Персонализация образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПРОЕКТ «ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Пояснительная записка
Персонализированное образование (или персонализированный подход в образовании) — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. В практике инклюзивного образования (индивидуализированное обучение детей с ОВЗ) такие параметры как возможность планировать образовательную траекторию, ставить значимые учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать обучающихся определяются педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося. Персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Актуальность проекта.
Проект «Персонализация образовательной деятельности» (применимо к обучающимся с ОВЗ) актуален, т.к. анализ научной литературы по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имеет отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдают хроническими заболеваниями.
Одной из задач школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Персонализация образования обучающихся с ОВЗ – это маршрутная система обучения, которая позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании детей с ОВЗ, максимально учитывает психофизиологические особенности и способности детей, определяет личную траекторию развития, образования и социализации.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы ставит задачу: «…обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи». Эффективность работы в этом направлении невозможна без учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, их способностей и трудностей. Включение в образовательное пространство школы детей с ограниченными возможностями здоровья считается осуществлением инновационного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей.
Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
Персонализация образовательной деятельности школьников с ОВЗ осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая обеспечивает обучающемуся с ОВЗ позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель проекта: создание модели индивидуального образовательного маршрута как основы персонализации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для школьников, имеющих разные стартовые возможности;
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса персонализированного образования обучающихся с ОВЗ через взаимодействие специалистов ПМПк школы;
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья школьников с ОВЗ ;
социальная адаптация.
Принципы реализации проекта.
Принцип опоры на обучаемость ученика.
Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
Принцип соблюдения интересов обучающегося. Причиной любой проблемной ситуации развития выступает как сам школьник, так и его социальное окружение. Специалисты системы сопровождения призваны решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Принцип непрерывности, когда обучающемуся с ОВЗ гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития обучающегося.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля. Реализация проекта рассчитана на период обучения каждого ребенка со статусом ОВЗ в общеобразовательной школе.
Ожидаемые результаты:
обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию;
совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педработников в области инклюзивного образования;
создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;
оказание доступной и качественной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Этапы моделирования индивидуального образовательного маршрута.
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ |
Подготовительный | Сбор и тщательный анализ информации о ребенке с ОВЗ и его семье. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ТПМПК, медицинская карта. Обозначение приоритетов в развитии ребенка в соответствии с его возможностями. Исходя из этого, учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. |
Комплексная диагностика | Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы учащегося: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута | Определение необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в образовательную среду; определение направлений психолого-педагогической поддержки. |
IV. Коррекционно-развивающая работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Индивидуальные и групповые занятия со специалистами (педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство учреждения. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ на разных этапах его развития. Использование дистанционной формы образования. Например, выбор 1-2 онлайн-курсов, отвечающих запросам школьника. Здесь важно формировать компетенцию саморазвития, показать, что барьеров к реализации персональной траектории нет. |
V. Рефлексивно-оценочные действия. | Демонстрация личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности. |
Табл.1 Этапы моделирования индивидуального образовательного маршрута
Обучающиеся с сохранным интеллектом выстраивают свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):
определение индивидуальныхцелей;
отношение к выделенным проблемам;
определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | |
Класс | |
Дата рождения | |
Любимое занятие в свободное | |
время | |
Мой любимый учебный предмет | |
Мои учебные достижения | |
Мои сильные стороны | |
Мои слабые стороны | |
Мои увлечения | |
Чем отличаюсь от своих сверстников | |
Что умею делать хорошо | |
Сфера профессиональных интересов | |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | |
Что мне в себе нравится | |
Что мне в себе не нравится | |
НА кого хочу быть похожим (-ей) | |
2. Мои цели и задачи | |
2.1 Мои перспективные жизненные цели | |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | |
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | |
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | |
2) Задачи в обучении | |
- По каким предметам повысить свои достижения | |
- Какие дополнительные области знаний изучать | |
- Какие учебные умения и навыки развивать | |
3) Задачи в практической деятельности | |
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели | |
3. Мои планы | |
3.1 Предполагаемое направление | |
(профиль) образования в старшей школе | |
3.2 Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы | |
3.3 Профессия, которая меня интересует | |
3.4 Предполагаемое учебное заведение после окончания школы | |
4. Моя программа действий | |
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей | |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | |
2) С кем, где проконсультируюсь | |
3) К кому обращусь за советом | |
4.2. Обучение | |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | |
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне | |
3) Какие элективные курсы посещать | |
4.3. Дополнительное образование | |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | |
3) В каких проектах буду участвовать | |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | |
4.4. Участие в общественной деятельности | |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | |
2) В каких буду участвовать вне школы | |
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) На учебных занятиях | |
2) Во внеучебное время | |
3) В семье | |
4) В общении с учащимися | |
5) в практической деятельности, | |
Индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываемый для учащихся с ОВЗ, представляет собой характеристику осваиваемых учащимся единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.
Структура индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ (по Самсоновой Е.В. г.Москва)
ФИО ______________________________________________________
Класс_______________________________________________________
Разработан ПМПк на 20______ / _____ учебный год
Образовательные программы, на основе которых составлен ИОМ, — ООП НОО, примерная адаптированная основная образовательная про-грамма __________________________________________________________________
С ИОМ ознакомлены и согласны
ФИО родителя ___________________________________________
ФИО родителя ___________________________________________
20 _______г.
Целевой раздел
1.Пояснительная записка | |
Сведения о ребенке | Дата рождения: |
Класс: Социальное окружение Мать: Отец: | |
Заключение и рекомендации ТПМПК | |
Рекомендации ИПРА | |
Режим пребывания ребенка в ОУ | |
Форма обучения | Очная |
Соматическое состояние | Группа здоровья |
Психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка | Дефициты ребенка Ресурсы ребенка |
Образовательный запрос родителей | |
Сфера интересов ребенка | |
2. Планируемые образовательные результаты(с учетом рекомендаций варианта АООП) | |
| |
3. Система оценки достижения планируемых результатов(с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей ребенка и рекомендаций варианта АООП) |
Содержательный раздел
Предметы | Задачи, реализуемые в учебном году | Программно-методическое сопровождение (программы, пособия и т.д.) |
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий, жизненных компетенций) | | |
Программы отдельных учебных предметов | | |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО | | |
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | | |
Программа коррекционной работы | | |
Программа внеурочной деятельности | | |
Программа коррекционно-развивающей работы
| Направления коррекционно-развивающей работы | Задачи на период | Программно-методическое сопровождение (программы, пособия и т.д.) |
Учитель-логопед | | | |
Педагог-психолог | | | |
Учитель-дефектолог | | | |
Тьютор | | | |
Учитель | | | |
Организационный раздел
Индивидуальное планирование Индивидуальный учебный план на год. Индивидуальный учебный план по предмету (заполняется учеником совмест-но с тьютором). Индивидуальный план по исправлению учебных трудностей (заполняется учеником совместно с тьютором, учителем и специалистом). Индивидуальный план исследовательской (проектной, творческой, спортив-ной и т.п.) деятельности ученика (заполняется учеником совместно с тьюто-ром). Расписание на неделю |
Специальные условия образования | |
Требования к организации рабочего места | Примеры: Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими пред-метную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога). На парте слабослышащего ребенка предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса. Обязательным условием к организации рабочего места обучающихся с нарушениями слуха является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом. Освещенность. Уровень шума |
Требования к организации процесса обучения | Примеры: Наполняемость класса — СанПиН Индивидуальное расписание. Методы организации урока |
Требования к техническим средствам обучения Средства индивидуальной коррекции (оставить нужное) Компьютер и программное обеспе-чение | |
Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям | Примеры:1) специальные учебники; 2) «озвученные» учебники, фонические материалы, аудиоучебники, записанные на цифровые носители; 3) тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведе-ния; 4) портативное устройство для чтения; 5) тематические рельефно-графические пособия издатель-ства «Логос»; 6) рельефные координатные плоскости; 7) рельефные географические и исторические карты; 8) принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией); 9) приспособление для рельефного черчения (приборы: Draftsman, «Школьник»); 10) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; 11) брайлевские печатные машинки (TatraPoint, Perkins и т.п.), с бумагой для печати по Брайлю; 12) брайлевский дисплей; 13) приборы для коррекционной работы по простран-ственной ориентировке (приборы: «Графика», «Ориен-тир»); 14) тренажеры и спортивный инвентарь для слепых; 15) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом. |
Требования к организации вре-менного режима обучения | Устанавливаются в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО устанавливаются ФГОС НОО. Обучение организуется в первую смену, включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий |
Методы и приемы обучения | 1.Адаптация содержания по типу упрощения.2. Чередование занятий с отдыхом, гибкие занятия исходя из состояния ребенка.3. В рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ.4. Многократное повторение материала, дискретные пробы.5. Использование наглядности (зрительные опоры).6. Частая смена видов деятельности, быстрый темп.7. Стиль обучения — многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического канала приема информации.8. Предъявление инструкций — четко, кратко с визуаль-ной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта |
Сопровождение тьюторомСопровождение ассистентом | Задачи сопровождения График сопровождения — постоянно, на отдельных уроках. |
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку и ресурсное обеспечение образовательного процесса;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности .
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с обучающимися с ОВЗ.
3. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в обучении и здоровье.
4. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
5. Обучающиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Литература
Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007
Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Руководитель авторского коллектива Самсонова Е.В. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихсяся ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020