Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

3
0
Материал опубликован 19 October 2023 в группе


Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка


ИОМ маршрут на ребенка с ОВЗ


1. Общие сведения о ребенке

Ф.И. ребенка.

Дата рождения.

Речевое заключение.

Диагноз:

Группа здоровья.

Психолого-педагогическая характеристика.

Ребенок посещает группу компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Уровень физического развития средний, уровень общего развития низкая, группа здоровья вторая, физкультурная группа – общая.

Адаптация проходила долго, ребенок тяжело привыкал к группе, плакал в течение дня.

Культурно-гигиенические навыки сформированы не достаточно в соответствии с возрастом, самостоятельно не одевается, не раздевается, не умеет и не пытается складывать свою одежду, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).

Общение с взрослыми носит ситуативный характер, сам ребенок в активный диалог не вступает, на вопросы взрослых не отвечает, не всегда выполняет просьбы взрослого. У ребенка проявляется выраженное отсутствие желания и интереса к занятиям. На групповых и подгрупповых занятиях может сидеть с детьми, но задания не выполняет, информацию воспринимает с трудом, в процессе деятельности участия не принимает, часто отвлекается, быстро утомляется. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.

В связи со сложным нарушением психического развития ребенок испытывает трудности: в ориентировке в окружающем пространстве, в оценке глубины пространства, в узнавании предметов, представленных для восприятия в различных модальностях, в составлении целого по образцу, в конструировании. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на уровне ниже среднего социально-бытовая ориентировка и развитие зрительного внимания и памяти.

Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. Ребенок не может правильно держать карандаш, кисточку, закрашивать простые раскраски, рисовать, лепить, нуждается в непосредственной помощи взрослого при выполнении микродинамических действий руки. Слабо развита общая моторика, ребенку трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается.

Словарный запас ниже возрастной нормы. Фразы нет, только звуки. Связная речь отсутствует.

Игровые действия бедны и однообразны. Ребенок может в одиночку перелистывать книгу, перебирать конструктор, на предложение использовать конструктор или еще какие-нибудь игрушки отвечает отказом. С нежеланием играет с взрослым в настольные игры.


2. Цель и задачи маршрута.


Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.


Задачи.

1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.

2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.

3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.

4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

5. Развитие психических процессов.

6. Развитие навыков коммуникации.

7. Обогащение пассивного словарного запаса.

8. Вызывание речи.

9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.

10. Формирование фонематических представлений.

11. Формирование элементарных математических представлений.

12.Формирование интереса к занятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации.

Изображать простые предметы. Развивать мелкую моторику.


3. Условия успешной реализации маршрута.

1. Соблюдение режима дня дома и в детском саду.

2. Регулярное посещение ребенком ДОУ.

3. Ежедневное проведение групповых, индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.


Раздел программы

Программное содержание

Содержание работы


Формирование системы сенсорных эталонов:

1) цвет


2) форма






3) величина


- Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, оранжевый и коричневый, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

- Учить зрительным способом узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (в силуэтном и контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий. Узнавать объемные формы (куб, кирпичик, шар). Учить дифференцировать и показывать круг - овал, квадрат- прямоугольник.

- Формировать обобщающее понятие «форма»;

упражнять в применении этого понятия в практической деятельности.

- Учить соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения.

- Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета в малом и большом пространстве, учить выбирать одинаковые предметы по величине из множества разно расположенных в пространстве.



«Найди пару», «Цвета и краски»,

«Дорисуй коврик», «Волшебные цвета», «Разноцветные клубочки».

«Геометрическое лото»,

«Составь узор», «Часть и целое»,

Домино «Геометрические фигуры»,

«На что похоже?», «Найди отличие», «Узнай фигуру».


«Разные матрешки»,

«Сравни и подбери фигуры»,

дид. панно «Бабочка»,

«Цветная радуга»

«Лесенки-ступеньки»,

«Друг за другом»


Формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени


- Закреплять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела.

- Учить определять и наглядно обозначать направления в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз, направо- налево.


«Где что находится?»,

«Лево-право»,

«Куда показывает стрелка?»,

«Расставь игрушки как на картинке»


Развитие предметных представлений, предметности восприятия


- Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов. Учить понимать назначение предметов, различать существенные детали предметов.


«Узнай на ощупь», «Целое или часть», «Что получится?»,

«Кто где живет»,

«Найди все деревянные предметы»


Развитие слухового внимания


- расширить рамки слухового восприятия;

- развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи;

- развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.



- привлечение внимания к звучащему предмету («Что звучало»);

- определение направления звука («Откуда звук?»);

- различение звучания шумов, муз, инструментов, голосов («Кто пришел, что принес?»);

- запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

- узнавание и различение отдельных звуков.


Развитие моторной координации, мелкой моторики рук


- развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, тактильную память;

- развитие тактильных ощущений.

- массажные активизирующие движения кистей и пальцев рук;

- узнавание на ощупь различных фактур предметов;

- пальчиковая гимнастика;

- активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

- упражнения с мозаикой, Су-Джоком, песочная терапия и т.д.


Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения


- активизация мимических мышц;

- формировать умение пользоваться неречевыми средствами общения;

- развивать мышечный аппарат, участвующий в жестовых и пантомимических движениях;

- формирование артикуляционных укладов и движений;

- выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения;

- автоматизация вызванного звука.

- последовательное формирование произвольных жестовых и мимических движений бровей, губ, щек, языка;

- артикуляционная и мимическая гимнастика;

- задания на имитацию положения рта, губ, языка

- развитие статики арт-х движений;

- развитие динамической координации артикуляторных движений;

- упражнения на преодоление сопротивления;

- массаж лица, губ, языка;

- уточнение правильного произнесения имеющихся звуков;

Развитие функций голоса и дыхания

- улучшение качества речевого выдоха: сила, напор, экономный длительный выдох;

- активизировать целенаправленный ротовой выдох;

- дифференциация ротового и речевого выдоха.

«Сдуй ватку», «Дудочки», «Самолетики», «Футболисты», «Карусель», «Погреем ладошки».

Развитие чувства ритма, темпа речи

- формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, тактильного).


- ритмические упражнения для рук и ног;

- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием («Повтори за мной»);

- развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности («Веселый дождик», «Домик для кукол», «Барабанщики»);

- ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

- дифференциация ритмических цепочек.

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи

- уточнение и расширение пассивного словарного запаса по лексическим темам: «Наше тело», «Предметы туалета», «Овощи», «Фрукты», «Сад. Огород», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;

- учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?); «на наглядной основе»

- учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под;

- формирование навыка построения двух-трехсловных предложений.

«Отгадай, что это», «Покажи детеныша»




«Один – много», «Большой – маленький», «Покажи какие», «Жадина»


«Прятки»

Формирование фонематических представлений

- развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;

- учить слышать отдельные звуки в составе слова.

- определение направления звука;

- дифференциация неречевых и речевых звуков;

- интонационное выделение звуков.

Эмоционально-личностное развитие

- формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;

- учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Песочная терапия»

«Сказкотерапия»

«Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку)

Развитие психических процессов

- формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

- развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

- развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.

«Найди окошко для фигуры» («Коробка форм»)

«Разбери матрешку», «Собери матрешку», «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4-составная)

«Покажи и назови»

Ознакомление с окружающим миром:

1) ребенку о самом себе и окружающих людях;



2) ребенок и окружающий мир

- закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте;

- продолжать знакомить с собственным телом, показывать части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

- учить различать и показывать овощи, фрукты, ягоды

- расширить кругозор на тему «осень», труд взрослых осенью; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание);

- давать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания;

«Волшебное зеркало»

«Овощи», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи детки», «Животные»

«Угадай когда это бывает.»

«Времена года» лото

«Времена года» разрезные картинки

ФЭМП

- учить находить один несколько, мало и много предметов

-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой-маленький) _

-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) – на наглядной основе




«Один – много»

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«Цвет и форма», «Геометрическое лото»

«Сравни и подбери», «Счетные палочки»

«Сравниваем противоположности»

«Куда спрятался зайка», «Режим дня»

«Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами, мелким раздаточным материалом.

Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация

- учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования,

- учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю краску о край баночки.

- учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков

-учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные) в разных направлениях, предметы разной формы (округлая, прямоугольная).

- активизировать и уточнить свойства глины и пластилина;

- учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обоих рук;

- учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя прижимая друг к другу;

- формировать интерес к искусству аппликации.

- учить предварительно выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска);

- учить аккуратно пользоваться клеем;

- формировать умение называть формы предметов и их цвета.


«В гостях у карандаша»

«Идет дождь» «Листочки в саду»

«Ягодки» «Баночка варенья»

«Украшение бантика»

«Конфетки» «Красивый разноцветный коврик» «Заборчик»

«Цветные карандаши»

«Мячики большие и маленькие»

«Сказочный домик»

«В гостях у пластилина»

«Овощи» «Сладкие груши»

«Булочки большие и маленькие»

«Неваляшка» «Цыпленок»

«Зайчонок» «Снеговик»

«Красивый коврик»

«Узор на квадрате»




Конструктивно – модельная деятельность.

- развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

- совершенствовать конструктивные умения;

- учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу;

- изменять постройки двумя способами (заменяя их или надстраивая);

- обучать элементарным способам конструирования из бумаги.


«Чудесный мешочек» с строительными деталями.

«Построй домик, как у меня»

«Построй такой же домик, но выше» «Заборчик» (длинный и короткий)

Игра «Подбери форму»

«Флажки»


Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук.

Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги.

Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.

Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Цветная мозайка», «Умная шнуровка», «Цветные камешки», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рефленным мячиком. «Сухой бассейин» «Волшебный мешочек с мелкими предметами»

Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация






5. Ожидаемые результаты.

1. Ребенок знает и называет, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.

2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, показывает направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).

3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан.

4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.

5. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого или детей снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.

6. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки.

7. Ребенок владеет пассивным словарем.

8. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.

9. Владеет музыкально-ритмическими умениями и навыками.

10. Проявляет активность в разных видах деятельности.

6. Работа с родителями

1. Привлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество.

2. Ежедневно консультировать о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.

3. Оказывать семье информационную консультацию в виде литературы и интернет ресурсов.

4. Выработать совместно с родителями единые требования к воспитанию и развитию ребенка.

5. Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях группы и ДОУ.

6. Консультации: «Воспитание и обучение ребенка с ОВЗ в домашних условиях», «Как развивать способности ребенка с ОВЗ».

7. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

8. Выставка дидактических игр и упражнений развивающих мелкую моторику; игры на развитие слухового внимания.

9. Мастер-класс «Массаж Су-Джок как одно из средств всестороннего развития ребенка».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации