12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вера Пермякова27 |
Статья «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учительницы начальных»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учительницы начальных классов Чурапчинской средней общеобразовательной школы Пермяковой Веры Михайловны.
Я учитель. Моя профессия-это образ жизни.Я не просто учитель.Я первая учительница.
Я учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, своих детей.
Учить детей. Чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому!
На современном этапе общественного развития стоит задача формирования учащихся, владеющих навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд, свободно ориентироваться в новых ситуациях.
Исследование процесса саморазвития личности как педагогической проблемы становится одной из важнейших стратегических задач образования в ХХ1 веке. Идея саморазвития личности- одно из методологических оснований обновления образования. В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всеми, что его окружает. Таким образом он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на мир.
Изучением проблемы саморазвития личности занимаются такие науки как философия, психология, педагогика, социология. Синергетика (наука о живых социальных саморазвивающихся системах – И.Р.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, В.И.Аршинов и др)
На основе философских идей можно сделать выводы:
- истоки саморазвития человека заложены в биологической природе человека в виде наследственных механизмов.
-более высокий пласт истоков саморазвития формируется социально, когда над природной основой настраиваются его психологические предпосылки за счет включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования
-в процессе развития человека происходит усложнение структуры предпосылок за счет включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования.
- входе личностного роста, в сложных коллизиях деятельности, отношений и самоукрепления осуществляется становление внутренних опор саморазвития.
При регулярном и системном включении ребенка в учебную деятельность у него формируется весь комплекс деятельностных способностей, переносимых затем в любую деятельность. Если в ходе деятельности системно организовать рефлексивные выходы, связанные рефлексивным анализом, собственных способностей и ценностных ориентаций то у ученика формируются способности к самоанализу, самовоспитанию и готовность к саморазвитию. Все это называется развитие универсальных учебных действий.
Цель:Создание педагогических условий для саморазвития личности младшего школьника через призму самопознания и мировоззрения народа саха.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- разработана, теоретически обоснована и внедрена в практику работы учителей начальных классов структурно-содержательная модель формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности на основе идей М. Монтессори с учётом системно-синергетического, антропологического, деятельностного, личностно ориентированного и средового подходов;
- выявлен комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности, направленных на: организацию учебной деятельности в специально подготовленной саморазвивающей дидактической среде; обеспечите индивидуального темно - временного саморазвития каждого учащегося; сочетание управления учебной саморазвивающей деятельностью учителем и самостоятельность учащихся в процессе формирования у них умений самообучения и саморазвития; стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности;
- разработана и апробирована методика реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности.
Комплекс организационно-педагогических условий:
1) организация учебной деятельности в специально подготовленной саморазвивающей дидактической среде;
2) обеспечение индивидуального темпо-временного саморазвития каждого учащегося;
3) сочетание управления учителем учебной саморазвиващей деятельностью и самостоятельность учащихся в процессах формирования умений самообучения и саморазвития;
4) стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности.
Саморазвитие- способ осуществлений любой деятельности- так, чтобы имелись в виду одновременно как бы оба результата: высокое качество самой деятельности и новообразования в самом себе. Ребенок, овладевший своим способом деятельности, самостоятельно использует его в жизнедеятельности. Овладение способом деятельности является результатом нашего образовательного пространства Ребенок должен сам увидеть проблему и стараться решать ее, планируя свои действия. Методы обучения должны быть направлены на осознание и усвоение структуры деятельности и последовательности действий и операций.
Работая над темой саморазвития создали технологию саморазвития.
Саморазвитие предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
Зарождение (Уескээьин) – организационный момент - дается установка на позитивную работу, на взаимопонимание, совместную работу. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
Знакомство (Билсиьии) – повторение пройденного – идёт самопознание ребенка: Какой я? Что я могу? что я умею? Что я хочу? Что я должен? Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Проблема (Моьол) – новая тема – проблемная среда, где ребенок познает свои возможности к действию. Выявление места и причины затруднения.
Управление (Салайыы) – закрепление – среда для самоопределения ребенка. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Хлопоты (Тубугуруу) – самостоятельная работа – среда для развития определенной деятельности. Реализация построенного проекта.
Помощь (Кеме) - самостоятельная работа – среда для совершенствования мыследеятельности ребенка, для мотивации ребенка к творчеству.
Постоянное занятие (Дьарыгырыы) – домашнее задание – среда для организации индивидуальной деятельности. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Успешность (Ситиьии) – проверка самостоятельной работы – среда для достижения положительных результатов. Включение в систему знаний и повторение.
Процветание (Бар5арыы) – итог урока – среда для самореализации, проявления личной инициативы в творческой деятельности. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Общественная потребность в саморазвитии зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в школе должно осуществляться формирование следующих основ: умение учиться, развивать способности школьника к самоорганизации и целеопределению своей деятельности, умение следовать ставящимся задачам, планировать свою учебную деятельность в соответствии с ними, осуществлять их контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования. Он ориентирован на готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.