Родительское собрание на тему «Формы и методы информационной безопасности детей в Интернете» (8 класс)
Родительское собрание в 8 классе
Формы и методы информационной безопасности детей в Интернете
Чрезмерное увлечение детей Интернетом. Как оградить ребенка от опасностей, таящихся во Всемирной паутине и в то же время научить пользоваться ее уникальными возможностями?
Цель собрания - дать родителям практический материал для обеспечения защиты их детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.
Оборудование: Проектор, экран, презентация, Интернет-подключение, памятки для родителей
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя (КР): 49 лет исполнилось в этом году Интернету. 29 октября 1969 года с ЭВМ Калифорнийского университета в Стэнфордский университет было передано (со второй попытки) слово «LOGIN».
Количество пользователей интернета в мире составляет 4 миллиарда человек (всё население планеты 7,6 млрд). Рост за год - 7%.
- Мобильные технологии интернет-доступа используют 3,722 миллиарда чел.
- Количество пользователей социальных сетей в 2018 году составляет 3,196 миллиарда чел., что на 13% больше, чем в прошлом году. Причем 90% пользователей получают доступ с помощью мобильных устройств.
- Почти 1 миллион чел. впервые начали использовать соцсети каждый день за последний год.
- Всё больше лиц старшего возраста присоединяется к социальным сетям. Только на Facebook число пользователей в возрасте 65 лет и старше увеличилось почти на 20% за последний год.
- Количество подростков в возрасте от 13 до 17 лет, использующих Facebook, также увеличилось, но только на 5% с января 2017 года.
- Средний пользователь проводит в интернете около 6 часов каждый день. В лидерах — жители Таиланда, которые проводят в сети 9 часов и 38 минут.
- Наибольшее количество времени в социальных сетях, уже третий год подряд, проводят филиппинцы - в среднем около 4 часов в день.
- Общемировые расходы на электронную коммерцию в 2017 году достигли почти $1,5 трлн., причем только на потребительские товары. Если добавить траты на другие категории, такие как онлайн - покупка билетов, туров, цифровой контент и мобильные приложения, то общая глобальная стоимость электронной торговли будет ближе к $2 трлн.
- Жители Великобритании чаще всех делают интернет - покупки, ежегодные расходы превышают $2000 на одного пользователя.
- Проблемная ситуация:
А теперь немного другие цифры. Посмотрите на экран:
Статистика указывает на почти девятимиллионную детскую аудиторию Интернета (дети младше 14 лет).
Из них:
- 75% пользуются Интернет-ресурсами без контроля со стороны родителей. Есть пользователи младше 5 лет, при этом около 90% из них просматривают сайты только под присмотром старших, либо совместно с родителями.
- около 40% детей посещают сайты, где размещены порнографические материалы.
- около 20% детей видели в Интернете видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы.
- только около 50% детей не встречали в сети ссылок или ресурсов, содержание которых не предназначено для просмотра детьми
Источники проблем:
- нежелательное содержание (порнография, азартные игры, наркотики, насилие, националистическая или фашистская идеология, религиозные секты и др. )
- контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интетнет-пейджеров, электронной почты и т. д. (среди них могут быть мошенники, педофилы и т. д. ),
- назначение личных встреч
- азартные игры,
- неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т. д.
- сообщение конфиденциальной информации (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр. )
- вредоносные программы
- интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности в различных формах)
Нежелательное содержание:
- Лишь 48% детей-пользователей сети (до 14 лет) не заходили на ресурсы и не просматривали страницы с нежелательным или запрещенным содержимым.
- 39% опрошенных детей признались, что посещали ресурсы на «взрослую тематику» ,
- 19% интересовались в сети сценами насилия.
- Посещали страницы, посвящённые каким-либо азартным играм более 15 %.
- Около 14% детей интересовались в сети способами изготовления или добычи наркотических веществ, алкоголем.
- 11% детской аудитории посещали различные экстремистские, сектовые или националистические ресурсы.
По данным исследования европейского Агентства Защиты Детей:
- 44% ребят, регулярно выходящих в Интернет, подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении,
- 11% испытывали его несколько раз.
- Ещё большее число детей получало оскорбительные сообщения от других интернет-пользователей
КР: Эти цифры заставляют задуматься об информационной безопасности для детей в Интернете. Даже принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию»
Согласно этому закону информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
- информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
- информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани
Поэтому нужно рассмотреть общие правила для родителей
- Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
- Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
- Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
- Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Просмотр социального ролика «Безопасный интернет детям» (https://v-s.mobi/социальный-ролик-безопасный-интернет-детям-02:58)
КР: Сегодня Интернет является одним из самых мощных инструментов в мире и действительно удивительной частью нашей жизни. Каждый день в нём появляется что-то новое и очень удобное, что делает жизнь легче для многих людей.
Но кроме пользы он таит в себе массу опасностей, особенно для детей. Поэтому им просто необходимо знать правила безопасного поведения в сети Интернет.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ в возрасте от 13 до 17 лет
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.
Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
- Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
- Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
- Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
- Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
- Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
- Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
- Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
- Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
- Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
- Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
- Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
- Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
- Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.
Выводы: Самый эффективный механизм информационной безопасности детей - формирование информационной культуры детей и родителей. Одним из направлений работы школы и семьи должно стать развитие у школьников способности распознавать и противостоять негативу из интернет-пространства и СМИ, вырабатывание навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение способам защиты от вредной информации.
И закончить наше собрание мне хочется словами Льюис Д. Эйген, американского специалиста по менеджменту: «Скоро останутся лишь две группы людей: те. кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую».
Источники
- http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-14.05.2018-N-08-1184 - ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 14.05.2018 N 08-1184 "О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ" (ВМЕСТЕ С "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ О РАЗМЕЩЕНИИ НА ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ, ОФИЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ")
http://present5.com/bezopasnost-detej-v-internete-rezultaty-issledovanij-statistika/
http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404