Творческий отчёт «Информационная карта инновационного опыта участника»
I. Общие сведения |
|||
ФИО автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Козак Татьяна Ивановна |
МОБУ СОШ №20, 676720, Амурская область, пгт Прогресс, ул.Пушкина,12 |
Учитель математики |
32 года |
II. Сущностные характеристики опыта |
|||
1. Тема инновационного педагогического опыта |
Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной образовательной траектории учащихся |
||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Дистанционное обучение – метод дидактики, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение обучающихся в рамках учебного курса по индивидуальным оптимальным программам. В настоящее время в теории и практике дистанционного обучения сложилась ситуация, характеризующаяся противоречиями между:
Дистанционное обучение будет эффективным если:
Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Самый распространённый способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции. Таким образом, актуальность темы обусловлена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию. |
||
3. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных , коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса и др.) |
Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Обучающиеся получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определённых результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удаётся формировать собственную аргументированную точку зрения на многие проблемы бытия. |
||
4. Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) |
Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру – на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей «методической» свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность – дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения «не вписываются» в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д. |
||
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Повышение личной профессиональной компетенции в области теории и практики использования дистанционного обучения при обучении математике; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности, готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег; наличие необходимой материально-технической базы. |
||
6. Результат изменений |
Результат инновационных изменений имеет продуктный и субъектный характер.
|
||
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Материалы представлены на:
|
||
III. Описание инновационного опыта учителя |
|||
Дистанционное обучение – это сложный технологический процесс, в котором взаимодействуют разработчики курсов, учителя, учащиеся, специалисты. Нередко, организация ДО, упрощённо рассматривается администрацией учебного заведения как внедрение компьютерной программы образовательного назначения. Первоначальный этап проектирования системы дистанционного обучения заключается в выработке концепции обучения. Она включает определение структуры содержания обучения, выбор педагогических технологий, разработку организационных форм и средств обучения. Следующий этап педагогического проектирования: создание дистанционных курсов, разработка электронных учебников, контрольно-измерительных заданий, сервисов совместной познавательной деятельности учащихся. Следует понимать, что дистанционная форма обучения имеет свою специфику, которая требует подготовки педагогических кадров. Организация дистанционного учебного процесса как виртуального аналога традиционного, очного обучения включает: зачисление учащихся, распределение их по группам, поддержание интерактивного диалога между всеми участниками ДО, постоянный мониторинг деятельности, оценивание и индивидуальная работа с учениками. Приведу несколько практических советов, которые основаны на личном опыте автора, при разработке дистанционных курсов в системе Moodle.
|