Персонализация образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

3
0
Материал опубликован 3 February 2021

ПРОЕКТ «ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Пояснительная записка

Персонализированное образование (или персонализированный подход в образовании) — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. В  практике инклюзивного образования (индивидуализированное обучение детей с ОВЗ) такие параметры как  возможность планировать образовательную траекторию, ставить значимые учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать обучающихся определяются педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося. Персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний.

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Актуальность проекта.

Проект «Персонализация образовательной деятельности» (применимо к обучающимся с ОВЗ) актуален, т.к. анализ научной литературы по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имеет отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдают хроническими заболеваниями.

Одной из задач школы как социального института в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Персонализация образования обучающихся с ОВЗ – это маршрутная система обучения, которая позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании детей с ОВЗ, максимально учитывает психофизиологические особенности и способности детей, определяет личную траекторию развития, образования и социализации.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы ставит задачу: «…обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи». Эффективность работы в этом направлении невозможна без учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, их способностей и трудностей. Включение в образовательное пространство школы детей с ограниченными возможностями здоровья считается осуществлением инновационного подхода к обучению и воспитанию данной категории детей.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Персонализация образовательной деятельности школьников с ОВЗ осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая обеспечивает обучающемуся с ОВЗ позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель проекта: создание модели индивидуального образовательного маршрута как основы персонализации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

создание единой психологически комфортной образовательной среды для школьников, имеющих разные стартовые возможности;

обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;

организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса персонализированного образования обучающихся с ОВЗ через взаимодействие специалистов ПМПк школы;

постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья школьников с ОВЗ ;

социальная адаптация.

Принципы реализации проекта.

Принцип опоры на обучаемость ученика.

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

Принцип соблюдения интересов обучающегося. Причиной любой проблемной ситуации развития выступает как сам школьник, так и его социальное окружение. Специалисты системы сопровождения призваны решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Принцип непрерывности, когда обучающемуся с ОВЗ гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития обучающегося.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля. Реализация проекта рассчитана на период обучения каждого ребенка со статусом ОВЗ в общеобразовательной школе.

Ожидаемые результаты:


обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию;

совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педработников в области инклюзивного образования;

создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;

оказание доступной и качественной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;

создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Этапы моделирования индивидуального образовательного маршрута.

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовительный

Сбор и тщательный анализ информации о ребенке с ОВЗ и его семье.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ТПМПК, медицинская карта.

Обозначение приоритетов в развитии ребенка в соответствии с его возможностями. Исходя из этого, учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка.

Комплексная диагностика

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы учащегося: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Определение необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в образовательную среду; определение направлений психолого-педагогической поддержки.


IV.

Коррекционно-развивающая работа по реализации индивидуального образовательного маршрута





Индивидуальные и групповые занятия со специалистами (педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство учреждения.

Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ на разных этапах его развития.

Использование дистанционной формы образования. Например, выбор 1-2 онлайн-курсов, отвечающих запросам школьника. Здесь важно формировать компетенцию саморазвития, показать, что барьеров к реализации персональной траектории нет.

V.

Рефлексивно-оценочные действия.


Демонстрация личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение.

Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.



Табл.1 Этапы моделирования индивидуального образовательного маршрута

Обучающиеся с сохранным интеллектом выстраивают свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):

определение индивидуальныхцелей;

отношение к выделенным проблемам;

определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д.


Индивидуальный образовательный план

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Класс


Дата рождения


Любимое занятие в свободное


время


Мой любимый учебный предмет


Мои учебные достижения


Мои сильные стороны


Мои слабые стороны


Мои увлечения


Чем отличаюсь от своих

сверстников


Что умею делать хорошо


Сфера профессиональных

интересов


Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в

обществе)


Что мне в себе нравится


Что мне в себе не нравится


НА кого хочу быть похожим (-ей)


2. Мои цели и задачи

2.1 Мои перспективные жизненные цели

1) Кем хочу стать, какую получить

профессию


2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик,

гражданин, семьянин)


2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1) Что хочу узнать о себе (задачи

на самопознание)


2) Задачи в обучении


- По каким предметам повысить

свои достижения


- Какие дополнительные области

знаний изучать


- Какие учебные умения и навыки

развивать


3) Задачи в практической

деятельности


4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной

цели


3. Мои планы

3.1 Предполагаемое направление


(профиль) образования в старшей

школе


3.2 Планируемый уровень

профессионального образования после окончания школы


3.3 Профессия, которая меня

интересует


3.4 Предполагаемое учебное

заведение после окончания школы


4. Моя программа действий

4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей

1) В чем (где, в каких сферах себя

попробую)


2) С кем, где проконсультируюсь


3) К кому обращусь за советом


4.2. Обучение

1) Изучению каких предметов

уделить больше внимания


2) Какие предметы изучать на

углубленном уровне


3) Какие элективные курсы

посещать


4.3. Дополнительное образование

1) По каким дополнительным образовательным программам

буду заниматься


2) Какую дополнительную

литературу буду изучать


3) В каких проектах буду

участвовать


4) В каких олимпиадах и

конкурсах буду участвовать


4.4. Участие в общественной деятельности

1) В каких делах буду участвовать

в школе и классе


2) В каких буду участвовать вне

школы


4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных

планов качества:

1) На учебных занятиях


2) Во внеучебное время


3) В семье


4) В общении с учащимися


5) в практической деятельности,


Табл.2 Индивидуальный образовательный план

Индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываемый для учащихся с ОВЗ, представляет собой характеристику осваиваемых учащимся единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.



Структура индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ (по Самсоновой Е.В. г.Москва)

ФИО ______________________________________________________

Класс_______________________________________________________

Разработан ПМПк на 20______ / _____ учебный год


Образовательные программы, на основе которых составлен ИОМ, — ООП НОО, примерная адаптированная основная образовательная про-грамма __________________________________________________________________

С ИОМ ознакомлены и согласны

ФИО родителя ___________________________________________

ФИО родителя ___________________________________________

20 _______г.







Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Сведения о ребенке

Дата рождения:

Класс:

Социальное окружение

Мать:

Отец:

Заключение и рекомендации ТПМПК


Рекомендации ИПРА


Режим пребывания ребенка в ОУ


Форма обучения

Очная

Соматическое состояние

Группа здоровья

Психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка

Дефициты ребенка

Ресурсы ребенка

Образовательный запрос родителей


Сфера интересов ребенка


2. Планируемые образовательные результаты(с учетом рекомендаций варианта АООП)


3. Система оценки достижения планируемых результатов(с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей ребенка и рекомендаций варианта АООП)









Содержательный раздел

Предметы

Задачи, реализуемые в учебном году

Программно-методическое сопровождение (программы, пособия и т.д.)

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО — базовых учебных действий, жизненных компетенций)



Программы отдельных учебных предметов



Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО



Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни



Программа коррекционной работы



Программа внеурочной деятельности







Программа коррекционно-развивающей работы


Направления коррекционно-развивающей работы

Задачи на период

Программно-методическое сопровождение (программы, пособия и т.д.)

Учитель-логопед




Педагог-психолог




Учитель-дефектолог




Тьютор




Учитель






Организационный раздел

Индивидуальное планирование

Индивидуальный учебный план на год.

Индивидуальный учебный план по предмету (заполняется учеником совмест-но с тьютором).

Индивидуальный план по исправлению учебных трудностей (заполняется учеником совместно с тьютором, учителем и специалистом).

Индивидуальный план исследовательской (проектной, творческой, спортив-ной и т.п.) деятельности ученика (заполняется учеником совместно с тьюто-ром).

Расписание на неделю















Специальные условия образования

Требования к организации рабочего места

Примеры:

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими пред-метную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).

На парте слабослышащего ребенка предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса. Обязательным условием к организации рабочего места обучающихся с нарушениями слуха является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом. Освещенность.

Уровень шума

Требования к организации процесса обучения

Примеры:

Наполняемость класса — СанПиН

Индивидуальное расписание.

Методы организации урока

Требования к техническим средствам обучения

Средства индивидуальной коррекции (оставить нужное)

Компьютер и программное обеспе-чение


Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям

Примеры:1) специальные учебники;

2) «озвученные» учебники, фонические материалы, аудиоучебники, записанные на цифровые носители;

3) тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведе-ния;

4) портативное устройство для чтения;

5) тематические рельефно-графические пособия издатель-ства «Логос»;

6) рельефные координатные плоскости;

7) рельефные географические и исторические карты;

8) принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);

9) приспособление для рельефного черчения (приборы: Draftsman, «Школьник»);

10) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

11) брайлевские печатные машинки (TatraPoint, Perkins и т.п.), с бумагой для печати по Брайлю;

12) брайлевский дисплей;

13) приборы для коррекционной работы по простран-ственной ориентировке (приборы: «Графика», «Ориен-тир»);

14) тренажеры и спортивный инвентарь для слепых;

15) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом.

Требования к организации вре-менного режима обучения

Устанавливаются в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) АООП НОО устанавливаются ФГОС НОО. Обучение организуется в первую смену, включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий

Методы и приемы обучения

1.Адаптация содержания по типу упрощения.2. Чередование занятий с отдыхом, гибкие занятия исходя из состояния ребенка.3. В рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ.4. Многократное повторение материала, дискретные пробы.5. Использование наглядности (зрительные опоры).6. Частая смена видов деятельности, быстрый темп.7. Стиль обучения — многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического канала приема информации.8. Предъявление инструкций — четко, кратко с визуаль-ной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта

Сопровождение тьюторомСопровождение ассистентом

Задачи сопровождения

График сопровождения — постоянно, на отдельных уроках.



Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

информационно-методическую поддержку и ресурсное обеспечение образовательного процесса;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности .

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с обучающимися с ОВЗ.

3. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в обучении и здоровье.

4. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

5. Обучающиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.



Литература

Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007

Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

Руководитель авторского коллектива Самсонова Е.В. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихсяся ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации