Индивидуальное сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

0
0
Материал опубликован 14 November 2023

История зарождения в системе образования комплексной помощи ребенку в развитии стала развиваться в российской педагогике сравнительно недавно вместе с формированием гуманистических ориентаций. В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Сложившиеся медицинские и методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинным масштабам и сложности соответствующих задач (исследования Д.С. Шишова, Э.Н. Макшанцева, Л.М. Шипициной, А.К. Колечко и других). Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка – дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения не только медиков, но также педагогов и психологов, то есть предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка- инвалида должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

В целях реализации Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления губернатора Челябинской области «О воспитании и обучении детей- инвалидов» проводятся определенные мероприятия по организации обучения и воспитания детей- инвалидов дошкольного возраста в МБДОУ.

Одной из форм получения детьми- инвалидами дошкольного образования является общеобразовательная группа. Общеобразовательную группу МБДОУ  посещают дети- инвалиды с ограниченными возможностями здоровья, не страдающие умственной отсталостью, имеющие навыки самообслуживания. Такие дети получают дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального медико- педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения детей- инвалидов в дошкольном образовательном учреждении общебразвивающего вида призвана улучшить физическое и психическое здоровье  ребенка- инвалида, направлена на создание благоприятных условий пребывания ребенка- инвалида в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выработать у каждого ребенка- инвалида адаптационные  механизмы  к социуму.

Основная цель медико- педагогического сопровождения детей- инвалидов – обеспечение потребностей личности ребенка, учитывающего индивидуальные возможности и способности каждого, социализацию, интересы и запросы родителей, воспитывающих детей- инвалидов.

Состояние здоровья ребенка – инвалида является исходной позицией в решении всех остальных проблем развития.

Основными  направлениями индивидуального сопровождения ребенка- инвалида в ДОУ являются:

  • Формирование здорового образа жизни;
  • Личностные проблемы развития ребенка;
  • Выбор образовательного маршрута;
  • Преодоление трудностей в обучении;
  • Развитие ребенка в различных видах детской деятельности.

Условиями сопровождения являются:

  • Создание благоприятных гигиенических условий;
  • Организация питания;
  • Включение ребенка- инвалида в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Основные направления работы с педагогами, работающими с детьми- инвалидами:

  • Работа медико- педагогического консилиума дошкольного учреждения, выявление проблемных зон ребенка- инвалида, обмен рекомендациями, поиск путей развития и воспитания детей, нуждающихся в особом подходе со стороны всех специалистов ДОУ.
  • Консультирование по проведению диагностики уровня развития детей, выявления индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов, интеллект, стиль общения воспитателя с ребенком, родителей с ребенком, осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа педагога с детьми – инвалидами включает в себя:

  • Анкетирование родителей (включены вопросы о физическом состоянии ребенка, о потребностях ребенка в образовательных услугах по развитию ребенка, вопрос о необходимости в педагогических консультациях родителей (законных представителей);
  • Составление социального паспорта семей детей- инвалидов; (паспорт содержит данные о родителях  ребенка- инвалида, а также  уровень бытовых условий жизни ребенка, характеристику взаимоотношений в семье, особенностей семейного воспитания, особенности характера и склонностей ребенка, включает в себя вопросы о необходимости консультаций от специалистов детского сада).
  • Педагогическое наблюдение детей- инвалидов. Педагог ДОУ ведет  лист наблюдений за ребенком – инвалидом в группе по определенным показателям ( самочувствие ребенка в течение дня, самочувствие на прогулке, психоэмоциональное состояние ребенка, участие в коллективных играх, индивидуальная подача материала, уровень усвоения содержания занятий), ежедневно отмечая наличие или отсутствие того или иного показателя. Лист наблюдений ведут специалисты ДОУ на занятиях (физкультурных, музыкальных, логопедических, где также отмечают индивидуальную работу на занятии, дозирование нагрузки, состояние ребенка после занятия, участие в коллективных играх, индивидуальная подача материала).

Показатели                                                                                 число

сентябрь

 

1

2

3

4

5

6















Самочувствие ребенка в группе

N



















 





















 





















 





















 





















 

N  - норма

  • Определение содержания медико- педагогического сопровождения развития ребенка- инвалида (заполняется воспитателями и специалистами ДОУ, карта  определения педагогического  сопровождения развития ребенка- инвалида имеет следующее содержание: фамилия, имя ребенка, возраст, кто заполняет карту (должность), общие впечатления о ребенке, общая оценка учебных навыков, дата обследования, рекомендации по своему направлению работы).
  • Составление и определение содержания индивидуальной работы с детьми- инвалидами – оформляется карта индивидуальной работы педагога с ребенком- инвалидом по выявленным проблемным полям  ребенка (усвоение программного материала, социально- личностное развитие), определяется необходимость педагогического  подхода к ребенку- инвалиду, содержащего в себе: похвала за успехи ребенка, внешняя стимуляция, исключение отвлекающего, тактильный контроль, дозирование нагрузки.

Определение и оформление эффективности сопровождения детей- инвалидов  заключается в положительной динамике качества обучения и воспитания и в отсутствии отрицательной динамики в состоянии здоровья детей- инвалидов, а также в осуществлении дифференцированного подхода в их обучении. Эффективность для родителей заключается в положительной оценке деятельности ДОУ, в готовности и желании родителей помогать педагогам, в информированности родителей о состоянии своего ребенка в образовательном  пространстве ДОУ. Эффективность прослеживается через следующую документацию: карта здоровья, карта индивидуальных нагрузок и развития ребенка.

Карта здоровья ребенка- инвалида

Фамилия, имя ребенка

Диагноз

Группа здоровья

Группа по физкультуре

Физическое здоровья






Требования к организации физкультурных занятий с детьми- инвалидами

Фамилия, имя ребенка

Занятия в группе с неполной нагрузкой

Формы двигательной активности



Утренняя гимнас

тика

Физкульт

урное занятие

СДД

прогулка

Гимнастика после сна

Досуги, развлечения

Прогулки- походы




























Интенсивность нагрузки на физкультурном занятии

Фамилия, имя ребенка

Интенсивность нагрузки уд/мин

Продолжительность занятия

Утренняя гимнастика

Физкультурное занятие









Карта индивидуальных нагрузок детей- инвалидов МБДОУ

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

ДА

Индивидуальные нагрузки по результатам диагностики

Рекомен

дации врачей- специа

листов

Рекомендации логопеда

Индиви

дуальная работа в груупе, работа с родителями

Заболевания в течение года

Иванов Иван

четвертая

средняя

Отставание: бросок мяча

Отлично: прыжки в длину

Упр. на форм. осанки

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика

Упр. На формирование осанки

С 23.01 по 2.02 Орви









Диагностическая карта ребенка- инвалида

дата

Данные наблюдения педагога

Данные логопедического обследования

Данные педагогического обследования специалистов ДОУ

Данные медицинского обследования






Выводы и рекомендации:

Карта рекомендаций специалистов ДОУ

Специалист ДОУ

Направления рекомендаций на основе диагностики

Учитель- логопед

педагогическое

логопедическое

оздоровительное

Музыкальный руководитель




Инструктор по физкультуре




Медицинский работник ДОУ, врач





Таким образом, индивидуальная программа (портфель воспитателя) развития ребенка- инвалида в ДОУ содержит:

- фамилия, имя ребенка;

- дата рождения ребенка;

- социальный паспорт семьи;

- заболевание и дата переосвидетельствования;

- домашний адрес, телефоны;

- требования к режиму пребывания в детском саду для ребенка- инвалида;

- характеристика заболевания ребенка;

- педагогические рекомендации к проведению занятий, игр, к педагогической оценке достижений ребенка исходя из имеющегося заболевания;

- медицинские рекомендации по включению ребенка в образовательный процесс ДОУ;

- лист индивидуальной работы с ребенком;

- лист наблюдений за ребенком в течение дня по определенным показателям;

- индивидуальный план развития ребенка, разработанный на основе имеющегося заболевания и уровня усвоения программы, а также с учетом рекомендаций специалистов ДОУ;

- график индивидуальной работы специалистов ДОУ с ребенком- инвалидом.

В ДОУ необходима система контроля по  работе педагогов с деть- инвалидами, посещающими общеобразовательную группу. Он включает в себя:

  • Контроль за состоянием здоровья детей- инвалидов (ответственный медицинский работник учреждения)

Вопросы на контроле

Дата контроля, отметки о контроле

сентябрь

октябрь

ноябрь….

1.

Самочувствие ребенка в группе в течение дня (общее состояние)




2.

Термометрия




3.

Кожные покровы




4.

Зев




5.

Стул




N  - норма

  • Контроль за работой педагогов, работающих с детьми- инвалидами.

Вопросы на контроле

Дата контроля, отметки о контроле

сентябрь

октябрь

ноябрь….

1.

Самочувствие ребенка в группе в течение дня




2.

Индивидуальная работа на занятии




3.

Ведение документации, планирование




4.

Организация прогулки




5.

Развитие навыков общения




6.

Уровень усвоения содержания занятий




7.

Реализация личностно- ориентированного подхода к ребенку




8.

Учет психоэмоцинального состояния




9.

Взаимодействие со специалистами




На основе данных контроля осуществляется мониторинг по отслеживанию результатов работы с детьми- инвалидами. Его цель – измерение особенностей развития детей- инвалидов и формирование индивидуального образовательного маршрута по такому вопросу, как эффективность взаимодействия участников интегративного пространства. Система мониторинга включает в себя банк данных накопления тестов, диагностик, методик, анкет, диагностических карт и др., получение информации об уровне здоровья, обучения и развития ребенка.

Интеграция деятельности специалистов дошкольного учреждения рассматривается как цель и результат взаимодействия по комплексному воспитанию, обучению и развитию детей- инвалидов. Такой подход обеспечивает взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев образовательной работы. Интеграция и координация педагогов служит условием создания единого пространства развития ребенка.

 Координация образовательной работы специалиста включает в себя:

  • Составление плана индивидуальной работы с ребенком- инвалидом (или разработка индивидуальных маршрутов развития ребенка);
  • Сбор диагностических данных развития ребенка через участие в МПК дошкольного учреждения;
  • Составление плана по самообразованию с целью повышения педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка со статусом «инвалид»;
  • Изучение и составление карты рекомендаций специалистов ДОУ и диагностической карты ребенка с целью корректировки планов индивидуальной работы, календарного планирования для обеспечения динамики развития ребенка- инвалида.

Портфель специалиста по работе с детьми- инвалидами содержит:

  • Список детей- инвалидов, посещающих ДОУ;
  • Расписание- график индивидуальной работы с детьми- инвалидами;
  • Медико-педагогическое сопровождение по своему направлению работы;
  • План индивидуальной работы с детьми- инвалидами;
  • Лист наблюдений  за ребенком- инвалидом на занятии;
  • Диагностическую карту на ребенка- инвалида;
  • Карту рекомендаций специалистов ДОУ;
  • Информационные материалы, характеризующие заболевание, либо диагноз ребенка- инвалида.

Система комплексного сопровождения детей- инвалидов, посещающих общеобразовательную группу, строится с учетом физического и психического развития  ребенка- инвалида, состояния здоровья, патологии, организованной работы с семьями воспитанников, интеграции и координации усилий всего педагогического и медицинского персонала.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации