12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Лисенкова1267
Россия, Нижегородская обл., Перевоз
4

Отчет «Образовательные Интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся»

Лисенкова Н.И.

учитель биологии и химии

МАОУ СШ №2 г.Перевоза

Образовательные Интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся (на примере изучения биологии, химии, экологии)

«Учение не должно сводиться к беспрерывному

накоплению знаний, тренировке памяти...

хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире».

В.А. Сухомлинский

 

Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования, в первую очередь, связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности.

В настоящий период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты).

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2] .

В каких проектах можно принять участие?

Международные проекты связывают детей разных стран мира в решении единой проблемы и делают лабораторией весь земной шар. Участие в международном телекоммуникационном проекте требует от школьников не только понимания исследуемой проблемы, но и более глубокой интеграции знаний, основанных на особенностях национальной культуры и мировоззрений партнеров-участников проекта.

Всероссийские проекты организуются для школьников Российской Федерации в целях прикладного использования предметных, метапредметных и личностных навыков, полученных учащимися при освоении общеобразовательных программ, а также для расширения и углубления знаний в процессе наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и др. явлением, требующим сбора данных по разным регионам.

Региональные проекты объединяют школьников Нижегородского региона в совместном решении проблемы, предусматривающей сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных точках региона в целях выявления определенной тенденции, принятия решения, разработки предложений.

Муниципальные проекты организуются муниципальными органами образования и муниципальными образовательными учреждениями с учетом специфики организации образовательной деятельности учащихся. Разнообразие видов самостоятельной деятельности учащихся в сети Интернет, приоритетность индивидуальных, парных и групповых видов самостоятельной деятельности школьников, развитие исследовательских и поисковых навыков делают телекоммуникационные проекты значимыми и востребованными школами Нижегородского региона.


 

В 2016-2017 г. мы приняли участие в 3-х Всероссийских Интернет-проектах.

Методика работы состояла из нескольких этапов.

Выявление интересов учащихся к учебным предметам и соотнесение их с наиболее вероятностной областью профессиональной ориентации личности.

На этом этапе, анализируя результаты наблюдения за учащимися

Анализ ресурсов сети Интернет, подбор образовательных межпредметных интернет-проектов, связанных с данным предметом

Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Ярославской областной образовательной сети и с сервераhttp://projects.edu.yar.ru/chemstart/16-17/index.html,

 http://projects.edu.yar.ru/science/index.html

Определение характера межпредметных связей заданий и профессиональной направленности телекоммуникационных проектов

Знакомство учащихся с интернет-проектами

Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности.

Интернет-проекты, в которых мы участвовали представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Интернет-проекты 2016-2017г.г.

Интернет-проект, его адрес в сети

Краткое описание

заданий проекта

 

Команда, кол-во уч-ся

Результативность

«ХимСтарт»


 

 

 http://projects.edu.yar.ru/chemstart/16-17/index.html

Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

Интернет-проект "ХимСтарт" — это опыты, творчество, исследование и открытия.

Это проект, созданный для всех, кто любит узнавать новые научные факты, готов совершать собственные открытия, хочет получить полезные знания и навыки в области химии и  компьютерных технологий!

«ХимУМ» (7-8 кл), 3


 

(10 кл),5

1-е место


 

участник

«Сделаем вместе»

http://doit-together.ru/

Акция состоит из различных элементов, обязательными из которых являются экоуроки, кроме того участники Акции будут проводить различные социально-экологические внеклассные мероприятия и конкурсы. Всё это позволит выявить в регионах будущих эколидеров и потенциальных активистов в экологической сфере.

8

призеры

Наука будущего”

http://projects.edu.yar.ru/science/index.html

Ярославский областной Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

Интернет-марафон «Наука будущего» — это интересные опыты, доступные каждому, увлекательные творческие и исследовательские задания, а так же отличная возможность познакомиться и пообщаться с новыми людьми.

Участники марафона смогут лучше понять, как сделать дорогу в школу безопасной, применяя знания из разных областей науки(биологии, химии, эколоии, физики, ОБЖ, математики, ИЗО)

«Умки»(7-8 кл),5 чел


 

«Луч» (10 -11 кл),10 чел

 

Выбрав интернет-проекты, ученики знакомятся с условиями участия на сайтах проектов в Интернет.

Формирование групп сотрудничества.

На этом этапе учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранных ими интернет-проектов. Если проекты требуют групповой работы, то в группах между учащимися распределяются обязанности.

Планирование работы

Каждый ученик составляет свой план работы над проектом, выстраивая, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию. Учащиеся, участвующие в групповых проектах , перед индивидуальным планированием составляют план работы группы. Планы корректируются вместе с учителем.

Совместная работа учащихся и учителя-предметника над составлением графика консультаций по вопросам, возникающим в ходе работы над интернет-проектами.

Работа над интернет-проектами: сбор информации, ее оформление в соответствии с заданиями проектов, размещение в сети Интернет.

Индивидуальная рефлексия: по окончанию работы над интернет-проектами все участники пишут анализ своей работы, отмечая трудности и успехи.

В ходе работы учащихся в учебных телекоммуникационных проектах достигается ряд положительных результатов: осуществляется предпрофильная подготовка школьников. Но самое главное, что в ходе выполнения исследовательских заданий интернет-проектов на перенос, применение знаний и умений, полученных в разных школьных дисциплинах, у учащихся накапливается индивидуальный опыт творческой деятельности.

Литература:

В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. –320 с.

Опубликовано


Комментарии (2)

Светлана Гендриковна, 15.04.19 в 01:18 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за опыт работы по Интернет-проектам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 16.04.19 в 20:40 4Ответить Пожаловаться
С большим интересом ознакомилась с работой по Интернет-проектам! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.