Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Именительный падеж»
. Именительный падеж
Цели: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Один ученик склоняет существительное ручка у доски.)
— Что такое склонение?
III. Актуализация знаний
Комментированное письмо
— Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, подпишите части речи.
Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши
домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения. Определите падеж имён существительных.
Наступила весна.
Ребята пришли.
Солнце светит.
— Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые нераспространённые предложения.)
— Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже.)
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 74 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.
— Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.
— Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 75 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Назовите главные члены.
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 76 (с. 43).
— Прочитайте стихотворение.
— Определите падеж выделенных имён существительных. На какие вопросы они отвечают?
— Что можно сказать о выделенных словах?
— Подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Самопроверка.)
VIII. Рефлексия
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Труд кормит, а лень портит.
— Найдите имена существительные и определите их падеж.
— Что можно сказать об этих именах существительных?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены.
Урок 102. Родительный падеж
Цели: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите главные члены.
— В каком падеже стоит подлежащее?
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.
Трещ..т м..розы. Иней запуш..л д..рев..я. На ёлке и осинке л..жат ша..ки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дят..л стучит на верхушке д..рева своим кре..ким клювом.
М..ро.. зат..нул пру., льдом. Мя..кий белый к..вёр покрыл \..лодную землю.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Сто ят в родительном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 77 (с. 43).
— Прочитайте словосочетания.
— Определите падеж выделенных имён существительных.
— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого ?, а к каким — чего ?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Дом — чудесный бегунок На своей восьмёрке ног День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай.)
— Найдите слово трамвай в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом трамвай, запишите.
— Запомните написание этого слова.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте сведения о языке на с. 44.
— Назовите вопросы родительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
Упр. 78 (с. 44).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите имена существительные в родительном падеже. Как это сделать?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте пословицы, в которых все существительные употреблены в родительном падеже.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 79 (с. 44).
— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль.
— Объясните значение выделенного слова и фразеологизма. (Пустомеля — тот, кто говорит много пустого, несерьёзного, болтает вздор, пустяки. Семь пятниц на неделе — так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
— Прочитайте сведения о языке на с. 45.
— Как пишутся имена существительные в родительном падеже множественного числа?
Упр. 80 (с. 45).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Выполните задания.
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова пятница и около в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами пятница и около, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте стихотворение. Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей Прилетает Воробей.
К. Чуковский
— Назовите вопросы родительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С какими словами из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 81 (с. 45).
Урок 103. Дательный падеж
Цели: познакомить с особенностями дательного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите слово, которое пропущено в последнем предложении.
— Назовите тему текста.
— Назовите главную мысль текста.
— Какой заголовок вы подобрали к тексту?
— Прочитайте слова с орфограммами и объясните их написание.
— В каком падеже стоит подлежащее?
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж выделенных имён существительных.
Тр.. пинка
Через всю полянку вьётся л..сная тр .пинка Мы любим гулять по этой тр..пинке. Ранней в..сной мы здесь наблюдаем за п..лётом птиц.
По И. Соколову-Микитову
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в дательном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 82 (с. 46).
— Прочитайте словосочетания.
— Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
— Какие вопросы вы поставили?
— К каким существительным поставили вопрос кому?, а к каким — чему?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 83 (с. 46).
— Прочитайте.
— Из каких басен эти строки? {«Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей».)
— Найдите имена существительные в дательном падеже. Как это сделать?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.
— Прочитайте сведения о языке на с. 47.
— Назовите вопросы дательного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 85 (с. 47).
— Прочитайте стихотворение.
— Вставьте пропущенные слова. Прочитайте.
— Определите падеж этих имён существительных.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Выполните задания.
(Проверка. Несколько учеников рассказывают продолжение данного текста.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Составьте и запишите пять словосочетаний, употребив в них имена существительные в дательном падеже.
— Назовите вопросы дательного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 84 (с. 47).
Урок 104. Винительный падеж
Цели: познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания.
— Прочитайте предложение.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка в каждом случае.
Дорожка домой Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой Красивее нет!
И если б зашёл я Не знаю куда,
Дорожку домой Отыскал бы всегда.
На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои.
К. Рейс
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Перешёл через дорогу, написал про победу, сел за стол.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в винительном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 86 (с. 48).
—Прочитайте словосочетания.
—Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
—Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос' кого ?, а к каким — что ?
—Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
—Прочитайте ниже сведения о языке.
—Назовите вопросы винительного падежа.
—С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
Упр. 87 (с. 48).
—Прочитайте предложения.
—Определите падеж слова море.
—Выполните письменные задания к упражнению.
—Прочитайте предложения. Назовите главные члены предложения.
—На какой вопрос отвечает подлежащее?
—А слово море!
—Прочитайте сведения о языке на с. 49.
—Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?и стоят в форме именительного падежа?
—Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?и стоят в форме винительного падежа?
Упр. 88 (с. 49).
—Прочитайте стихотворение.
—Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
—Обсудите и выполните задание в парах.
(Проверка.)
Упр. 89 (с. 49).
—Прочитайте скороговорки.
—Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
—Как определить падеж этих слов?
(Письмо по памяти. Выполнение заданий. Проверка.)
—Прочитайте предложения. Назовите падеж выделенных слов.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово солома в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом солома, запишите.
— Запомните написание этого слова.
— Как вы понимаете выражение соломку подостлать? (Смягчить, ослабить что-нибудь неприятное.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 90 (с. 50).
(Коллективное выполнение.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных?
Упр. 91 (с. 51).
— Прочитайте.
— Вставьте слово конь в предложения, назовите падеж.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 92 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Выпишите имена существительные и распределите их в два столбика: 1) в именительном падеже; 2) в винительном падеже.
Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик - пулемёт.
Как стекло, светло и чисто Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке Парту, книжки и тетрадки.
С. Маршак
— В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что?и являются главным членом предложения?
— В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что ? и являются второстепенным членом предложения?
— Назовите вопросы винительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким словом из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 93 (с. 52).
Урок 10 5. Творительный падеж
Цели: познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите имена существительные в винительном падеже.
— Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по какому признаку?
III. Актуализация знаний
— Прочитайте.
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А. Пушкин
— Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Скажи о царе Салтане...», А.С. Пушкин.)
— Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют падеж.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в творительном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 94 (с. 52).
— Прочитайте предложения.
— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.
— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким — чем?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте сведения о языке на с. 53.
— Назовите вопросы творительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 95 (с. 53).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите падеж имён существительных.
Упр. 96 (с. 53).
— Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа.
— Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.)
— В каком падеже употреблено сравнение? (Втворительном.)
— Подготовьтесь к письму под диктовку.
(Запись под диктовку. Самопроверка.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте стихотворение. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа. Определите падеж остальных имён существительных.
Хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой, и сосной,
И малиною лесной.
Мы сегодня в лес пойдём,
Грибы, ягоды найдём,
Наберём мы там черники И душистой земляники.
М. Кравчук
— Назовите вопросы творительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
— Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже.
Урок 106. Предложный падеж
Цели: познакомить с особенностями предложного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные в творительном падеже.
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, самолёт, килограмм, пятница, праздник, шоссе.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Написали в газете, растут в воде, лежит на столе.
— Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в предложном падеже.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 97 (с. 54).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении.
— Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос о ком?, а к каким — о чём?
— Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Назовите вопросы предложного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 99 (с. 55).
— Прочитайте.
— Из каких произведений эти строки?
— Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.
— Выполните задание в парах.
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 100 (с. 55).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Назовите имена существительные в предложном падеже.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте стихотворение. Найдите имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа. Определите падеж остальных имён существительных.
Едут девочки в санях,
Руки в муфты прячут.
А мальчишки на конях За санями скачут.
С. Маршак
— Назовите вопросы предложного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?
— Какие окончания имеют имена существительные в форме предложного падежа?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 98 (с. 54).
Урок 1 07. Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.
— На какие вопросы отвечают имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа?
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — ... (кот).
IV. Работа по теме урока 1. Знакомство с текстом Упр. 101 (с. 56).
— Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Назовите тему текста. (Кот.)
— Назовите главную мысль. (Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.)
— На сколько частей можно разделить этот текст?
— Куда влезли куры?
— Что сделал кот?
— Что произошло дальше?
— Как себя чувствовал кот после победы?
2. Составление плана
— Прочитайте текст по частям и озаглавьте каждую часть. Примерный план
1. Куры в саду.
2. Как кот наказал кур.
3. Кот-хозяин.
3. Орфографическая работа
(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
VII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Составить и записать пять словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного).