Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных» (3 класс)

8
2
Материал опубликован 30 June 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

Предмет, класс, УМК, автор учебника

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», М.: «Просвещение», 2014 г.

Учитель

Кострулина Елена Васильевна, учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

Тема урока

Именительный падеж имен существительных

Тип урока

Открытие нового знания

Дидактическая цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний.

Задачи урока

выяснить особенность имён существительных в именительном падеже;

развить связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание, воспитать интерес к родному языку

Планируемые результаты

Предметные

Вспомнить падежи имен существительных, узнать об особенностях имен существительных в именительном падеже

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать значимость тех или иных учебных действий;

- уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

- осмысливать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- формировать умение ставить и формулировать проблему;

- формирование умения определять цель деятельности на уроке;

- формирование умения работать по предложенному учителем плану;

- формирование умения выполнять и сравнивать с образцом;

-фиксировать преодоление возникшего затруднения

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;

- уметь делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

- учитывать позиции других людей.

Методы обучения

Технология деятельностного метода обучения

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, работа в группах, парах

Средства обучения

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого "Русский язык" 3 класс, ноутбук, опоры на доску, презентация или файл «NOTEBOOK» для интерактивной доски SMART Boart, приложения, нетбуки, электронное приложение к учебнику.


Презентация у уроку "Именительный падеж имен сущ."
PPTX / 1.26 Мб

файл «NOTEBOOK» для интерактивной доски SMART Boart
NOTEBOOK / 3.54 Мб

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слайд 1

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Все устные ваши ответы

С удовольствием слушаю я!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Начинаем урок русского языка.

Пожелаем друг другу удачи.

Оформление тетради.

Слайд 2

На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы изучаем роли, в которых выступает ученик.

Назовите их.

Какая роль принадлежит учителю?

Сегодня у нас урок открытия новых знаний Моя задача на сегодняшнем уроке помочь открыть новые знания.

Назовите два этапа учебной деятельности ученика.

Слайд 3

Посмотрите на шаги, которые проходит ученик при открытии новых знаний. Назовите пропущенные шаги.

Слайд 3 (щелчок)

Слайд 3 (щелчок)

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно фиксировать свое затруднение и определять причины данного затруднения.

Мы вместе и у нас все получится.

В роли – понимающего, автора.

Роль помощника и организатора.

Понять, что я еще не знаю и сам нахожу способ поиска информации

Фиксирую затруднение

Определяю причину затруднения.

ЛУУД:

признают важность учёбы и познания нового, понимают значимость учебных действий;

КУУД

участвуют в учебном диалоге

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Назовите раздел русского языка, который изучаем на уроках.

С какой часть речи продолжаем знакомство?

Мы достаточно много уже заем об этой части речи.

Предлагаю заполнить схему по теме «Имя сущ.»

-Что такое схема? (Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.)

Работать будете в группе.

Назовите правила для успешной работы. Слайд 4

Проверим, как вы заполнили карточку.

По очереди будите называть один из признаков существительного. Остальные проверяйте по эталону.

 

Имеются ли дополнения? Спасибо за работу

И так в русском языке 6 падежей.

Назовите падежи имени существительного?

Как вы считаете, для чего нужно изучать падежи.

Определите, о каком падеже так говорят?

Он – начинающий  падеж,
Вопросы – КТО?  и  ЧТО?
В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
И  школа,  и  пальто

Почему вы так решили?

Совершенно верно. Это и будет тема нашего урока.

Запишем тему урока в тетради Слайд 5

Части речи

Имя существительное

( на группу схема)

Приложение 1

Называют правила работы в группе Приложение 2

Проверяют по эталону

Наша задача – выучить и понять все 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

Именительный падеж имён существительных)

Первый падеж, вопросы кто? что?

Записывают тему урока

КУУД: сотрудничают с одноклассниками при работе в группе

РУУД:

делают выводы на основе обобщения

Выявление места и причины затруднения.

Как вы считаете, почему так назвали падеж?

Продолжаем знакомство с И.п..

Запишите особенности данного падежа.

Фиксировать будем в тетради. Слайд 5 (щелчок)

КТО? ЧТО?

2

3.

Запишите следующие особенности.

Почем не смогли выполнить задание?

Назовите причину своего затруднения.

Правильно, мы смогли определить место и причину затруднения. Это поможет нам перейти на этап открытия новых знаний.

Высказывают предположения

Название именительного падежа образовано от слова «имя». Именительный падеж существительного указывает на имя предмета

Фиксируют затруднение – не можем записать, не хватает знаний.

Мы еще не знаем особенности И.п.

РУУД принимают учебную задачу и стремятся её выполнить; ставят и формулируют проблему

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Исходя из причины затруднения, сформулируйте цель урока

Изучать особенности предлагаю по плану (прикрепляю на доску

Выяснить особенности им. сущ. в И.п.

Зафиксировать особенности И.п. им. сущ.

Приступаем к выполнению плана.

(На экране текст с пропущенными орфограммами.)

Слайд 5 (щелчок)

Наступили сил_ные м_розы. К окну

п .дл.тела мал.нькая синич_ка. Бабушка

(в)пустила её (в)комнату. Утром птич_ка ул_тела.

– Прочитайте текст, определите тему текста.

- Назовите основную мысль

А как вы помогаете зимующим птицам?

Замечательно .

Назовите пропущенные орфограммы в словах, прокомментируйте их.

В тексте использованы распространенные предложения. Ваша задача, записать из каждого предложения только грамматическую основу.

Слайд 6

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Какой частью речи является подлежащее в данном предложении.

На какой вопрос отвечает подлежащее?

Это вопрос, какого падежа?

– Что заметили?

(Аналогично разбор 2 – 4 предложения)

Сделайте вывод и назовите особенность И.п.


 

Зафиксируем в тетради особенность одним ключевым словом. Слайд 6 (щелчок)

Продолжаем дальше исследовать сущ. в И.п.

Работать будете в группе.

Раздаю карточки для групповой работы.


 

Слайд 7

Поставим вопрос к каждому слову.


 

Назовите слово в И. п. Как определили?


 

Какую особенность заметили у сущ. в И.п.?


 

Вернемся к первому тексту и проверим наше предположение - имеются ли предлоги у сущ. в И.п.?

Сделайте вывод о наличии предлогов у существительных в И.п.

Слайд 7 (щелчок)

Назовите еще одну особенность И.п. им. сущ.

Зафиксируем кратко эту особенность в тетрадь.

Слайд 7 (щелчок)

Узнать особенности И.п.

О синичке

Помощь птицам в сильные холода

Проверяют по эталону

Сущ.

Кто? что?

И.п.

Сущ. в И.п. в предложении – подлежащее.

Разбор 2 -4 предложения

Имя сщу. в И.п. в предложении является подлежащим.

Фиксируют в тетради

2. подлежащее

Выполняют задание на карточке


 


 

Проверка по эталону

Слово птичка стоит в И.п.,

определили по вопросу кто?

У сущ. в И.п. нет предлога.

Коллективная работа

Работают с текстом, проверяют предположение.

Сущ. в И. п. не имеет предлогов

У существительных в И.п нет предлогов.

Фиксируют

3. Нет предлогов

РУУД:

- определяют цель деятельности на уроке;

-  работют    по предложенному учителем плану

ЛУУД:

оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

ПУУД:

- моделируют, структурируют знания

5.Реализация построенного проекта.

Действуя по плану, мы удалось найти выход из затруднения?

Назовите все существенные признаки И.п..

Проверим выводы по учебнику, с. 42

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед, 
Влево, вправо поворот. 
Три наклона, прямо встать. 
Руки вниз и вверх поднять. 
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

– Мы отдохнули и можем продолжить нашу работу

Называют существенные признаки по опоре.

Читают правило, сравнивают и делают вывод об изученном материале на предыдущем этапе урока

ПУУД:

-фиксируют преодоление возникшего затруднения

6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Следующий шаг учебной деятельности - применение полученных знаний

На уроках мы говорили о том. Как трудно зимующим птицам. Вблизи жилья человека можно встретить стайки снегирей, воробьев, свиристелей, но не каждому человеку удается увидеть лесных птиц. Предлагаю познакомиться с одной такой птицей.

Кто знает, что это за птица? Слайд 8

Прочитайте информацию об этой птице.

Выполнение упр. 75 с. 42

Спланируйте работу для выполнения данного упражнения.

Для успешного выполнения упражнения можно выбрать форму: парную или индивидуальную

Договоритесь с соседом по парте, как будете работать.

Проверка по эталону

Оцените свою работу.

Принимают учебную задачу.

Читают текст о рябчике

Планируют деятельность с опорой на задания к упражнению.

Выбирают форму работы

Проверяют по эталону(карточки)

Без ошибок - +

С ошибками - ?

ПУУД:

делают выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Кто назовет следующий этап получения новых знаний?

Работа по вариантам на карточках

Вариант 1- учащимся с низким и средним уровнем обучаемости (зеленый квадрат)

Вариант 2 – учащимся с высоким уровнем обучаемости. (синий квадрат) Слайд 9

Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Приложение 4

Проверяют по образцу

Без ошибок - +

С ошибками - ?

РУУД: выполняют и сравнивают с образцом

8. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагается выполнить задание из электронного приложения на нетбуках.

Работа в парах.

Выполняют задание на нетбуках и проверяют по эталону.

ЛУУД: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

На уроке мы открыли новое знание.

Что нового вы узнали?

Предлагаю вам проверить усвоение новых знаний с помощью теста достижений Слайд 10

Проверьте по ключу

Оцените свою работу.

У кого зеленый кружок? Сделайте вывод по теме урока

Желтый? Поставьте задачу для выполнения д/з

У кого красный – обратитесь к одноклассникам или учителю за помощью.

На каждом уроке ученик формирует свои личностные качества. Слайд 11

Перед вами солнышко с личностными качествами ученика. Оцените свою деятельность на уроке и закрасьте 3 лучика с качествами, которые вы проявляли на уроке чаще всего.

Назовите их, на каком этапе урока вам помогали эти качества?

Оценки за урок

Особенности И.п. имен сущ.

Выполняют тест достижений.

Приложение 5.

Проверка по ключу.

Осуществляют самооценку

Осознают усвоение нового знания

Приложение 6.

Отмечают

Называют.

ЛУУД осмысливают причины успеха в учебной деятельности

10. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. Слайд 12

1. Повторить особенности И.п., с. 42

2. Выполнить упр. 74

3. Выписать из стихотворения А. Блока два предложения, найти сущ. в И.п. (повышенный уровень)

 

Выбирают домашнее задание

 


 

Приложение 1

Схема для актуализации знаний по теме «Имя существительное»

ИМ. СУЩ. (_____? _____ ?)

обозначает __________

признаки сущ.


 

постоянные

непостоянные

одуш. (____?) – неодуш. (____?)

число ( _____ , _____ )

собств. (_____) – нариц. (_____)

род ( ___ , ____ , _____ )

падеж ( _____________)


 

Приложение 2

Приложение 3

Карточка для работы в группах

Прочитайте предложения, подчеркните формы одного слова

Кошка охотилась за птичкой.

Птичка клюёт с ладошки зернышки.

В гнезде у птички пищат птенцы.

Про маленькую птичку сложено много песен.

Приложение 4

Карточки для самостоятельной работы

Вариант 1.

Задание. Прочитайте. Вставьте подходящее по смыслу существительное. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу, укажите имя существительное в именительном падеже.

Вот еловый _____ . На земле лежит мягкий ______ из хвои. Изредка прозвенит ______.

Слова для справок: ковёр, лес, синица

Вариант 2.

Задание. Прочитайте. Вставьте подходящее по смыслу существительное в форме именительного падежа. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Вот постучал по стволу пёстрый _______ . Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку ______. Ловко путает свои следы _________ .

Слова для справок: для зайца, с дятлом, о белке


 

Приложение 5

Тест достижений

И.п. имен сущ. отвечает на вопросы

А) кого? что?

Б) кто? что?

В) кем? Чем?

2. В предложении подлежащее стоит в

А) И.п.

Б) Р.п

В) Д.п.

3. Имена сущ. в И.п. употребляются

А) иногда с предлогом, иногда без предлога

Б) всегда без предлогов

В) всегда с предлогами

4. Найдите существительное в И.п.

А) ребята

Б) на рябине

В) в облаках

5. В каком предложении слово снег стоит в И.п.

А) На снегу видны следы зверей.

Б) Рожь зимует под снегом.

В) Пушистый снег укрыл землю.

Самооценка


 


 


 

Приложение 6

 

Предварительный просмотр презентации

Русский язык 3 класс Автор-составитель Кострулина Е.В. учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранск Кировская область

Два этапа учебной деятельности

Повторяем изученное одуш. (кто?) – неодуш. (что?) число (ед., мн.) собств. (загл. б.) – нариц. род ( ж., м., ср. ) падеж (И., Р., Д., В., Т., П.) ИМ. СУЩ. (кто? что ?) обозначает предмет признаки сущ. непостоянные постоянные

Именительный падеж имен существительных 1. КТО? ЧТО? 2 3. Наступили сил_ные м_розы. К окну п.дл.тела маленькая синич_ка. Бабушка (в)пустила её (в)комнату. Утром птич_ка ул_тела.

Эталон для проверки Наступили морозы. Подлетела синичка. Бабушка впустила. Птичка улетела. 1.Кто? Что? 2. Подлежащее 3. И.п. И.п. И.п. И.п. И.п.

Эталон для проверки у птички за птичкой птичка к птичке И.п. Наступили морозы. И.п. Подлетела синичка. И.п. Бабушка впустила. И.п. Птичка улетела. 1. КТО? ЧТО? 2. Подлежащее 3. Нет предлогов И.п.

Применение новых знаний Эта небольшая птичка, весом не более 500 грамм, распространена на всей территории России. Предпочитает смешанные леса с присутствием берёзы и ольхи. Своему русскому названию рябчик обязан интересной окраске. Очень осторожен и всегда внимателен. Не так просто подойти незамеченным к рябчику даже на расстояние оружейного выстрела. Выполнить упр. 75, стр.42

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Тест достижений Критерии для самооценки Ключи 1. Б) 2. А) 3. Б) 4. А) 5. В)

Личностные результаты

Домашнее задание 1. Повторить особенности И.п., с. 42 2. Выполнить упр. 74 3. Выписать из стихотворения А. Блока два предложения, найти сущ. в И.п. (повышенный уровень)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Светлана Андреевна, спасибо, что оценили урок

5 August 2017

Похожие публикации