12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Валентина Фёдоровна493
стаж работы 36 лет
Россия, Мордовия респ., с.Кочкурово
5

Доклад «Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы»

Публичное представление 

 инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы  Герасимовой Валентины Федоровны

Тема опыта «Развитие творческих способностей учащихся  через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы»

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи. 

Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения русскому языку и литературе. В основе ее лежат методы развития творческой самостоятельности как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников.

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:

- поощрять сомнения;

- разрешать делать ошибки;

- поощрять разумный поиск;

- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- подготовить к препятствиям;

- стимулировать дальнейшее развитие.

На уроках русского языка развиваю творческую активность учащихся, стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики формирования творческих способностей учащихся я учитываю:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Концептуальность

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. В условиях модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия: базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе современными способами оценки достижений учащихся.

Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в практику преподавания различные формы работы:

- учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные конференции и диспуты;

- различные формы самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, литературно-критическими статьями;

- обсуждение вопросов проблемного характера;

- проектная деятельность учащихся;

- парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера .

Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое образовательное пространство при вариативности содержания образования. Стандарт определяет концентрическую структуру содержания программ и учебников для основного общего (5 - 9 классы) и среднего (полного) общего (10 - 11 классы) образования, в том числе профильного.

Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие общеучебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваю с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию продумываю с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Опыт отвечает современному социальному заказу на развитие активной творческой личности. Новизна состоит в сформированности интеллектуальных умений и уровня развития словесно-логического мышления учащихся как предпосылки проявления творческих возможностей обучающихся и речевого развития детей в учебно-познавательной деятельности.

Мои уроки являются для учащихся как бы «школой для всех», т. е. там находят свое место и «чувствуют себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Результаты тестирования подтверждают, что такие способы включения учащихся в учебную деятельность повышают творческую и познавательную активность, что соответствует поставленным целям и задачам.

 

Современное понимание содержания образования включает в свою структуру опыт творческой деятельности. Планируя и целенаправленно проводя работу по развитию творческих способностей, мы реализуем данный компонент содержания образования. Работая по стандартным программам, считаю необходимым вносить коррективы в их содержание, способствующие развитию творческой личности, нестандартного мышления. Включаю в программу обучения разделы, которые позволяют учащимся демонстрировать их творческие способности. Так при изучении творчества Д. С. Лихачева провожу конференции, диспуты по его книге «Заветное». Предлагаю ребятам подобрать дополнительный материал по теме и оформить рефераты.  На проводимых предметных неделях поощряю творческие идеи и результаты  этой деятельности, жду от учащихся не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества. На уроках русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ребята разрабатывают таблицы с печатной основой, делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы, ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды.

Эти приемы изменения содержания образования позволяют формировать творческий опыт, познавательную активность учащихся, способствуют повышению уровня знаний и умений школьников и соответствуют целям и задачам.

Оптимальность и эффективность

Все подходы к организации учебно-воспитательного процесса, используемые мной для развития творческих способностей учащихся характеризуются определенным набором методических средств

Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса: предложить ученикам буквы заменить точками, чтобы, вспоминая изученное, ребята вставляли их. Это эвристическая задача, результаты которой многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания. При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам. Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.

Этимологические экскурсы. Неизменно привлекают и концентрируют внимание этимологические экскурсы как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Разнокорневые  паронимы давить – довлеть оказываются, к удивлению ребят, словами с совершенно различным значением – отсюда и различие гласных в корне. Пробуждается живой интерес к слову, к его структуре.

Корректирование и редактирование текста. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Ученики выписывают слова, в написании которых сомневаются или которые, по словам педагога, «ты написал бы иначе». На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей), на втором – устные (телепередачи, тексты песен). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки»: в произносимом и записанном тексте искать грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.

Толкование языковых терминов. Интересно на уроках происходит толкование языковых терминов. Ребята отмечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности.

Творческий диктант. Он занимает особое место и служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Я строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А. М. Пешковского – Л. В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Изложения и сочинения.  В системе работы большую роль играют изложения и сочинения. Изложения - это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные. Я планирую творческие работы в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение» характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. Мы используем музыкальные произведения, причем, работа постепенно усложняется. На первом этапе ребята описывают образ, создаваемый музыкой, им предлагаются музыкальные загадки. При знакомстве с нераспространенными и распространенными предложениями ребята слушали пьесу Р. Щедрина «Ночь». Затем они описывали характер музыки с помощью нераспространенных предложений в сочинении-миниатюре. На следующем этапе ребятам предлагается написать сочинение, передающее содержание музыкальной пьесы. Этот вид описания очень труден, так как ученики должны уловить и понять содержание музыки, подобрать заголовок и описать характер музыкального произведения. Написанные работы показывают, что почти все учащиеся делают это правильно. Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.

Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе: предложить детям переработать сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.

Помимо написания сочинений привычных жанров, я использую творческие работы нетрадиционных жанров. В центре оказывается не столько текст, сколько ребенок – со всеми его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряю у ребят импровизацию, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств. Вызывают интерес школьников необычно названные виды работ: «сочинение-различение» (стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры-подражания). На одном из занятий мы обратились к «биному фантазии» - оригинальному способу обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель Дж. Родари. «Бином фантазии» – это 2 слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика. Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам дается задание написать рассказ «Бином», причем одно слово в нем должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым. Получаются интересные творческие работы.

Дифференцированные творческие задания. Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.

Например, при изучении в 6 классе темы «Гласные в приставках пре - и при-» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:

- подобрать слова для распределительного диктанта;

- подобрать слова с неясным значением приставок и слова, в которых пре - и при - стало частью корня;

- написать творческую работу, используя слова с приставками пре - и при-.(Приложение ).

Задание на дом тоже выбирается школьниками. Таким образом, начиная с 5 класса, учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты; разрабатывают самостоятельно таблицы с печатной основой для обобщающей работы на уроке; подбирают тексты-иллюстрации для демонстрации рассматриваемых единиц; делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы (например, «История форм прошедшего времени»); ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды; создают иллюстрации к урокам грамматики по типу «Грамматика в рисунках»; выпускают лингвистический листок «Знаете ли вы?». Показателем положительных сдвигов в лингвистическом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал. Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на специальных лабораторных занятиях... На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую, и индивидуальную поисковую деятельность учащихся.

Игра. Большую работу по развитию творческих способностей учащихся провожу и на уроках литературы. Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию. Например, игра «Читай-город». В 8 классе при изучении «Капитанской дочки» вместо обычной проверочной работы предлагаю эту игру, в которой все может быть, только читать надо внимательно. Как смеялись мы над тем, что корзиной для мусора в Белогорской крепости служила пушка, а арсеналом был обычный чулан.

Проблемные вопросы. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» перед учащимися ставятся проблемные вопросы, требующие дать оценку поведения героев. (Приложение ). Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, нужно прежде всего внимательно прочитать текст произведения, обдумать и решить серьезную и непростую проблему, а затем отстоять свое мнение в классе: ведь получили эту литературную задачу все, и у каждого свое решение. Так создается творческая атмосфера на уроке, возникает заинтересованное обсуждение важных литературных и мировоззренческих вопросов – те споры, в которых рождается истина. И ученик из ответчика, со страхом ожидающего, когда его спросят, превращается в соратника, равноправного с учителем искателя истины, и вместе они думают на уроке, мучаются, ищут, радуются открытиям. Не случайно, говоря об обычном занятии, мы употребляем совсем, казалось бы, не «учебные» слова: мучиться, искать, радоваться и другие. В том-то и дело, что эти слова, по моему мнению, должны стать определяющими для любого урока, тем более для урока литературы. Характер знаний, получаемых на нем, таков, что они должны быть не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально.

Иллюстрирование. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

Использование ИКТ. Современную школу невозможно представить без процесса информатизации. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка и на уроках литературы. Но задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность, повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал.

С компьютерной поддержкой мною были проведёны открытые уроки и мероприятия на муниципальном уровне:

1. Урок литературы в 5 классе «Малые жанры фольклора», 2015г.

2. Урок по русскому языку  «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» в 5 классе, 2015г.

3. «В творческой мастерской» (Работа с одаренными детьми), 2016г.

4. Классный час Дети и война«, 2015г.

Открытые   уроки и мероприятия в рамках недели русского языка  и дня родного языка.

1. Урок по русскому языку  «Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол» в 5 классе, 2015г.

2. Урок русского языка «Комплексный анализ текста», 2016г.

3. Урок литературы в 6 классе «Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе, 2016г.

4. Урок литературы в 6 классе «Мастерство изображения внутреннего мира  персонажа в рассказе А.П.Чехова «Спать хочется» 2017г.

Анализ лирических стихотворений. На уроках литературы много работаю над анализом лирических произведений. Нам кажется, что у нас уже сложилась система работы по анализу стихотворений. Особая трудность состоит в том, что научить понимать и глубоко воспринимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа, пусть даже хороший. Пока ребята не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.

Интересна, например, парная работа, когда на каждую парту раздаются два-три законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор. Разумеется, полный текст стихотворения у школьников есть. Можно произвести анализ особенностей построения предложений, употребления словосочетаний и слов, использование слов в прямом и переносном значении, основ этого переноса значений. Учащиеся всегда охотно выполняют эту работу, так как в ней привлекательность активной и самостоятельной деятельности на уроке множится на склонность к коллективной деятельности. Следующий этап, характеризующийся еще большей степенью самостоятельности, - домашний анализ одного общего для всех стихотворения. Почему одного для всех? Чтобы каждый над ним работал дома сам, а разбор на уроке был интересен всем. Он особенно интересен, если учитель составит из всех находок ребят один коллективный анализ и прочитает в классе. Когда его слушают, то удивляются чужим открытиям, досадуют, что не увидели эпитета, не обратили внимания на сравнение, не поняли метафоры.

Литературное творчество. Многие мои ученики пишут стихи . Нетрадиционные уроки литературы такие, например, как конкурс чтецов также способствуют развитию творческих способностей учащихся.Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы. Сущность опыта заключается в развитии творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников. В итоге ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», но и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности. Надеюсь, что, став взрослыми, мои ученики будут перечитывать «Войну и мир», «Анну Каренину», сумеют отличить подлинное от подделки. Это и есть моя учительская мечта, моя надежда.

Результативность опыта

Уроки русского языка и литературы представляют большие возможности для развития творческих способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу. Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

Результаты участия обучающихся во  Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку и литературе:

ПОБЕДЫ И ПРИЗОВЫЕ МЕСТА

Муниципальный уровень – 26,  2015-2017гг.

Региональный уровень – 1  (Четвергова Ангелина),  2017г.

Республиканский уровень – 4 (Кудашкина Валерия, Четвергова Ангелина, Макарова Ангелина, Аброськина Яна).

Общероссийская   олимпиада  «Зимняя сессия - 2017»    «Олимпус» - 3 (Четвергова Ангелина,  Макарова Ангелина,  Маштакова Ангелина)

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся

Муниципальный уровень:

1. Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика»,  победы и призовые места:

1) (2014г.) – победитель Маштакова Ангелина

Призеры:   Четвергова А., Темаев Никита.

2) (2015г.) – победитель Маштакова Ангелина, Четвергова Ангелина.

3) 2016г.-  победитель Маштакова Ангелина.

2. Литературный конкурс «Мы о войне стихами говорим» (2015г.) - 2 место,  Маштакова Ангелина.

3. Сочинение «Мой выбор – мое будущее». 3 – е место, 2015г. Кудашкина Валерия. 

 4. Сочинение «Мой выбор – мое будущее».  3 – е место, 2016г.

Елаева Александра.

5. Конкурс литературных работ  «Искусство слова». 1-ое место Меелиса  Данелия.

6. Районный конкурс творческих работ по экологии «Мы – дети твои, земля».   Номинация

«Люблю тебя, мой край мордовский»- победитель Кузьмин Илья.

 

Республиканский уровень:

1.Конкурс детского  и молодежного творчества, посвященный 270-летию со дня рождения святого адмирала  Ф.Ф Ушакова. Номинация «Литературное творчество» (2015г.)   Сочинения, эссе  «Ушаков. Россия. Флот». Победитель - Четвергова Ангелина

2.Конкурс чтецов, посвященный 200-летию со дня рождения М.Лермонтова – призер Овчинникова Марина

3. Конкурс творческих работ   «Искусство слова».Победитель в номинации «Хранители памяти» - Кудашкина Валерия.

4. Конкурс на знание государственной символики (2015г.) - призер Кудашкина Валерия.

5. Литературное творчество «Сделай выбор» «Я – за здоровый образ жизни» (2015г.) , призер Елаев Данила.

6.Республиканский конкурс «Родники талантов» в номинации «Проза» - победитель Аброськина Яна, 2015г.

7. Республиканская творческая олимпиада «Искусство слова» ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарева» - Лауреат III степени Маштакова Ангелина.

8. Республиканский конкурс «Родники талантов» - призер Аброськина Яна, 2014г.

9. Республиканский конкурс молодых авторов «Родники талантов»- призер Макарова Ангелина.

10.Литературный конкурс молодых авторов «Родники талантов» в номинации «Поэзия»- победитель Четвергова Ангелина, 2015г.

  11. Литературный конкурс молодых авторов «Родники талантов» в номинации «Проза» - призер Четвергова Ангелина,  2015г.

12. XIX республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия» (2015г.).   Лауреат конкурса   в номинации «Художественное слово» Цыпкайкин Артем.

13.Республиканский этап Всероссийского конкурса «Живая классика»- победитель в номинации «За верность национальным традициям» Маштакова Ангелина.

14. Республиканский этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации

 «Есть такая профессия – Родину защищать»  2016г. -  лауреат Крайнова Кира.

15. Республиканский этап Московского Международного форума «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»- 2016. Лауреат III степени Четвергова Ангелина

16. Республиканский этап Московского Международного форума «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»- 2017.

1)Лауреат II степени Четвергова Ангелина,

2)Лауреат III степени Кузьмин Илья.

17. Республиканская творческая олимпиада «Искусство слова» ФГБОУ ВПО (кафедра театрального искусства)  «МГУ им. Н.П.Огарева», 2015г.

 Победители в номинациях:

1) «За яркое прочтение классики», Маштакова А.

2) «За эмоциональность исполнения», Четвергова А.

18. Республиканский  конкурс сочинений   на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации, Республики Мордовия. Номинация: «Литературное творчество». Номинация: «Литературное творчество» (2016г.). Победитель Кузьмин Илья за сочинение «Национальные символы России».

19. Призер республиканского конкурса сочинений, посвященный  100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.П.Девятаева   «К подвигу героя сердцем прикоснемся» (2017г.). - призер   Крайнова Кира.

20.  Республиканский конкурс  учебно-методических разработок (научно-исследовательских проектов) учащихся, студентов и педагогов образовательных организаций Министерство образования и науки Российской Федерации (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт   имени М. Е. Евсевьева»)

«Мультимедийный  проект»:

1) «Люди моего села», Кудашкина Валерия – победитель.

2)«Виртуальное путешествие», Четвергова Ангелина – призер.

21. Региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи» -

Батмазова Ольга,  призер (2 место);

Кудашкина Валерия,  призер (3 место);

в номинации «Году экологии посвящается:  Что я делаю, чтобы сохранить природу России»  -  Кузьмин Илья, призер (3 место);

22. Республиканский конкурс чтецов  «Мой дом – сад весенний» (по творчеству заслуженного поэта Республики Мордовия Г.С.Гребенцова в рамках Всероссийского дня родного языка и в честь юбилея поэта) -  победитель Четвергова Ангелина.

23. Республиканский конкурс чтецов «Березовая родина моя», проведенный в рамках чествования заслуженного поэта Республики Мордовия Г.С.Гребенцова -  победитель Четвергова Ангелина

Межрегиональный уровень:

 1. Межрегиональная Олимпиада по русскому языку и литературе «Мы сохраним тебя, русская речь…». Филологический факультет МГУ им. Н.П. Огарёва», 2016г.

Призер в номинации «Медиатекст»  Аброськина Яна.

2)Конкурс декламаторов –  призер (2 место) Маштакова Ангелина

3) Призер (3 место) в номинации «Медиатекст» Маштакова Ангелина

4)  Призер (3 место) в номинации «Золотое перо» –Крайнова Кира

2.Межрегиональный  конкурс творческих работ «Я выбираю Мордовию», 2016г.  Номинация  «Моя будущая профессия связана с Мордовией»  

«На страже правопорядка».  победитель Крайнова Кира

 

Российский уровень:

1. Всероссийский  конкурс Международная смена по русскому языку «Русский язык – язык образования, науки, искусства, бизнеса и высоких технологий»(2017г.)

1) Маштакова А. – победитель (путевка  в «Орленок»)

2) Крайнова К. –   победитель   (путевка  в «Орленок»)

2. Конкурс портфолио (путевка  в «Артек») (2017г.) - Кудашкина Валерия.

3. Конкурс портфолио (путевка  в «Артек») (2016г.) – Четвергова Ангелина.

4.. Всероссийская учебно-исследовательская  конференция учащихся

 «Живая культура: традиции и современность»  2017г. – поощрительный приз жюри,  Маштакова Ангелина.

5.Всероссийский конкурс «Юные таланты России» (2015г.) –  лауреаты: Макарова Ангелина, Маштакова Ангелина, Четвергова Ангелина.

6. Международное        детское творчество        «Звезды нового века» (2015г.) – Лауреат Четвергова Ангелина

7.  Всероссийский  литературный  конкурс  «Герои великой победы – 2017»

(сертификат участия) – финалист (призер) конкурса Батмазова Ольга.

 8. Всероссийский конкурс  сочинений,  посвященный выходу в открытый космос российского космонавта Алексея Архиповича Леонова.      Номинация   «Преодоление».   «Подними голову, и ты увидишь небо!» (2017г. –  призер (2 место)  Семаева Маргарита,

9 . Общероссийская олимпиада «Зимняя сессия - 2017»    «Олимпус» Русский язык  –

ДИПЛОМ Лауреата  (1 МЕСТО) –   Четвергова А.

ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА – Маштакова А.

10. Общероссийская олимпиада «Зимняя сессия – 2017» «Олимпус» Литература.

ДИПЛОМ Лауреата –  5 место,  Четвергова А.

 

Всероссийский (с Международным участием) уровень:

Всероссийская(с Международным участием) учебно-исследовательская  конференция учащихся

 «Живая культура: традиции и современность»  (2016г.) – призер Кудашкина Валерия.


 

 

Теоретическая база опыта.

1.    Алексеев Н.А. Понятие личностно – ориентированного обучения. //Завуч, № 3/1999.

2.    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1998.

3.    Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. под. наук, Киев, 1974 г.

4.    Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001 г.

5.    Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, 2002.

6.    Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности //Школьные технологии, 1997.

7.    Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991 г.

8.    Документ « Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.:МО РФ, 2001».

9.    Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.-Волгоград: Учитель, 2007.

10.  Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.// Авт.: Алексеев Н,Г, и др.-в ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.

11.  Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Издательский дом “Первое сентября”, М., 2005 г.

12.  Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М, 1979.

 

Использование материалов сайтов

Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык"http://www.gramota.ru

Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языкаhttp://www.gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org Мир слова русского http://www.rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная системаhttp://www.ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языкаhttp://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал "Русское слово" http://www.ropryal.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебникhttp://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифтыhttp://character.webzone.ru

Система дистанционного обучения "Веди" — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому язык http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

- ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

 www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

 www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

 http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

 www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

 http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал.Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

 

 http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников

http://uchitel.cuba-vision.com/index.asp/ – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р.М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты) -

  www.gramma.ru/ – Проект в помощь изучениию русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта по работе с одаренными детьми на страницах сайтов   

 

1.  Визитная карточка по работе  с одаренными детьми https://www.youtube.com/watch?time_continue=60&v=Weo-myChVWA

 2. Международный образовательный интернет-проект  «Инфоурок»  https://infourok.ru/ 

Личный учительский сайт https://infourok.ru/user/gerasimova-valentina-fedorovna

3. Всероссийский  сайт образовательного портала «Знанио» info@znanio.ru

Личный кабинет. https://znanio.ru/ Логин valentina.gerasimova.1959@mail.ru  Пароль1954iv      https://znanio.ru/media/my

4. Электронное периодическое издание  СМИ «Педагогический мир»    (PEDMIR.RU)      Личный кабинет  http://geraskinavf1.pedmir.ru

5. Педагогическое сообщество «Моё образование» reg@moeobrazovanie.ru

Личный кабинет https://урок.рф/user/164392

6.  Росметодкабинет (Официальный ресурс Федерации развития образования) http://росметодкабинет.рф/ 

Личный  учительский  кабинет:

Логин: valentina.gerasimova.1959@mail.ru    Пароль: r4675081

7. Всероссийский  сайт «Мультиурок». https://multiurok.ru/gerasimova_59/edit/

8. Всероссийский  сайт «Прошколу.ру»     

Личная страница http://www.proshkolu.ru/user/gerasimovavf/

9. МТФ «Звезды нового века». Страница на проекте  http://znv.ru/userpage.php;

10.  МДТФ  «Южный полюс» http://mdtf.ru/user.php;

11. МДТФ  «Апельсин» http://ujp.ru/user.php. 

 

 

Выступление на педагогическом совете ОУ.

Реализация методической темы

в планах самообразования учителя  русского язвыка и литературы

В.Ф Герасимовой

 

     «Учительство – это искусство, труд не менее творческий,  чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.  Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями   и любовью, своим отношением к миру», - сказал  Дмитрий Сергеевич  Лихачев.

Безусловно, учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении.

      Одной из важных форм методической работы в школе является работа над единой методической темой.

      Единая методическая тема – это коллективный поиск решения методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.

       Так, в 2014 – 2015 учебном году на педагогическом совете школы  была утверждена единая методическая тема школы: «Развитие творческой активности учащихся на уроках».

       Исходя из утвержденной методической темы школы,  МО учителей     русского, родного, английского языков и литературы утведило свою методическую тему  «Развитие творческой активности учащихся на уроках русского, родного, английского языков и литературы»,  которая и нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей. 

        Данная тема МО достаточно актуальна и современна, имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся.

          Нужны ли нашему современному обществу творчески мыслящие люди?

        Да, действительно, России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей  востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю раскрытие и развитие  творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

       Именно на нас, на школьных учителей,  ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Учитель в ответе за каждого  своего ученика. Уроки  литературы,  русского языка – это особые уроки, и  требования к ним особые. Они должны строиться по законам творчества. Отсюда и вытекает ряд их особенностей. Эти уроки немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью  зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Иначе говоря, всё работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. 

Думаю,  вы со мной согласитесь, что все  мы должны оказывать   содействие в создании оптимальных условий для  развития и реализации способностей талантливых детей Республики Мордовия, которые могут применить свою одарённость для процветания Мордовии и России; помогать детям в выборе профессиональной ориентации; воспитывать их в духе патриотизма;  формировывать высокие   моральные качества и решать следующие задачи:

- развитие гражданской активности детей;

- поддержка инициатив детей по преобразованию социума;

- выявление и апробация форм и методов, средств воспитания и талантливых, и одаренных, и, конечно же, всех других обучающихся детей.

- стимулирование научно-творческой деятельности молодежи.

       Вы согласны с тем, что за последние годы  происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге?

       А как  следствие, идет  снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль.   Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. 
                Поэтому моей   методической проблемой является   «Развитие  творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы».

Как практически реализуется эта тема в учебном процессе?      

       В основе моего педагогического опыта  лежит сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно ориентированного подхода. Это позволяет создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направлено на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
       По такой системе я работаю в  5 – 11 классах на протяжении  всей педагогической деятельности. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику.  Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

    Свои знания и практические навыки мои учащиеся применяют не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.  Они участвуют в творческих конкурсах  как на школьных и районных, так и  на республиканских, всероссийских и международных  и имеют стабильные,   хорошие  результаты.

                Среди них победители  и призеры Всероссийской предметной  олимпиады республиканского этапа по литературе;  победители и призеры Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе муниципального этапа; победители и призеры различных открытых и закрытых республиканских, межрегиональных, Всероссийских, Международных конкурсов. 

    С целью изучения и фиксации особенностей деятельности учителя, обобщения его опыта работы используется индивидуальная папка учителя или портфолио. В ней хранится карта профессиональной деятельности педагога, методический паспорт учителя, план его работы над темой по самообразованию, карта мониторинга образовательного процесса по предмету, результаты диагностических материалов.

Закончить свою  мысль мне бы хотелось пожеланием, чтобы уровень знаний и умений выпускников российских школ повысился, как того требует время. В жизни человеку нужны не только знания, но и навыки  и умения, которые раскрывают  их богатый внутренний мир и дают возможность окружающим увидеть в них зрелую,  готовую к жизни личность.

 

 

 

Выступление на августовских секционных занятиях.

Работа с одарёнными детьми

 

Одарённость человека  –  это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Сухомлинский В.А.

       Слова Сухомлинского В.А., которые я взяла эпиграфом для своей заметки, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Поэтому необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

      МБУДО «Дом детского творчества» отмечается тем, что ведёт целенаправленную работу с детьми, имеющими высокий уровень интеллекта, развития, стремящимися к познанию в условиях  не только общеобразовательного учреждения, но  и дополнительного образования детей. Творческий   коллектив «Дом детского творчества» постоянно ищет объективную методическую систему работы с одарёнными детьми. Здесь созданы благоприятные условия для развития и поддержки талантливых детей.

          Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны — в её детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению.

      Одним из направлений развития образования в Национальной инициативе «Наша новая школа» названо развитие системы поддержки талантливых детей. 
      В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей  востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.

      Ведь жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё со школьной скамьи. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства, помочь претворить в жизнь детские планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
      Каждый человек талантлив. Но добьётся ли он успеха, зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. В итоге,  это и успех самого общества.
     Жизненный путь человека можно представить в виде бесконечной лестницы, которая ведёт вверх. Идущий по ней c каждой ступенькой становится чуть-чуть лучше, чем был. Может быть, одним из самых ценных человеческих качеств и является способность ТВОРИТЬ. Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир. 

           Свою работу с одаренными детьми я начала с 2010года, и первым участником была Лыбаева Наталия, трудолюбивая, талантливая, наделенная креативным умом, великолепной интуицией, феноменальной памятью девушка. Два  года Наталия представляла свои работы на Московский Международный форум в Литературный салон».

 Форум «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» - 2010 работал под девизом  «Учителями славится Россия,  Ученики  приносят славу ей!».  «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» - 2011 –   «Одаренные дети – будущее планеты!».

        Следующим участником стала Аброськина Яна, обладающая  широким кругозором, имеющая  разносторонние способности,  проявляющая  огромный интерес к изучению русского языка и литературы, истории и обществознанию. В 2012году форум работал под девизами: «ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»; в 2013г. –  «ПОКОЛЕНИЕ ЮНЫХ ЗА ЖИВУЮ ПИРОДУ».

        В 2014 году участниками этого движения стали Ангелины: Макарова, Маштакова, Четвергова. Форум проходил под девизом «РАСПАХНИТЕ ПРАВДЕ СЕРДЦА!»

2015год – «Глаголом жечь сердца людей»; 2016 – «Родная речь – Отечеству основа».

Макарова Ангелина – дипломант конкурса 2014-2017гг..  Девочка проявляет самостоятельность в делах, постоянно стремится к совершенствованию знаний для успешной деятельности. Ее  отличает исполнительность, дисциплинированность, ответственность, честность, упорство, целеустремленность, требовательность к себе и своим товарищам.

   Маштакова Ангелина – дипломант 2014-2016гг. Девочка старательная, целеустремленная, трудолюбивая. Она – лидер во всем!

   Четвергова Ангелина – дипломант конкурса в  2014г.  В 2016 г. – призер (Лауреат III степени). Целеустремлённая, выносливая и настойчивая, инициативная, исполнительная, трудолюбивая, требовательная к себе.

    В  этом   году республиканский  отборочный тур  Московского Международного Форума «Одаренные дети – 2017» прошел под девизом «Дорога извилиста – истина пряма».     Все участники сначала прошли  отборочный тур  в Москве (представили полный пакет домашнего задания), потом получили   приглашение (вызов)  на  участие во 2-м  и 3-м  турах.

     Что входит в домашнее задание?  Например, в 2017 году  писали:  эссе на тему  «Мой любимый писатель»,   монолог от лица известного     писателя или поэта по высказыванию      Паскаля  Блеза            «Я только с теми, кто ищет истину»,  реферат -  Кафка Ф. «Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца», защита своего плаката по девизу форума и,  конечно же,  свое творчество: стихотворения, басни, притча и  т.д.

      В  2017г.  обучающиеся творческого объединения «Выразительное слово» Макарова стала   дипломантом,   а   Четвергова Ангелина    -  Лауреатом  II степени.     

      Как приятно находиться на таких конкурсах!  Именно рядом  с такими детьми можно  с удовольствием окунуться в этот удивительный и прекрасный мир улыбок и чистых сердец. Здесь все взаимосвязано: знания, способности, хорошие манеры, любознательность и жажда победы. 

     Наши  дети уникальны тем, что они  с симпатией относятся к своим  конкурентам по номинациям, интересуются абсолютно всем, хотят знать еще больше и умеют получать эти знания. Это действительно новое поколение! Это действительно светлое будущее России! И наша задача — поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. 
     Очень хочется, чтобы движение  «Одаренные дети – будущее России» охватило как можно больше наших детей! Дерзайте, творите, и мир вокруг нас станет лучше и добрее!

     Кстати, 25 октября 2015 года я  была приглашена   на  участие во   Всероссийском форуме по работе с одаренными детьми  в Москве «Распространение лучших практик поддержки одаренных детей  как условие социальной модернизации российских регионов»,  проводимом в честь 18-летия Московского международного форума «Одаренные дети». Приятно и то, когда есть внимание  к нам, педагогам.

       Герасимова В.Ф.,

учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей русского, родного, английского языков и литературы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.