на уроке и возникновению у них познавательного интереса.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
А.С. Макаренко так характеризовал роль игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Для детей, игра, прежде всего, интересное и увлекательное занятие. Учителям также нравится такой вид деятельности. В игре все равны. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, так как находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Благодаря игре усваивается языковой материал и возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта
созданию психологической готовности детей к речевому общению
обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала
Как показывает опыт, использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. В игре ребенок достигает нескольких целей:
выполнение правил игры, разыгрывание ролей, сюжетов (функциональная)
получение удовольствия от самого процесса игры. (готовность к любой активности)
угадать, разгадать, добиться результата (творчество)
Помимо определения игры в контексте урока важно учитывать в каком возрастном промежутке проводить ее. Ведь если для младших школьников интереснее будут игры с мячом, картинками, игрушками, пение песен, отгадывание и загадывание слов, то для средней школы более будут интересны игры-соревнования, викторины, групповые формы работы, ролевые игры, так как их привлекает именно возможность показать свои способности, проявить свои лидерские качества, выразить свою точку зрения. Это все зависит от возрастных особенностей, конечно же. Ведь в средней школе начинается, так сказать, переход в подростковый возраст, когда важно, и хочется, показать именно свое «я».
Есть несколько групп игр, которые позволяют расширить познавательную активность и развить интеллект.
Грамматические игры
Лексические игры
Фонетические игры
Орфографические игры
Подробнее о каждой группе. Итак, первая группа, грамматические игры.
Цель- научить учащихся правильному употреблению и использованию временных конструкций, развить творческую активность.
Игра "Что ты делаешь?" – отработка времени Present Continuous.
У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse?
– No, I'm not drawing a horse.
– Are you drawing a pig?...
Вторая группа игр- лексические игры
Цель – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
Игра «Отгадай моё слово»
Учитель ставит на стол коробку. В данной коробке лежат картинки с изображением различных действий. Учитель вызывает к своему столу ученика и просит его достать картинку, посмотреть на неё, не показывая её всему классу, а потом изобразить движениями действие на картинке.
Игра «Family»
Игра проводится в парах. Один рассказывает о своей семье, а второй слушает и по ходу рассказа рисует семейное дерево, а затем показывает свой рисунок рассказчику и уточняет детали при помощи вопросов: «Have you got a ...? What is his/her name?»
Данная игра также помогает формировать навык аудирования.
Третья группа игр - фонетические игры
Цель - тренировка обучающихся в произнесении английских звуков, научиться громко и отчетливо читать стихотворения. Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.
Игра «Угадай по голосу, кто пришёл к тебе в гости».
Кто-нибудь из ребят, закрыв глаза, стоит у доски, а другой ученик громко произносит слова приветствия:
Good morning, John! How are you?
Тот, кто стоит у доски, должен по голосу догадаться, кто с ним здоровается, должен ответить на приветствие, назвав ученика по имени:
Good morning, Ann!
I am fine, thank you!
Игра « Произнеси рифмовку правильно и быстро»
1.A black cat sat on a mat аnd rapidly ate a fat rat.
2. William whistles very well.
3. Santa`s short suit shrunk
И последняя группа игр - орфографические игры
Цель – упражнение в написании английских слов, формирование навыков сочетания букв в слове.
Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.
Игра «Anagrams».
В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net; Take – Kate; Tea – eat; Race – care; Mile – lime; Lain – nail; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.(слова конечно же могут быть разными)
Игра «Riddles».
Учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске.
Загадки:
- over the head and under the hat (hair);
- it runs all day but never runs away (clock);
- it moves without legs and flies without wings (cloud);
- it lives in winter and dies in spring (snow). ( загадки также могут быть различные)
Итак, можно сказать, что игра является сильным мотивирующим фактором в изучении английского языка в разных возрастных категориях. Игра способствует закреплению материала, более детальному пониманию информации, а также поддержанию интереса учащихся, тем более в подростковом возрасте.
Игры помогают учителю оживить урок, облегчить процесс понимания языкового материала.
Игра повышает трудоспособность на уроках английского языка, ведь даже самый слабый ученик будет вовлечен в нее, посредством командной работы.
Игра гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учащихся.