12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лагунова Елена Павловна284
Учитель математики и информатики
Россия, Свердловская обл., Артемовский

Конспект общешкольного родительского собрания

«Информационная безопасность»

Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.  Особенно сложным представляется подростковый возраст. У подростков отмечается высокая потребность в самоутверждении, подражательности в поведении, склонности к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, склонности к нестандартному, рискованному поведению. Для подростков характерны максимализм, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность к различному роду препятствиям. Главнейшей задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения становится сегодня мотивация подростка на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности, т.е. к жизни в современном социуме, другими словами, формирование  культуры безопасности человека.

При формировании навыков безопасного поведения школьников используются различные технологии, в частности информационные.

Современные информационные технологии трансформируют мировосприятие человека в сторону многомерной, многовариантной, полиментальной виртуальности. При этом меняются методы, способы учебы, содержание обучения, характер взаимодействия между людьми, роль субъектов образования. Виртуальный мир характеризуется рядом технологических особенностей:

виртуальный мир представляет мир реальный, позволяет имитировать происходящее в социальной реальности, отрабатывать навыки, получать знания и опыт с минимальным риском;

виртуальное взаимодействие связано с ощущением полной безопасности, что позволяет снять психологическое напряжение и обеспечивает максимальную активность учащихся;

возможность стать анонимным участником взаимодействия или предстать под вымышленным именем стимулирует ролевое экспериментирование, способствует лучшему самопознанию и раскрытию учащихся.

Каждая из этих особенностей имеет свои плюсы и минусы.

Для формирования безопасного поведения подростков с помощью информационных технологий используются преимущественно обучающие компьютерные игры, учебные видеосюжеты и демонстрационные презентации. В настоящее время существует множество компьютерных игр, учебных видеосюжетов, развивающее воздействие которых, конечно, же работает на формирование навыков безопасного поведения школьников.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают.

Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. 
Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:

Сайты порнографической направленности.

Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.

 Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.

Наркотики. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья».

Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, «убивает» коммуникативные навыки подростка.

Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли» и повлиять на взгляды на мир.

Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр). 

Чтобы преодолеть негативное воздействие сети Интернет на детей, в школе должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями.

Многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения и безопасности (в принципе, похожих на те, которыми мы пользуемся в жизни). Ведь ни один школьник не будет рассказывать незнакомому на улице личную информацию о себе, между тем, в сети Интернет это считается абсолютно нормальным. Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники. Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начиная с раннего детства. Простые беседы о том как можно, а как нельзя себя вести, какие последствия бывают за те или иные действия, инструкции по безопасности в сети в наше время просто необходимы школьникам. Это позволит воспитать в школьниках не только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.

Воспитательная работа с учащимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: это начальный уровень (2-4 класс), базовый (5-9 класс) и профильный (10-11 класс). На каждом этапе обучения необходим свой понятийный аппарат, содержание и формы обучения навыкам безопасности. Необходимы специальные дидактические материалы, обеспечивающие информационную безопасность на всех этапах, включающие систему понятий, способы поведения, законодательство в области безопасности, сетевой этикет. Так, например, для учащихся начального блока хорошо подходят специальные сказки. Учащимся среднего звена можно предложить работу с «Энциклопедией безопасности» Громова В.И. и Васильева Г.А. ( http://www.opasno.net/index.html ). Со старшеклассниками проводятся практические занятия по защите интернета от опасных и вредных сайтов (например, бесплатная программа Интернет – цензор).

Причем формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, ОБЖ, классных часах и т.д.). Возможные формы работы: анкетирование на предмет Интернет – зависимости с последующим анализом (9-11 классы); моделирование ситуаций, тренинги, ролевые игры; беседы со школьниками по вопросам Интернет-безопасности, угроз сети Интернет; оформление стендов в кабинетах; публикации на сайте; выполнение и защита тематических проектов; выступления старшеклассников перед учащимися среднего звена; участие в конкурсах, акциях в рамках безопасного Интернета.

Во всех школах с нежелательным контентом борются путем блокирования. Но ни одна блокировка не является 100%-но надежной. Поэтому важно выработать в школьниках позицию «Заметил – сообщил учителю или родителям», а также приучать школьников к правилу «Кликай умно – кликай безопасно». 

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только учителей. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия. Должны быть разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности семьи. Они должны содержать классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современной школы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у школьников – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

В школе можно запланировать ежегодное проведение  «Дня безопасного Интернета». Программа, посвященная этому дню, может включать в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпуск листовок с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Рекомендации:

Для младших школьников

Вы должны это знать:

1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

2. Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться.

3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не нужно, чтобы незнакомые люди видели фотографии Ваши, Ваших друзей или Вашей семьи.

5. Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

6.  Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

7.  Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

Для школьников средних классов

Вы должны это знать:

1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

3.  Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

4.  Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

5.  Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

6.   Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Для школьников старших классов

Вы должны это знать:

1. Нежелательно размещать персональную информацию в Интернете.

2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.

3. Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.

4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).

5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Для родителей

Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете.

Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.

Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах  и ни в коем случае не отвечал на них.

Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете,  так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.