Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с ТНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» г. Кудымкара
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
с ТНР
Петухова Ольга Ивановна
учитель-логопед
2017
Ф.И. ребенка Б. Владимир
Дата рождения: 28.12.2012
Заключение ПМПК:
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные ТНР
Рекомендации ПМПК:
Обучение в образовательном учреждении по адаптированной образовательной программе ДО для детей с ТНР
Логопедическое заключение: Заикание клонической формы, легкой степени
Пояснительная записка
Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это сказывается на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем - на выборе профессии.
Заикание является одним из тяжелых речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию.
Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой план коррекционно-развивающей работы по преодолению заикания у ребенка 5-6 лет, составленный в контексте с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 11», разработанной на основе примерной образовательной программы «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.
При составлении плана коррекционно-развивающей работы использована «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С. А. Мироновой, которая позволяет заикающимся детям преодолеть отклонения в самостоятельной речи, и нормализует свойственные заикающимся личностные особенности, проявляющиеся в общении.
Цель ИОМ:
устранение заикания, создание условий для личностного развития ребёнка, развития его творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи:
Устранение (или ослабление) судорожного компонента речевого нарушения;
Улучшение состояния дыхательной функции в процессе формирования техники нормативной речи;
Формирование внятной, выразительной бессудорожной речи в нормальном темпе и ритме в процессе совершенствования просодической стороны речи;
Развитие импрессивной и экспрессивной речи путем закрепления навыков плавной слитной интонационно окрашенной речи;
Преодоление сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитие моторики в процессе работы над снижением уровня эмоционального напряжения;
Создание условий для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы;
Осуществление преемственности в работе с сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, других медицинских учреждений;
Профилактика рецидивов заикания.
Мониторинг достижений
Оценка индивидуального развития ребенка и результативности логопедической работы с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальный маршрут коррекции проводится с периодичностью: сентябрь, январь, апрель-май.
Диагностические методы: наблюдения за ребенком, беседа, анализ продуктов детской деятельности, тестовые задания.
При подведении итогов коррекционно-развивающего обучения в старшей группе оценивается:
Степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;
Особенности речевого общения – вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;
Особенности речевого поведения (активность, импульсивность);
Проявления заикания (частота и интенсивность запинок, продолжительность речевой судороги, непреднамеренные паузы в высказывании, «трудные» звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).
Система мониторинга разработана на основе методического пособия «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи» Г.А.Волковой.
Календарно - тематическое планирование занятий
Этапы коррекционного обучения |
Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии |
Содержание коррекционно-воспитательной работы |
1.Первичная диагностика |
|
|
2.Подготовительный этап (этап ограничения речи) |
Охранительный речевой режим (режим молчания и шепотная речь) Коррекция физиологического и речевого дыхания. Формирование умения произвольно регулировать мышечный тонус. Устранение речевых и двигательных уловок. |
Развитие и совершенствование основных психических процессов: устойчивости и переключения внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, познавательной активности. Развитие общей и мелкой моторики. Устранение логофобии. Коррекция общего и речевого поведения. |
3.Этап сопряженно-отраженной речи |
Формирование навыка сопряженной речи. Формирование навыка отраженной речи. |
Работа над темпом и ритмом речи. Координация движений с речью. |
4.Промежу-точная диагностика |
|
|
5.Этап ситуативной речи |
Формирование навыков речи без запинок с опорой на наглядную основу: - на уровне слова - на уровне словосочетания Устранение сопутствующих речевых дефектов. Уточнение и расширение лексического запаса. |
Формирование полноценных учебных умений: - планирование предстоящей деятельности, высказывания Формирование умений и навыков речевого общения: - ответы на вопросы в соответствии с заданием - ответы на вопросы по ходу деятельности |
6.Итоговая диагностика |
|
Перспективный план коррекционно-развивающей работы
на учебный год
(5 занятий в неделю)
Задачи коррекционной работы |
Содержание, виды коррекционной работы |
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Воспитание внимание к речи. Учить внимательно слушать образец речи логопеда воспитателя, заинтересовать в выполнении словесных заданий в указанной последовательности. Упражнять в простейшей самостоятельной ситуативной речи. Учить точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, называя в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета. Ответ одним словом на конкретные вопросы при наличии наглядного материала. Пользуясь моделями речи логопеда, учить отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами. |
Сентябрь Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября): Работа над постановкой дыхания обучение релаксации подача голоса развитие мышц лица через релаксацию логоритмика артикуляционная гимнастика воспитание слухового внимания воспитание слуховой памяти воспитание зрительного внимания воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности развитие мелкой моторики Октябрь Шепотная речь (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода игры с пением, хороводы координация речи с движением через подвижные игры воспитание голоса и мягкого голосоначала игры на звукоподражание Сопряженная речь (2,3 неделя октября) Отраженная речь (4 неделя октября) продолжение работы предыдущего периодов обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов Ноябрь Вопросно–ответная речь (1, 2, 3, 4 неделя ноября) Ответы словосочетаниями (3-4 неделя) продолжить работу предыдущих периодов ответы на вопросы при наглядной опоре включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль) Учить внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, внимательно слушать более сложные модели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказы). Отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наглядной опоре, использование при ответах обобщающих понятий, вариативность ответов. Учить делать логические паузы Выделение ударного гласного звука в слове и опора на него Вариативность ответов Работа над правильным порядком слова в предложении Переход к построению сложно-подчиненных конструкций Правильное использование предлогов, согласование числительного с существительным, прилагательного с существительным, словообразование, употребление падежных окончаний, словарная работа. |
Декабрь: Формирование вопросно – ответной речи. Обговаривание режимных моментов Январь: Фразовая речь вариативность ответов обучение диалоговой речи развернутая фраза за счет определений, дополнений, словоизменений обучение удерживать в памяти, то о чем говорится использование ответов по представлению Февраль: повторный режим ограничения речи (3,4 неделя) консультации невролога составление коллективных рассказов составление индивидуальных рассказов по вопросам вариативность ответов составление рассказов по представлению работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов словесные дидактические игры
|
3 период обучения (март, апрель) Воспитание внимания к речи. Научить внимательно слушать образцы рассказов логопеда, запомнить речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах, быть внимательным к речи товарищей, запоминать и исправлять их ошибки. Учить самостоятельно составлять рассказы по предметной и сюжетной картинке (рассказы описательного характера и сюжетные), самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображаемому на картине действию без опоры на наглядный материал. Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Распространять короткую фразу, строя ее в различных вариантах. |
Март: воспитание свободного общения вырабатывать чувства ритма (продолжение) развитие мелкой моторики (продолжение) произнесение фразы на выдохе деление фразы на короткие логические отрезки выделение ударного гласного в слове, опора на него словесные дидактические игры Апрель: составление рассказов без наглядной опоры, без вопросов пересказ без вопросов составление рассказов путем сравнивания о сходстве и различии предметов, выводы о назначении предметов, их пользе и вреде продолжение работы, проводимой в марте
|
4 период обучения (май, июнь) Закрепление навыков внимательно слушать любого собеседника на занятиях и вне их, спокойно реагировать на замечания, как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения взрослых. Продолжить учить составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, в которых используются сравнения, определения, учить выразительно, пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам животных и других действующих лиц. Закреплять все формы речи, усвоенные за учебный год. |
Май: пересказ коротких прочитанных программных рассказов развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов рассказ на сравнение предметов (сходство и различие) творческие рассказы о проделанной работе Июнь пересказ прочитанной сказки составление рассказов или сказок по данному началу или концу закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
|
Развитие ВПФ |
Развитие зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, элементов словесно-логического мышления, самоконтроля |
Развитие моторной сферы |
Совершенствование общей, мелкой моторики; Формирование графомоторных умений, подготовка руки к письму |
Планируемые результаты освоения программы
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичной диагностики и итоговой диагностики.
По окончании данного курса коррекции заикания у ребенка должны наблюдаться следующие позитивные изменения:
нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания);
улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе);
совершенствование просодического компонента речи;
развитие экспрессивной речи ребенка;
расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения;
совершенствование общей и мелкой моторики;
создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы можно считать следующее:
Ребенок усвоил содержание общеобразовательной программы старшей группы;
Ребенок пользуется самостоятельной речью без заикания при переходе к контекстной речи;
Ребенок умеет формулировать простое предложение, распространять его;
Ребенок формулирует без заикания вариативные высказывания для выражения одной и той же мысли, события, эмоционального состояния и др.
Учебно-методическое сопровождение
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118 с.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.: Просвещение, 1993.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144 с.
Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 247 с.
Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах/ И.А.Поварова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
Уварова Т.Б. Фонетические ритмо-рифмовки в коррекционной работе. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с.
Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда/И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
Список литературы:
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ., 2014.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и другие. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ /авт.-сост. сборника Г.В. Чиркина. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2009.