12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Светлана Владимировна59
В течение 15 лет работала педагогом-психологом с детьми. До того - воспитателем. С накоплением педагогического опыта появлялось желание работать над собой, расти профессионально, максимально помогать. Поэтому уже16 лет работаю учителем-логопедом в ДОУ.
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
2

Индивидуальный образовательный маршрут старшего дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) в соответствии с ФГОС ДО

МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька» города Тамбова

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

 

РЕБЕНКА
 

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ)

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО


 


 

Разработан:

учителем-логопедом

Антоновой С. В.

Тамбов

2017

Пояснительная записка

В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из приоритетных задач дошкольного образования при работе с детьми данной категории – обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении на следующий уровень образования (начальную школу). ФГОС ДО обозначает речевое развитие как: «…владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Поскольку, обучение детей с ОВЗ (речевыми нарушениями) в силу определенных причин затруднено, работа с такими детьми строится на индивидуальной основе, что повышает качество работы педагогов и специалистов, а так же, способствует улучшению социализации обозначенной категории воспитанников. Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

Для коррекционной работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушениями речи), осваивающих Программу ДО совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Его цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

В разработке индивидуальных образовательных маршрутов в МДОУ «Детский сад № 60 «Заинька» города Тамбова принимают участие следующие специалисты: педагог группы, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ; учитель-логопед; педагог-психолог; инструктор по физическому воспитанию; воспитатель по музыкальному развитию. Куратором является – учитель-логопед. Занятия с ребенком проводятся 2 раза в неделю (итого: 24 занятия).

Заявленный индивидуальный образовательный маршрут разработан учителем-логопедом первой квалификационной категории на вторую половину учебного года для ребенка старшего возраста, апробирован со значительным улучшением в динамике развития ребенка с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи): дошкольник выпущен из группы комбинированной направленности по результатам Территориальной ПМПК г. Тамбова с заключением «речь норма». В настоящее время ребенок обучается по общеобразовательной программе начальной школы.


 

1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О. Сергей М.

Число, месяц, год рождения 20.10.2011

Группа пребывания ребенка в ДОУ: группа комбинированной направленности

2. Куратор (ФИО, должность) Антонова Светлана Владимировна, учитель-логопед

3. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума: предположительно сниженный уровень познавательно-речевого развития; уровень речевого развития не соответствует нормативно-возрастным показателям)

4. Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова (если имеется): ОНР

(II уровень) с дизартрическим компонентом , F-90.0

5. Срок реализации: второй квартал 2017 года

6. Кто обратился (запрос воспитателей, специалистов, родителей, заключение ПМПК и т.д): заключение территориальной ПМПК г. Тамбова

7. Проблема обращения: проблемы в познавательном и речевом развитии

8. Ответственные (ФИО, должность):

Учитель-логопед: Антонова С.В.


 

Индивидуальный план работы
 

ФИО ребенка Сергей М. Дата рождения 20.10.2011

Заключение ПМПк ОНР (II уровень) с дизартрическим компонентом

Заключение ПМПК ОНР (II уровень) с дизартрическим компонентом,

F-90.0

Сроки реализации февраль-апрель 2017

Ответственный Антонова Светлана Владимировна, учитель-логопед

Месяц

Образовательная область

Направление развития

Задачи

Содержание

работы

Тема

обучающего периода

1

2

3

4

5

6

Февраль

Март

Апрель

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное

развитие

Физическое развитие

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие крупных движений и мелкой моторики

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового

анализа и синтеза.

 

Сенсорное развитие

Развитие психических функций

Восприятие художественной литературы

Развитие пространственных и временных и элементарных математических представлений

Развитие общей и мелкой моторики

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять активный словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи притяжательных и личных местоимений, наречий, личных и порядковых числительных. Учить понимать простые предлоги. Сформировать понятие «слово». Учить употреблять существительные в различном роде. Учить употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по вопросам, по картинке. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Воспитывать правильный умеренный темп речи, подражая логопеду. Научить правильно передавать ритмический рисунок двух- и трехсложных слов. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия «гласный, согласный звук», учить оперировать данными понятиями.

Продолжать развивать все виды восприятия. Произвести переход от осязательного к зрительному восприятию.

Развивать слуховое внимание при восприятии различных звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Учить понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, побуждать задавать их.

Координация речи с движением, пальчиковая гимнастика.

Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам. Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Образование множественного числа существительного. Образование сущ. с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Употребление предлогов НА, С, В, ИЗ. Совершенствование диалогической речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.

Формировать речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепление произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование движений артикуляционного аппарата. Формирование правильных укладов шипящих звуков.

Совершенствование всех видов восприятия. Закрепление понятия «слог», обучение правильному сочетанию односложных слов.

Учить подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развитие слухового и и зрительного внимания.

Развитие мышления на группировку и классификацию предметов.

Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления

Координация речи с движением. Развитие подражательности.

Расширение активного запаса и активизация в речи сущ., глаголов, прилагательных. Обучение пониманию обобщающего значения слов. Продолжить обучение пониманию и употреблению названий действий, похожих и противоположных по значению. Образование уменьшительно-ласкательного суффикса.

Совершенствовать умение составлять предложение из 3х и более слов по картинке и по демонстрации действий. Учить составлять рассказы-описания о предметах и по образцу или плану, используя мнемотаблицы.

Продолжать выработку правильного речевого дыхания, воспитания умеренного темпа речи. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и его подготовки к правильной артикуляции всех групп звуков. Продолжить формировать правильный уклад шипящих звуков, автоматизация в слогах, словах и фразах. Отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. Закрепление понятий «звук», «слово», «гласный и согласный звук»

Совершенствование усвоения сенсорных эталонов, всех видов восприятия.

Развитие слухового внимания, памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие мышления.

Совершенствовать умение понимать вопросы по тексту, отвечать на них, задавать самостоятельно.

Развитие и совершенствование двигательных умений и, координации движений, ориентировки в пространстве. Совершенствование навыка выполнения движений по указанию.

Игры с мячом, «Назови одним словом», «Назови ласково», «Посчитай, сколько?», составление простых предложений по лексическим темам по картинкам, вопросам.

«Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Повтори правильно», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?»

«Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Мишка и Мишутка», «разноцветные ленточки», «Что выбрал Мишутка»,

«Угадай, кто позвал?», «Угадай, что звучит?», «Собери однаковые»

К.Чуковский «Федорино горе», учить отвечать на вопросы

П/г «Считаем посуду»,

логоритмика «Солдаты»

«Назови ласково», «Один--много», «Покажи на себе и на кукле», «Собери Буратино», «Кто что делает?»

Упр. «Приятный запах», «Узнай по интонации», «Петушок», «Снежинки»

Дид.упр-е «Что перепутал художник?»

Упр-е «Хлопай, как я!»

«Повтори за мной», «Угадай-ка», «Петушок и мышка», «4й-лишний», игра с мячом «Зима-весна».

Рассказы Зотова «Дуб», «Клен»; сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

П\г «Мы по улице гуляли…»

Дидактические игры и упражнения «Говори наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Назови весенние месяцы», «Угадай игрушку по описанию», «Чудесный мешочек»,

«Выполни поручение».

Рассматривание картины «Весна», «Грачи прилетели»

Игра «Капитаны», «Слушай внимательно», упр. «Кто кого?», «Повтори за мной»

Упр-я «Что лишнее?», «Кто за деревом?»

Работа с разрезными картинками по недельной тематике.

Упр. «Подскажи словечко»

Стихи о весне.

Игра «Найди недостающую фигуру», упр. «Кто больше?»

Упражнения с игрушками-застежками, подвижная игра «Прыжки по кочкам», пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами.

1.Цветы и комнатные растения.

2.Фольклор. Писатели.

3.День Защитника Отечества.

4. Посуда.

1.Мамин день.

2.Профессии.

3.Рыбы.

4.Наш город. Моя улица.

1.Весна. Перелетные птицы.

2.Транспорт водный и воздушный.

3.продукты питания.

4.Инструменты.

Количество пропусков:


 

Период

занятий

Февраль

Март

Апрель

Всего

Количество пропусков за период занятий

 


 

2


 


 

1

 


 

2

 


 

5


 

Динамика состояния ребенка:

динамика положительная

Рекомендации по дальнейшей работе:

продолжить коррекционно-развивающую работу с ребенком в соответствии с задачами очередного развивающего периода

Дата 30 апреля 2017 года

Подпись специалиста учитель-логопед, Антонова С. В.


 

Информационные источники.

1.ФГОС ДО от 17.10.2013 г.

2. Н. В. Нищева. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

        3. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития у дошкольников. 

         Практическое пособие. М., 2003.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.