Родительское собрание на тему «Информационная безопасность» (2 класс)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
(Учитель начальных классов: Жеглова Вера Дмитриевна)
Задачи родительского собрания:
разговор и обсуждение с родителями о проблеме зависимости детей от Интернета;
рассказать родителям об угрозах, с которыми дети могут столкнуться в Интернете;
вместе с родителями постараться найти решение этой проблемы.
Ход родительского собрания
Уважаемые родители! Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. В данный момент большое количество детей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернет. Изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, и на данный момент он предоставляет нам огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. Наши дети уже с дошкольного возраста проникают в сеть ИНТЕРНЕТА. В связи с этим возникает проблема обеспечения безопасности детей. Помочь им могут только взрослые и родители.
Может ли ваш ребенок стать Интернет -зависимым? Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет -зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?
Очень хорошо, что ребята свободное время проводят в спортивных секциях.
Но все же учащиеся большую часть свободного времени проводят в Интернете.
Давайте представим себе ситуацию: Ребенок пришел из школы, быстро выполнил домашнее задание, сел за компьютер поиграть. Вроде бы все нормально, благополучно. Проходит полчаса, час, два, ребенок наспех ужинает и снова хочет вернуться за компьютер. Что сделаете вы в данной ситуации? Может ли ваш ребенок стать Интернет -зависимым?
Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?
Давайте разберемся в данной проблеме. Ведь это наши дети.......
Все мы прекрасно понимаем, что просиживая часами за монитором, ребенок губит свое здоровье, упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.
Вместе с этим половина детей встречали в сети ссылки или ресурсы, содержание которых не предназначено для просмотра детьми.
Специалисты попытались классифицировать основные виды угроз, которым подвергаются дети, сталкивающиеся с Интернетом. Из всех выявленных выделяются основные пункты:
-Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.
-Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;
-Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
-Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.
- Личные данныеОчень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные данные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит бывать, секции, которые посещает, и т. д. В огромном количестве выкладываются личные фотографии.
Этим вполне могут воспользоваться злоумышленники. Самый простой вариант — телефонные мошенники.
С какого возраста можно начать обсуждение вопроса безопасности?
Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;
Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.
Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta.
Родительский контроль — очень нужный инструмент для защиты детей младшего возраста. Для подростков этот метод явно недостаточен, если применять только его, он принесет больше вреда, чем пользы.
Поставить пользование компьютером под контроль Это совсем не обязательно прямой запрет. Многие рекомендуют ставить компьютер таким образом, чтобы он оставался на виду у родителей. В таком случае, очень легко незаметно и тактично контролировать деятельность ребенка. Намного проще, чем когда у ребенка персональный компьютер стоит в его комнате. Вызывает беспокойство и тот факт, что очень многие покупают детям современные «навороченные» смартфоны. Очень часто можно видеть, как ученики младших классов щеголяют модным гаджетом. В России 45 % школьников имеют доступ в Интернет с мобильных телефонов. Совсем не понятно, зачем ребенку такой телефон. Мало того что это абсолютно неподконтрольный доступ к Интернету, так еще отличная приманка для мелких грабителей, например, наркоманов. Позвонить можно и на обычный сотовый телефон. Но если уж вы решили, что ваш ребенок должен пользоваться смартфоном, мы настоятельно рекомендуем настроить на нем родительский контроль.Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;
Сколько времени дети могут проводить в Интернет;
Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;
Как защитить личные данные;
Как следить за безопасностью;
Как вести себя вежливо;
Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.
Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми. Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце-концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.
Какие правила безопасности необходимо выполнять:
Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый;
Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;
Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;
Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;
Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
Список используемой литературы:
1. Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008.
2. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.
3. Безопасность детей в Интернете. Nachalka.com 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nachalka.com/bezopasnost
4. Блохина Е.В. Лекция по теме: "Правовые основы использования Интернет-ресурсов. Авторские права. Поиск информации в Интернете" [Электронный ресурс]. - URL:http||festival.1september.ru/articles/412857/
5. Взлом и защита локальной сети [Электронный ресурс]. - URL: http://virusinfo.info/showthread.php?t=29760
6. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // - М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, - 2008.
7. Евтеев Л. Безопасность ребёнка в интернете. Инновационная образовательная сеть "Эврика" - Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://|www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4-2.htm
8. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.
9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.
10. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473 с.
11. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Академия, 2005.
12. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Приложение
Анкета для родителей «Безопасный Интернет»
(подчеркните все ответы, с которыми Вы согласны или считаете верными, или напишите своё мнение)
Укажите возраст Вашего ребенка (детей).
6-9 лет;
10-13 лет;
14-15 лет;
16 и более лет.
Есть ли у Вашего ребенка доступ к Интернету?
да;
нет.
Как часто ребенок использует Интернет?
несколько раз в день;
каждый день или почти каждый день;
один или два раза в неделю;
один-два раза в месяц и реже.
Где ребенок чаще использует Интернет (в т.ч. с мобильных устройств)?
дома;
в школе;
у друзей или у родственников дома;
в библиотеке/другом публичном месте.
Следите ли Вы за тем, чем ребёнок занимается сидя за компьютером?
всегда;
редко;
никогда.
Для чего ребенок обычно использует Интернет дома?
выполняет домашнее задание (поиск необходимой информации);
ищет информацию в Интернете (для саморазвития);
бесцельно бродит по сайтам;
играет в он-лайн игры;
общается в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники и т.п.), чатах, форумах;
разрабатывает собственные проекты (видео, сайт, презентации, фотоальбом, рисует и т.п.).
Используете ли Вы какие-либо ограничения для ребенка в пользовании электронными средствами коммуникации?
да, телевизором;
да, мобильным телефоном, планшетом и т.п.;
да, для игровых приставок;
да, для Интернета;
да, для использования компьютеров, ноутбуков и т.п. (без выхода в Интернет);
нет, никаких правил нет;
затрудняюсь ответить.
Каким из перечисленных рисков подвергались Вы или Ваши дети, используя Интернет?
преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство и т.д.;
блокировка компьютера, взлом профиля, вирусы, спам, вымогательство денег за разблокировку;
неподобающая или незаконная информация различного рода;
онлайн-мошенничество;
не подвергались никаким рискам;
затрудняюсь ответить.
Осуществляется ли дома Интернет-фильтрация?
да, встроенными средствами браузеров;
да, приобретённым контент-фильтром (контент – информационное наполнение сайта);
да, бесплатным контент-фильтром;
используем «Родительский контроль» Microsoft;
другое ______________________________________________________________________________;
нет.
Какая из перечисленных компаний предоставляет Вам услуги Интернет? *
Ростелеком;
Мегафон;
Билайн;
МТС;
другое __________________________________________________________________________________;
затрудняюсь ответить.
При подключении Интернет Вас информировали о возможности подключения услуги Интернет-фильтрации?
да;
нет.
Какие из перечисленных правил Вы устанавливаете для ребенка при использовании Интернета?
не разрешается размещать личную информацию в Интернете;
есть набор сайтов, на которые ребенку запрещается заходить;
ребенок должен рассказывать мне о том, что заставило его почувствовать себя в Интернете неловко;
ребенку не разрешается использовать грубые (нецензурные) выражения в электронных письмах или чатах;
ребенок не должен встречаться с теми, с кем познакомился в Интернете без Вашего ведома;
ребенок не должен копировать документы, картинки, защищённые авторскими правами;
ребенок не должен общаться в чатах/социальных сетях с незнакомыми людьми;
ребенку не разрешается скачивать музыку, фильмы;
ребенку не разрешается бесконтрольно скачивать и устанавливать программы;
устанавливается временной режим, нахождения ребёнка в Интернете;
другие правила ____________________________________________________________________________;
нет никаких правил.
Можете ли Вы сказать, что Ваши дети всегда знают, как поступить в случае, если ситуация, связанная с Интернетом, заставляет их чувствовать себя неловко, вызывает страх, стресс?
да, мы обговаривали такие ситуации;
нет.
Необходимо ли вам больше информации о том, как защитить своего ребенка от негативного контента и нежелательных контактов в Интернете?
да;
нет.
Откуда и как Вы получаете информацию о безопасном использовании Интернет?
родительские собрания/сайт школы, другие информационные возможности для родителей;
информация от провайдеров или телефонных компаний;
информация на сайтах производителей программного обеспечения для фильтрации контента;
из разъяснений поставщиков (розничных продавцов) компьютеров;
из телевизионных передач, по радио, в периодических изданиях;
читаю специализированную справочную литературу;
информируют правоохранительные органы;
имею другие источники ____________________________________________________________________;
я не владею такой информацией;
затрудняюсь ответить.
Если вас интересует информационная безопасность детей, в какой форме Вы хотели бы получать такую информацию (правила, рекомендации, презентации, фильмы и т.п.)?
тематические родительские собрания;
периодическая рассылка материалов (ссылок на Интернет-ресурсы) по электронной почте;
публикации (специальный раздел) на сайте школы;
личные консультации с компетентными сотрудниками школы;
другое ___________________________________________________________________________________;
затрудняюсь ответить.
Знаете ли Вы где и кому можно сообщить о замеченном Вами незаконном или негативном контенте в Интернете?
да, мне известен телефон «горячей линии»;
да, я сообщу в правоохранительные органы;
да, на специальные сервисы Интернет-провайдеров;
да, в школу;
да, в родительский комитет (управляющий совет и т.п.) школы;
я не знаю, кому я могу сообщить о незаконном и негативном Интернет-контенте ;
Я не буду никуда сообщать, это бесполезно;
затрудняюсь ответить .
Стоит ли ограничивать массовое увлечение Интернетом среди детей и подростков?
да, увлечение Интернетом вредно для морального и физического здоровья детей;
нет, от прогресса никуда не уйдёшь;
другое __________________________________________________________________________________;
затрудняюсь ответить.
Знаете ли Вы как осуществляется защита от агрессивного (негативного) контента Интернет в Вашей школе?
я знаю, как осуществляется защита и вполне удовлетворён результатом;
я считаю, что в школе нет никакой защиты детей от противоправного контента сети Интернет;
я считаю, что нет особого смысла защищать школьные компьютеры, т.к. дети имеют возможность выйти в интернет со своих незащищённых мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т.п.);
у меня нет информации о защите школьных компьютеров;
другое __________________________________________________________________________________;
затрудняюсь ответить.