Статья «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учительницы начальных»

3
0
Материал опубликован 16 April 2019

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учительницы начальных классов Чурапчинской средней общеобразовательной школы Пермяковой Веры Михайловны.

Я учитель. Моя профессия-это образ жизни.Я не просто учитель.Я первая учительница.

Я учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, своих детей.

Учить детей. Чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому!

Моя главная задача переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие личности. Быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, самому учиться с ними. Я помогаю им развивать способность работать с противоречиями и способность разрешать силой собственного мышления и собственной деятельности.

На современном этапе общественного развития стоит задача формирования учащихся, владеющих навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд, свободно ориентироваться в новых ситуациях.

Исследование процесса саморазвития личности как педагогической проблемы становится одной из важнейших стратегических задач образования в ХХ1 веке. Идея саморазвития личности- одно из методологических оснований обновления образования. В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всеми, что его окружает. Таким образом он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на мир.

Изучением проблемы саморазвития личности занимаются такие науки как философия, психология, педагогика, социология. Синергетика (наука о живых социальных саморазвивающихся системах – И.Р.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, В.И.Аршинов и др)

На основе философских идей можно сделать выводы:

- истоки саморазвития человека заложены в биологической природе человека в виде наследственных механизмов.

-более высокий пласт истоков саморазвития формируется социально, когда над природной основой настраиваются его психологические предпосылки за счет включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования

-в процессе развития человека происходит усложнение структуры предпосылок за счет включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования.

- входе личностного роста, в сложных коллизиях деятельности, отношений и самоукрепления осуществляется становление внутренних опор саморазвития.

При регулярном и системном включении ребенка в учебную деятельность у него формируется весь комплекс деятельностных способностей, переносимых затем в любую деятельность. Если в ходе деятельности системно организовать рефлексивные выходы, связанные рефлексивным анализом, собственных способностей и ценностных ориентаций то у ученика формируются способности к самоанализу, самовоспитанию и готовность к саморазвитию. Все это называется развитие универсальных учебных действий.

Цель:Создание педагогических условий для саморазвития личности младшего школьника через призму самопознания и мировоззрения народа саха.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- разработана, теоретически обоснована и внедрена в практику работы учителей начальных классов структурно-содержательная модель формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности на основе идей М. Монтессори с учётом системно-синергетического, антропологического, деятельностного, личностно ориентированного и средового подходов;

- выявлен комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности, направленных на: организацию учебной деятельности в специально подготовленной саморазвивающей дидактической среде; обеспечите индивидуального темно - временного саморазвития каждого учащегося; сочетание управления учебной саморазвивающей деятельностью учителем и самостоятельность учащихся в процессе формирования у них умений самообучения и саморазвития; стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности;

- разработана и апробирована методика реализации комплекса организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников в учебной деятельности.

Комплекс организационно-педагогических условий:

1) организация учебной деятельности в специально подготовленной саморазвивающей дидактической среде;

2) обеспечение индивидуального темпо-временного саморазвития каждого учащегося;

3) сочетание управления учителем учебной саморазвиващей деятельностью и самостоятельность учащихся в процессах формирования умений самообучения и саморазвития;

4) стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности.

Саморазвитие- способ осуществлений любой деятельности- так, чтобы имелись в виду одновременно как бы оба результата: высокое качество самой деятельности и новообразования в самом себе. Ребенок, овладевший своим способом деятельности, самостоятельно использует его в жизнедеятельности. Овладение способом деятельности является результатом нашего образовательного пространства Ребенок должен сам увидеть проблему и стараться решать ее, планируя свои действия. Методы обучения должны быть направлены на осознание и усвоение структуры деятельности и последовательности действий и операций.


 

Работая над темой саморазвития создали технологию саморазвития.

Саморазвитие предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

Зарождение (Уескээьин) – организационный момент - дается установка на позитивную работу, на взаимопонимание, совместную работу. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Знакомство (Билсиьии) – повторение пройденного – идёт самопознание ребенка: Какой я? Что я могу? что я умею? Что я хочу? Что я должен? Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Проблема (Моьол) – новая тема – проблемная среда, где ребенок познает свои возможности к действию. Выявление места и причины затруднения.

Управление (Салайыы) – закрепление – среда для самоопределения ребенка. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Хлопоты (Тубугуруу) – самостоятельная работа – среда для развития определенной деятельности. Реализация построенного проекта.

Помощь (Кеме) - самостоятельная работа – среда для совершенствования мыследеятельности ребенка, для мотивации ребенка к творчеству.

Постоянное занятие (Дьарыгырыы) – домашнее задание – среда для организации индивидуальной деятельности. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Успешность (Ситиьии) – проверка самостоятельной работы – среда для достижения положительных результатов. Включение в систему знаний и повторение.

Процветание (Бар5арыы) – итог урока – среда для самореализации, проявления личной инициативы в творческой деятельности. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Общественная потребность в саморазвитии зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в школе должно осуществляться формирование следующих основ: умение учиться, развивать способности школьника к самоорганизации и целеопределению своей деятельности, умение следовать ставящимся задачам, планировать свою учебную деятельность в соответствии с ними, осуществлять их контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Стандарт ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов; помимо освоения основной образовательной программы начального общего образования. Он ориентирован на готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.