ИКТ в практической работе педагога дополнительного образования.
Спиридонова Е.В., педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад №81 Калининского района
Санкт-Петербурга
ИКТ в практической работе педагога дополнительного образования.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас оно еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных технологий, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога.
Я сторонник использования ИКТ при подготовки и проведении непосредственно-образовательной деятельности , потому что считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.
Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования:
1 сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
2 приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств
3 установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником
4 помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
5 экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде :
· текста;
· графического изображения;
· звука;
· речи;
· видео.
Все это позволяет педагогу дополнительного образования создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка.
Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, можно сделать вывод, что для художественно-эстетического образования компьютер может служить «сырьем», на основе которого можно формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.
Конечно, необходимо соблюдать элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером. По требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю. На занятиях используют ИКТ не более 7-10 мин, с обязательной сменой деятельности и физминуткой.
Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:
1. Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
2. Психологически облегчает процесс усвоения
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания
4. Расширяет общий кругозор
5. Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
6. Освобождает от рутинной ручной работы;
7. Повышает производительность труда педагога и ребенка.