Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Андреевой Е.И.
Кувандык
2015
О бобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Андреевой Евгении Ивановны, руководителя объединения "Следопыт"
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Педагогический стаж – 36 лет.
Проблема, над которой работает педагог
Педагогическое осмысление проблемы развития краеведения позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития краеведения школьников.
К ним можно отнести следующие противоречия:
- между стремлением учащихся к краеведческой деятельности и невозможностью его осуществления без достаточного запаса знаний и опыта;
- между необходимостью развития краеведческой деятельности учащихся и отсутствием целенаправленной работы учителя в этом направлении;
- между объективной необходимостью развития краеведения и недостаточной разработанностью путей её развития;
- между традициями и тенденциями, между общим и частным, т.е. стремление остаться жить и работать в селе, но в свою очередь незнание понятий «гражданин», «гражданственность».
В связи с этим, проблема, над решением которой работает Андреева Е.И., сформулирована следующим образом: «Краеведческая работа в объединении как форма развития познавательных интересов обучающихся».
Актуальность, значимость опыта, новизна
Актуальность:
- гуманизация образования, предполагающая возрождение подлинной духовности детей;
- выявление уровней развития познавательного интереса учащихся через краеведческую работу в условиях дополнительного образования;
- актуальность всесторонних и детальных исследований связи познавательной активности и памяти.
В последнее время вновь возрастает интерес к краеведению, к изучению наследия нашего прошлого.
Краеведение даёт толчок к развитию интереса к истории и вообще стимулирует интерес к познанию. Во многом краеведение способствует развитию познавательного интереса.
Особую актуальность приобретает в настоящее время проблема повышения духовности личности по развитию познавательного интереса через краеведение. Актуальность обусловлена потребностью общества в духовно богатой личности, способной правильно оценивать ценности общественной жизни, окружающий мир и себя в этом мире.
Практика свидетельствует о недостаточности краеведческих знаний обучающихся, что значительно обедняет их духовный мир, снижает интерес к истории как к учебному предмету. Используя современные научные подходы, данное исследование было направлено на утверждение необходимости разработки проблемы развития краеведческой работы учащихся на уроках истории.
Опытно-экспериментальная, исследовательская работа приводит к следующим результатам и выводу: на основе анализа философской, психолого-педагогической культуры было уточнено понимание «познавательный интерес», «краеведение», показано соотношение краеведения и познавательного интереса.
Теоретические основы опыта
Наряду с научным краеведением во второй половине XVIII в. в России возникло и школьное краеведение. Начало ему положил М.В. Ломоносов, который в своей анкете (1760) стремился привлечь «малых особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». К сбору материала для «Ландкарты Российской» он привлек учеников гарнизонной школы и гимназии про Академии наук. В программах народных училищ в 1782 г. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о «народах, тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют». Н.И. Новиков и Ф.И. Янкович первыми высказали мысль об использовании краеведческого материала для связи обучения с жизнью. Обращаясь к учителям, Н.И. Новиков писал: «Водите их (детей – ред.) в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия людей, научите их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, и почитать надлежащим образом людей, тем занимающихся». Составленный Н.И. Янковичем устав народных училищ рекомендовал учителям записи важнейших местных событий, «дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники».
Дальнейшее развитие исторической науки в условиях начавшегося разложения крепостнического хозяйства и развития капиталистических отношений способствовало и краеведческим исследованиям. Многое сделали в этом отношении провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных сообществ: Истории и древностей Российских (осн. в 1804г.), Географического (осн. в 1845г.), Археологического (осн. в 1846г.).
Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение.
Карельский краевед С.Е. Стрелков писал: «Привлечение материала родной для учащихся республики обеспечивает ознакомление с наиболее яркими и знаменательными страницами истории своего народа, с основными этапами образования и развития его государственности, экономики и культуры. В этом – большое самостоятельное воспитательное значение материала по истории национальной республики». В структуре краеведческой работы были использованы взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационный, содержательный и операционный, содержание и степень сформированности которых на личностном уровне были раскрыты в процессе исследования.
Во время проведения опытно-исследовательской работы по развитию познавательных интересов через краеведение, учитывался анализ диагностических исследований. Совершенствование этого процесса шло за счет использования широких возможностей содержательного материала краеведческого курса «Родной край: страницы истории», осуществление дифференциального подхода к обучающимся с учетом их принадлежности к тому или иному уровню краеведческой культуры и индивидуальных возможностей, стремление преподавателя воспитывать у учащихся не содержательный, а деятельный подход, в необходимости повышения их краеведческой культуры, формирование активной позиции, прежде всего, в учебной деятельности.
Новизна опыта:
- личностно-ориентированный подход в развитии краеведения;
- определены понятия «краеведение» и «познавательный интерес».
Применение краеведческих материалов на занятиях принесло хорошие успехи. Качество знаний росло, дети побеждали на олимпиадах, поступали в вузы. Дети научились усваивать готовые знания, но не умели рационально работать, самостоятельно строить свою учебную деятельность, искать и находить более рациональные способы решения проблем, переносить их в нестандартные условия; научились заниматься самообразованием. Вот так педагог пришёл к идее развивающего обучения. Эта деятельность актуальна, потому что дает возможность, приобретая знания, занять активную жизненную позицию, что важно в наше время. Евгения Ивановна изучила теоретические основы развивающего обучения, пути повышения качества знаний у обучающихся, развитие интереса к учебным предметам, активизацию познавательной деятельности в учебном процессе, развитие логического мышления. Педагогом проработана тема «Самоанализ занятия – важнейший фактор развивающего обучения», выбор оптимальных методов обучения, рациональная организация учебной деятельности, пути устранения перегрузки у обучающихся, элемент развивающего обучения как средство повышения качества знаний, особенно через краеведение. Она осмыслила проблему и определила возможности развивающего обучения в условиях сельской местности. На педагогической конференции в школе был сделан вывод о том, что в условиях жизни современного села надо готовить детей не только в институты, но и дать им необходимые знания и умения, чтобы подготовить их к жизни в условиях рыночной экономики, помочь развить им интеллект и способности.
Эффективность проводимых педагогом занятий имеет в своей основе оптимальное решение всего круга учебно-воспитательных задач, когда внимание и мышление обучающихся концентрируется на главных ведущих целях, через краеведение пробуждаются и развиваются интересы, формируется потребность в знаниях. В этом и заключается новизна данного опыта.
Методология опыта
Сбор материала по местной истории, его классификация, обработка, систематизация и экспонирование в школьном музее преследует педагогические цели, и прежде всего, использование его на уроках и на занятиях с обучаюимися. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее и лучше изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по его изучению и выявлению всего ценного и необходимого в учебно-воспитательном процессе.
Местный материал с одной стороны – средство активизации познавательной деятельности обучающихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки детей, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории, делает знания обучающихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.
В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели занятия, краеведческий материал может быть изучен до прохождения темы, в начале изучения, в его ходе и в конце. Использовать материал можно по-разному: в изложении педагога, в сообщении или докладе обучающегося, в лекции, в беседе, на экскурсии или семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и др.
Краеведческий подход в изучении истории педагогически эффективен, потому что выполняет условия:
соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
научной достоверности и глубокой идейности;
взаимосвязи местного и исторического материала;
учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
систематичности и планомерности в использовании;
наглядности;
непосредственного участия обучающихся под руководством педагога в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;
связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;
умения педагога применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории и во внеклассной работе с обучающимися.
Эффект в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал дает потому, что:
а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения научного кругозора учащихся;
б) удобен для сравнения, сопоставления с общесоюзным;
в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития края.
Краеведческий материал по значимости можно разделить на две группы:
а) материал сугубо местного значения, связанный с событиями общесоюзного характера;
б) материал, выходящий за пределы края и приобретающий масштабность страны.
Последний по своему содержанию имеет важное самостоятельное образовательно-воспитательное значение, поэтому он включен в программу и входит как обязательная часть в систему общеучебных знаний. Такими материалами являются: «Битва на Куликовом поле», «Ледовое побоище», «Великий Новгород», «Бородинское сражение», «Уроки московского восстания», «Штурм Зимнего», «Защита Брестской крепости», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда» и т.п.
У обучающихся сложилась определенная система целостных знаний о главных этапах развития родного края, отличительных особенностях, месте и значении в истории нашей Родины.
Технология опыта
Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся должны:
- самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам и педагогу;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым обучающимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребенок вводится в ситуации, требующие от него самостоятельного решения.
Местный материал на занятии может быть основой изучения всей темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по теме занятия. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала.
Занятие в школьном музее.
Краеведение располагает подлинными вещественными памятниками, позволяющими наглядно показать обучающимся труд людей прошлого, воспроизвести их жизнь, раскрыть исторические события, происходившие в крае.
В практике проводятся занятия по местной истории непосредственно в школьном музее. Возможны несколько методических вариантов таких занятий: сам педагог ведет урок, используя экспонаты музея.
Другой вариант более эффективен – сочетание рассказа педагога с демонстрацией экспонатов и самостоятельной работой обучающихся над материалом музея. В этом случае дети часто сами выступают с краткими сообщениями по содержанию отдельных экспонатов.
Такие занятия обычно проводятся при изложении нового материала по истории края. Их результативность зависит не только от того, каким материалом располагает музей и как это материал преподносится педагогом, но и в значительной мере от степени подготовленности обучающихся, качества проверки и закрепления материала на последующих занятиях.
Определяя задачи дополнительного образования, краевед-историк А.Ф.Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами».
Организация деятельности творческого объединения «Следопыт» базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Поэтому учебно-воспитательная работа по историческому краеведению состоит из двух органически связанных между собой и дополняющих друг друга частей:
а) сбора, изучения, систематизации и оформления материала по местной истории, что обычно осуществляется в порядке поисково-исследовательской деятельности;
б) использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания обучающихся, полученные на уроках. Познание общих закономерностей исторического процесса помогает детям глубже понимать историю своего края как частицу истории нашей страны, а знания местной истории способствуют осознанному пониманию общеисторических закономерностей.
Организуя работу на занятиях по историческому краеведению, педагог исходит из трёх групп вопросов
Первая группа:
а) какие теоретические знания, полученные на уроках истории, прежде всего, возможно использовать во внеклассной историко-краеведческой работе?
б) какое влияние оказывает краеведческий материала усвоение программы материала?
в) какие методы и приемы привлечения знаний, полученных на занятиях объединения, можно использовать для активации познавательной деятельности детей на уроках истории?
Работа по историческому краеведению подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную.
Массовые формы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры и т.д. Групповые формы внеклассной работы – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории, выпуск стенгазет, бюллетеней, рукописных книг, журналов.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальным материалами архива, вещественным памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Формы работы объединения находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.
С точки зрения места в учебном процессе формы внеклассной работы историко-краеведческой работы условно можно разделить на три группы:
1) предваряющие (упреждающие), когда внеклассная работа упреждает, предшествует изучению материала на уроке. Здесь главное внимание уделяется накоплению чувственных восприятий, созданию «опорных точек» в окружающей действительности, построение «фундамента» для будущих учебных занятий с их выводами, обобщениями, умозаключениями. Обучающиеся как бы проходят путь «от живого созерцания к абстрактному мышлению»;
2) сопутствующие, когда внеклассная краеведческая работа выполняется учащимися параллельно с изучением в классе материала общего курса истории;
3) последующие, когда внеклассная краеведческая деятельность по своему содержанию как бы следует за школьной учебной программой. Здесь на основе уже имеющихся у учащихся теоретических знаний происходит процесс конкретизации, закрепления, совершенствования, уточнения, корректировки, а иногда и изменения тех или иных представлений, понятий, знаний. В этом случае учащиеся как бы проходят путь «от общих положений к конкретным фактам реальной действительности». Знания, полученные на уроках, находят свое подтверждение в окружающей жизни.
Историко-краеведческий кружок.
«Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть на всю цепь разнообразных форм внеклассной работы… Прочная постановка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком. При правильной постановке внеклассной работы всё дело должно вестись и организовываться не только через кружок, но и от кружка, по возможности по его инициативе» – так писал советский ученый Н.Н. Баранский. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.
Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.
Школьный кружок базируется только на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает обучающихся в активных помощников педагога как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы объединения зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя.
Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:
теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельные работы);
практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
В работе объединения особое внимание следует уделять выбору тематике, определению источников и планированию.
Программой объединения предусматривается углубленное изучение области в целом или отдельных местных объектов, например, школы, села, а также изучение конкретных тем: «История народного образования в крае», «История колхозного движения» и др. Также изучается и более короткий период в истории края, например, «Край в годы Великой Отечественной войны».
Более эффективна программа, включающая вопросы изучения как ближайшего окружения школы, так и территории края в целом. Во-первых, изучение ближайшего окружения школы позволяет детям производить непосредственное наблюдение, ознакомление, изучение краеведческих объектов и сбор материала о них в течении всего года. Во-вторых, изучение вопроса в масштабе края расширяет краеведческие знания, создает перспективу путешествия и увеличивает его радиус. В-третьих, данная программа помогает обучающимся лучше понимать диалектику взаимосвязи истории населенного пункта, края и истории всей страны.
В программе работы объединения выделяется два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.
План работы историко-краеведческого объединения составлен с учетом:
а) самых сложных вопросов школьной программы;
б) вопросов программы, не получивших обстоятельного раскрытия на уроках;
в) проблем, вообще не раскрытых на уроках, но имеющихся в программе;
г) проблем, не входящих в учебную программу.
Так, на занятиях объединения в Ильинской школе основное внимание было уделено изучению революционного прошлого Ильинки.
Тематика была тесно связана с учебной программой по отечественной истории.
Именно кружковая работа позволяет вести летопись краеведческого объекта, т.е. села Ильинка. Значение этого вида творческой деятельности в приобщении обучающихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала.
Они учатся анализировать, отбирать для летописи самое главное, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с жизнью края и страны.
Кроме летописи села, ведется летопись сельскохозяйственных предприятий, культурно-просветительских учреждений.
Своеобразие летописи как исторического сочинения состоит в том, что события излагаются в хронологической последовательности, но без достаточной связи между собой. Ценность летописи повышается, так как она иллюстрирована фотографиями, зарисовками, снабжена ссылками на различные источники, данные конкретных информаторов.
Летопись села требует от её составителей постоянной связи с жизнью населенных пунктов: производством, культурой, передовыми людьми и их трудом, заставляет систематически следить за краеведческой литературой, периодической печатью, работать с информаторами по сбору сведений.
Написание трудовых биографий передовых людей края, сочинений, очерков о людях труда, о трудовых династиях прививает обучающимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.
Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий, знатоков национальной культуры – один из интересных видов творческой работы обучающихся по краеведению.
Результативность опыта
В результате опытно-экспериментальной работы был организован процесс развития краеведческой культуры обучающихся.
Применение диагностической программы позволило целенаправленно изучать и повышать уровень развития краеведческой культуры обучающихся, эффективность краеведческой работы; определить динамику происхождения изменений, совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Итогом стали положительные изменения в компонентах работы по краеведению.
Краеведческая работа раскрывает благоприятные тенденции развития познавательных интересов через ее влияние на развитие общей культуры и личностные качества обучающихся.
Факторы, оказывающие влияние на эффективное развитие краеведческой культуры обучающихся в учебно-воспитательном процессе:
- организация краеведческой деятельности обучающихся;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;
- учет особенностей развития краеведческой культуры, ее сущностных свойств и структурных компонентов.
Развитие познавательных интересов через краеведение организовано с учетом потребностей и возможностей обучающихся.
Адресная направленность
Опыт работы над проблемой «Краеведческая работа в объединении как форма развития познавательных интересов обучающихся» для преподавателей истории и обществознания круга и области приемлем как для учителей, имеющих определенный опыт педагогической практики, так и для начинающих учителей истории и обществознания, а также педагогов-краеведов дополнительного образования.
Трудоемкость опыта
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет программного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у обучающихся научного мировоззрения, воспитанию нравственности и убежденности.
Привлечение краеведческого материала как на уроках истории, так и на занятиях объединения, служит решению общих задач обучения и воспитания подрастающего поколения, стоящих перед обществом на современном этапе. Методист-историк А.И. Стрижев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории. Известный методист Н.Г. Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучался не только материал учебника, но и действенность, непосредственно окружающая обучающихся, усваиваются значительно прочнее.
История нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.
Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению обучающимися самых сложных вопросов социально-политического, экономического и культурного развития страны.
Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику занятий, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.
Трудность состоит в том, что весь краеведческий материал добывается из дополнительных источников. Использованию материала всегда предшествует тщательная работа по его изучению и выявлению ценного и необходимого.
Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.
18