Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ»
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) / / « » 20 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «СОШ « » / / Приказ № от « » 20 г. |
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (вариант 4.1)
Учитель-дефектолог:
Левоско Вероника Алексеевна
Адресность программы:
ИОМ для ребенка ОВЗ
Срок реализации: 1 год
2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
1 этап. Психолого-педагогическое заключение 8
2 этап. План реализации индивидуального образовательного маршрута и учебно-тематический план коррекционно-развивающей области «Дефектологические занятия» 9
3 этап. Эффективность коррекционно-развивающей программы и результаты реализации индивидуального образовательного маршрута 23
Дальнейшие рекомендации на следующий год обучения 25
Учебно-методическое обеспечение 26
Список использованных источников 27
Приложение А – «Сказочка» 29
Приложение Б – «Веселый винегрет» 29
Приложение В – Изготовление магикуба 29
Приложение Г – «Угадай что это?» 30
Пояснительная записка
На сегодняшний день требования к образовательному процессу основываются на Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4.1 АООП НОО для слабовидящих обучающихся), Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1 ФАОП НОО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также весьма зачастую имеют все шансы являться патологией психофизического развития, невысокой степенью сформированности познавательных способностей, незрелостью эмоционально-личностной сферы, негативной общественной средой либо их сочетанием, а также иных условий.
Общеизвестно, что чем ранее наступает направленная деятельность с ребенком, тем больше возможностей на коррекцию, а кроме того, вероятно предотвращение второстепенных патологий. Нынешний период формирования коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями в рамках школы характеризуется повышением условий к учреждению, исполнению коррекционно-образовательного процесса, а также нацелен на социальную адаптацию и интеграцию обучающихся в социум.
Патологии зрения определяет сенсорный характер – наблюдаются недостатки зрительного восприятия, вследствие поражения зрительного анализатора, пространственных навыков, наглядно-образного мышления.
Обучающиеся с нарушениями зрения обладают характерными психолого-педагогическими особенностями, которые следует принимать во внимание при составлении плана, а также стратегии психолого-педагогического исследования обучающегося, его обучения и воспитания.
Данный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является узконаправленным, поскольку делается упор на развитие конкретных психических функций, находящихся в недостатке, таких как пространственное восприятие, наглядно-образное мышление и сенсомоторные навыки.
Цель индивидуального образовательного маршрута: коррекция и развитие психических процессов, таких как зрительное восприятие, пространственное восприятие, наглядно-образное мышление и развитие сенсомоторных навыков, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, способствование его гармоничного развития в условиях инклюзии.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
1. Развитие ребенка как личности (учитывая его индивидуальные физиологические, а также интеллектуальные способности);
2. Реализация полной адаптации в классе;
3. Осуществление коррекционно-развивающей деятельности с учащимся;
4. Предоставление поддержки, а также помощи родителям, консультирование по проблемам обучения и воспитания обучающегося с ОВЗ.
Количество занятий: 66
2 раза в неделю с сентября по май.
Форма проведения: индивидуальные занятия.
Методы проведения: игровые, нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и дидактические игры.
Рекомендации для проведения занятий со слабовидящим ребенком: при работе слабовидящих обучающихся должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Достаточное естественное и искусственное освещение в помещении, рабочее место ребенка на определенном расстоянии от доски и электронной доски, рекомендуется использовать темно-коричневую или темно-зеленую матовые доски, учебная парта, соответствующая росту ребенка, соблюдать наиболее удобный темп работы для ребенка, смена вида деятельности с использованием разнообразных упражнений для снятия зрительного напряжения, включенных в динамические паузы, довольно крупные и хорошо просматриваемые объекты для занятий, при этом соблюдать соответствие реальным размерам (альбом больше тетради, помидор меньше дыни или арбуза), размещать объекты на доске на определенном расстоянии по отдельности, в работе использовать яркие указки, четко структурировать показываемые объекты, распределенные по небольшим группам (6–7 объектов), делать больший упор на слуховую и физическую нагрузку, регламентировать зрительную нагрузку не более 10 минут во избежание зрительного переутомления, использовать цветной мел, для изображения знаков на доске (четкие, широкие сплошные линии), использовать наглядный материал с основными формами, цветом, строением, деталями. Изображения должны быть объемными, без лишних деталей и линий с четкими контурами, помещать изображения на контрастный фон, карточки для индивидуальной работы с оптимальным размером 10*10 см и 20*30 см. Шрифт букв и цифр имеют одинаковую толщину. На доске и в учебных пособиях записи должны быть контрастными и насыщенными, буквы и цифры крупными.
Ожидаемые результаты:
– повышение познавательной активности, благоприятная адаптация в классе, развитие психических процессов, сенсорных навыков, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;
– своевременное и качественное ориентирование педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.
Форма работы с педагогами и родителями: консультации, практикумы, методические объединения, семинары, обмен опытом.
Реализация маршрута осуществляется в несколько этапов:
1 этап – диагностический. Здесь проводится комплексная диагностика ребенка.
2 этап подразумевает определение содержательного компонента, т. е. подбор упражнений, методов, соответствующих задачам индивидуального образовательного маршрута и индивидуальным психофизическим особенностям ребенка.
3 этап определяет эффективность коррекционно-развивающей программы.
Все упражнения и игры, используемые в программе, разделяются на 3 группы:
Первая группа – это упражнения, направленные на развитие зрительного и пространственного восприятия, которые являются базой для развития наглядно-образного мышления.
Вторая группа – это упражнения, направленные на формирование произвольного и непроизвольного внимания, сосредоточенности внимания.
Третья группа – это упражнения, направленные на развитие слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти.
К четвертой группе относится развития наглядно-образного мышления и воображения.
Пятая группа – это «Нейроупражнения» и упражнения на развитие сенсомоторных навыков. В развитие мелкой моторики входит пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, конструирование фигур, работа с бумагой.
Работа с родителями:
Предусмотрены консультации, рекомендации по занятиям в домашних условиях, выполнению домашних заданий с целью:
1. Повышения уровня понимания индивидуальных особенностей своего ребенка;
2. Содействие родителей в развитии и воспитании ребенка;
3. Дозированная помощь ребенку в обучении и бытовых навыках, эмоциональное поддерживание ребенка.
Работа с педагогами:
1. Развитие и повышение навыков при работе со слабовидящим ребенком;
2. Правильно использовать диагностические методики и применять развивающие игры и упражнения в работе со слабовидящим ребенком;
3. Методические рекомендации по работе со слабовидящим ребенком.
Материально-техническая база: кабинет для проведения занятий; достаточное естественное и искусственное освещение, наличие специализированных методических материалов, учебников, пособий, технические средства (электронная доска), диагностический инструментарий, предназначенный для работы со слабовидящим ребенком.
1 этап. Психолого-педагогическое заключение
Возраст на момент обследования: 7 лет. Класс: 1
Заключение ПМПК: АООП НОО ОВЗ (вариант 4.1)
1. Восприятие.
Уровень зрительного восприятия снижен. Уровень сформированности ориентации в схеме тела, пространстве снижен, левая-правая ориентировка не закреплена. Зрительно-пространственное восприятие снижено. Уровень сформированности временной ориентации недостаточный: путает последовательность времен года, месяцев.
2. Внимание.
Объем, переключение, распределение внимания носят мерцательный характер. Процессы саморегуляции и самоконтроля, активного внимания сформированы достаточно.
3. Мышление.
Наглядно-образное, словесно-логическое мышления несколько снижены. Преобладающий вид мышления: наглядно-действенный. Способность к аналитико-синтетической деятельности: лишнее исключает с ошибками, при этом возрастной норме: анализ, синтез производит не в полном объеме. Закономерность устанавливает с небольшими недочетами.
4. Память
Объем слуховой памяти снижен. Память механическая. Без осмысления информации. Кратковременная. Способность к удержанию информации снижена.
5. Общая осведомленность: дает достаточные сведения о себе и окружающих, основные цвета называет.
6. Моторные навыки: мелкая моторика недостаточная, навыки письма находятся на стадии формирования.
Заключение: необходимость в коррекционно-развивающей работе.
2 этап
План реализации индивидуального образовательного маршрута
№ |
Месяц |
Направления работы |
1 |
Сентябрь |
Диагностическое обследование обучающегося на общее психофизическое развитие. Подбор диагностических методик. Подготовка и проведение уроков по предметам и требованиями ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1). Разработка индивидуальных заданий. Создание методических пособий, карточек, упражнений. |
2 |
Сентябрь-май |
Реализация коррекционно-развивающих занятий. Подготовка и проведение уроков по предметам и требованиями ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1). Разработка индивидуальных заданий. Создание методических пособий, карточек, упражнений. Психолого-педагогическое консультирование родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Реализация программ внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Подвижные игры», «Путешествие по стране Грамматика», «Я исследователь», «В мире книг», «Умелые ручки», «Функциональная грамотность», «Занимательная математика», «Занимательный английский язык». Интеллектуальные занятия, настольные игры. Участие в различных акциях, конкурсах. Динамические паузы. |
3 |
Декабрь |
Промежуточная диагностика обучающегося. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия. |
4 |
Сентябрь-май |
Реализация коррекционно-развивающих занятий. Подготовка и проведение уроков по предметам и требованиями ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1). Разработка индивидуальных заданий. Создание методических пособий, карточек, упражнений. Психолого-педагогическое консультирование родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Реализация программ внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Подвижные игры», «Путешествие по стране Грамматика», «Я исследователь», «В мире книг», «Умелые ручки», «Функциональная грамотность», «Занимательная математика», «Занимательный английский язык». Интеллектуальные занятия, настольные игры. Участие в различных акциях, конкурсах. Динамические паузы.
|
5 |
Май |
Диагностическое обследование ребенка на общее психофизическое развитие. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка.
|
Учебно-тематический план коррекционно-развивающей области «Дефектологические занятия»
№ п/п |
Направление занятия |
Тема занятия |
Содержание коррекционно-развивающей работы |
Первая группа игр и упражнений |
|||
1 |
Зрительное и пространственное восприятие |
Упражнения на формирование визуального восприятия. ЛПЗ Свойства предметов: цвет, форма, размер. Упражнения на формирование восприятия цвета ЛПЗ Признаки предметов: назначение, материал, общее название. Упражнения на формирование восприятия величины ЛПЗ Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». «На сколько больше? На сколько меньше?». Упражнения на формирование восприятия формы ЛПЗ Натуральное число как результат счёта и мера величины. Упражнения на формирование восприятия пространственных соотношений ЛПЗ Числовые равенства, неравенства. Упражнения на формирование временных представлений ЛПЗ Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. |
«Какие бывают формы? Плоские и объемные» «Танграм»
«Цветная мозаика» «Распределение предметов по форме, цвету, размеру, материалу» «Угадай что это?» «Сложи палочки»
«Разрезная картинка (4, 6, 8, 10, 12, 16, 20 частей)» «Сравнить предметы, использую магикуб для определения двух слов-предметов (цифра, цвет)» «Подбор подходящих по форме предметов» «Логический ряд» «Схемы» «Повтори по образцу» «Изучение величин» «Покажи левое колено и правое ухо»
«Муха (хлопни в ладоши, если муха вылетит из поля (направление говорит педагог: право-лево, вниз-вверх)»
«Временные представления» (ИКТ)
|
Вторая группа игр и упражнений |
|||
2 |
Внимание |
Упражнения на формирование непроизвольного внимания ЛПЗ Число ноль. Упражнения на формирование произвольного внимания ЛПЗ Состав числа. Упражнения на увеличения длительности сосредоточения внимания
|
«Хлопок в ладоши, при назывании слов, обозначающих живого и маленького» «Назови несколько предметов в порядке их увеличения» «Подбери пару» «Найди похожий предмет» «Посчитай количество предметов»
«Математические лабиринты» «Кому что принадлежит?» Аппликация-открытка ко «Дню матери» «Найди два одинаковых предмета» «Найди лишний предмет по картинкам» |
Третья группа игр и упражнений |
|||
3 |
Память |
Упражнения на формирование слуховой памяти Упражнения на формирование зрительной памяти ЛПЗ Компоненты сложения и вычитания. Упражнения на формирование моторно-слуховой и моторно-зрительной памяти ЛПЗ Переместительное свойство сложения. |
«Лабиринт» (ИКТ)
«Человек-телепат или запомни картинки» «Что изменилось?» «Шаблоны» (ИКТ)
|
Четвертая группа игр и упражнений |
|||
4 |
Мышление и воображение
|
Упражнения на формирование наглядно-действенного мышления ЛПЗ Приёмы сложения и вычитания. Упражнения на формирование наглядно-образного мышления ЛПЗ Решение примеров Упражнения на формирование творческого мышления Упражнения на формирование словесно-логического мышления ЛПЗ Общие свойства величин. Упражнения на формирование абстрактного мышления Упражнения на формирование визуального мышления ЛПЗ Задача, её структура. Упражнения на формирование образного мышления Упражнения на формирование активного воображения Упражнения на формирование творческого мышления Упражнения на формирование воссоздающего воображения Упражнения на формирование зрительного типа воображения Упражнения на формирование слухового типа воображения
|
«Сложи узор» «Сладкая парочка» (используя магикуб) «Найди лишнее» «Сказочка» «Сказочники» (1 сказка, выбрать по опорным словам, составить сказку – 2 команды) «Знаменитости» «Веселый винегрет» (дом знаний) «Учимся связывать образы» (цепочка, матрёшка) «Пиктограммы» «Мнемотехника: дни недели (понедельник – под носом, вторник – вытирать, среда – хмурится, четверг – читать, пятница – пятачок, суббота – для себя, воскресенье – веселый!)»
«Мнемотехника: цвета радуги, порядок планет»
|
Пятая группа игр и упражнений |
|||
5 |
Нейроупражнения» и сенсомоторные навыки |
Развитие мелкой моторики (массаж и самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, лепка, наматывание ниток, работа с резиночками, рисование, конструирование фигур, работа с бумагой). Развитие тактильных ощущений. Развитие зрительно-пространственной координации при выкладывании рисунка по картинке. Формирование межполушарных связей в двигательной и речевой сферах. |
Развивающая игра «Моторика». Пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки», «Паучки», «Веревочная лестница», «Топчики». Рисование на бумаге «Геометрические фигуры», «Скрепка», «10 линий». Рисование пальчиками. Лепка. Изготовление магикуба из бумаги. Изготовление новогодней ёлочки из картона, ниток, клея, страз и бусин. Рисование фигур с помощью трафарета. «Веселые пальчики»
«Теремок» (тактильные ощущения) «Математический планшет» Нейроупражнения: разминка «Пальчики здороваются», «Грибочки», «Стол-стул», «Топчики», «Гуси-лебеди», «Все супер!», «Джеймс Бонд», «Ходульки», «Теремок-заяц-волк», «Маятники», «Паучки», «Фокус», «Львиные лапы». Выполнение нейроупражнений одновременно с проговариванием скороговорки (используя магикуб для выбора)
|
|
Зрительная гимнастика |
Укрепление глазодвигательных мышц, улучшить координацию глаз и мозга |
«День-ночь», «Часики», «Светофор», «Змейка», «Дождик» |
3 этап
Эффективность коррекционно-развивающей программы
Сведения об усвоении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1). Для 1 класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов в таблице указывается одним из трех числовых значений соответственно:
– планируемые результаты не достигнуты;
– имеет незначительную положительную динамику;
– имеет значительную положительную динамику.
Предмет (образовательная область) |
Планируемые предметные результаты на текущий период обучения |
Задачи для ребенка на период |
Показатели достижений на конец года |
Результативность |
Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Русский язык |
По ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1) |
По ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1) |
|
|
По ФАОП НОО ОВЗ (вариант 4.1) |
Литературное чтение |
|
||||
Математика |
|
||||
Окружающий мир |
|
||||
Музыка |
|
||||
Технология |
|
||||
Изобразительное искусство |
|
Результаты реализации индивидуального образовательного маршрута
|
Результаты |
Задачи на следующий учебный год |
Учебная деятельность |
Использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве; имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления; проявляет познавательный интерес, познавательную активность; имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует; проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях); умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способен к проявлению социальной активности; способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости; способен проявлять настойчивость в достижении цели; способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом); знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения. |
|
Внеурочная деятельность |
||
Коррекционно-развивающая деятельность |
||
Адаптация |
Дальнейшие рекомендации на следующий год обучения
Учителям:
Родителям:
Учебно-методическое обеспечение
разрезная азбука;
учебно-методические пособия;
настольные игры;
умывальник;
классная доска;
шкафы для пособий;
стол канцелярский;
стулья;
комплект «парта-стул»;
настенные часы;
настольная лампа;
комплекты тематических таблиц;
фоновые экраны;
фланелеграфы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях (сборник 2012) [Электронный ресурс] URL: Электронная библиотека МГППУ : Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях (psychlib.ru) (дата обращения: 25.10.2023).
2 Безруких М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7 лет [Электронный ресурс] URL: Безруких Марьяна | Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов | Журнал «Дошкольное образование» № 6/2002 (1sept.ru) (дата обращения: 26.10.2023).
3 Витковская А.М., Кантор В. З., Никулина Г. В., Рогушин В. К. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы
Международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена (1997) [Электронный ресурс] URL: Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена [28-30 окт. 1996, Санкт-Петербург - Search RSL (дата обращения: 27.10.2023).
4 Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения, Москва 2002. [Электронный ресурс] URL: Скачать Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения [RTF] - FractR (дата обращения: 28.10.2023).
5 Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 3-12. [Электронный ресурс] URL: Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями | Школьный вестник (s-vestnik.ru) (дата обращения: 29.10.2023).
6 Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – №6. – С. 17-24. [Электронный ресурс] URL: Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения | Школьный вестник (s-vestnik.ru) (дата обращения: 30.10.2023).
7 Институт коррекционной педагогики [Электронный ресурс] URL: https://ikp-rao.ru/?ysclid=logtd7fzbg408180005 (дата обращения: 31.10.2023).
8 Интерактивный и мультимедийный сайт [Электронный ресурс] URL: LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений (дата обращения: 29.10.2023).
9 Комова Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016 г. — №3. — С. 19–28. [Электронный ресурс] URL: Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании | Школьный вестник (s-vestnik.ru) (дата обращения: 29.10.2023).
10 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся [Электронный ресурс] URL: fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-dlya-slabovidyashhix-obuchayushhixsya (дата обращения: 30.10.2023).
11 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru (дата обращения: 30.10.2023).
Приложение А
«Сказочка»
Приложение Б
«Веселый винегрет»
Приложение В
Изготовление магикуба
Приложение Г
«Угадай что это?»
Патрикеева Лариса Ивановна