12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Архипова Алина Викторовна6784
Учитель английского языка.
Россия, Смоленская обл., Сафоново
Материал размещён в группе «В помощь учителю английского языка»
5

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Методика работы со скороговорками»

Как известно, произношение является визитной карточкой человека. Хорошее произношение – залог успеха. Но, как показывает практика, правильному английскому произношению научить сложно. У детей в средней школе 2-3 урока иностранного языка в неделю. Классы переполнены (до 24х человек). Транскрипцию они, как правило, воспринимают как непонятные значки. К 5му или к 7му классу ученики испытывают затруднения с транскрипцией и правильным произношением, так как транскрипция забыта полностью. Поэтому работа со скороговорками всегда очень актуальна.

Скороговорки существуют практически в каждом языке. Знание скороговорок изучаемого иностранного языка расширяет представление учащихся об этом языке, его истории, культуре, обычаях и традициях. Всем нам знакомы скороговорки на родном языке. В детстве мы с интересом стремимся повторить короткие забавные истории про Греку через реку, идущую по шоссе Сашу, дрова на траве во дворе, про Карла и Клару и прочие. Мы радуемся, когда у нас это получается. Потом мы стараемся тренировать маленькие стишки.

Скороговорка способна помочь изучающему иностранный язык почувствовать каждый новый для него звук и отработать правильное произношение.

Скороговорка расширяет кругозор ребёнка и развивает у него образное мышление, создаёт весёлое настроение и ситуацию успеха.

Все скороговорки имеют определенный характер, настроение, окраску и даже мелодику, ритм, темп. Они могут быть короткими и длинными, смешными и не очень, лёгкими и трудными – в общем, простор для деятельности обеспечен.

Кроме этого, скороговорки являются элементом здоровьесберегающих технологий.

Учитывая это, я, основываясь на десятилетнем опыте практики с детьми, разработала свою собственную методику работы с английским произношением и не прогадала. Детям очень нравится тренировать скороговорки, поговорки, искать их эквиваленты на русском языке и обсуждать значение.

Объектом моего исследования является методика работы со скороговорками в условиях ФГОС. Предмет исследования – особенности использования английских скороговорок на уроке с целью улучшения произношения учащихся в условиях ФГОС.

Условия применения моей методики - это уроки английского языка в средней школе. Контингент моих учащихся – это 2-11 класс.

Эта методика является частью курса тренировки произношения в рамках курса английского языка.

Итак, цель – улучшить произношение учащихся, снять языковой барьер (боязнь говорить неправильно), отработать скорость произнесения английских слов, словосочетаний и предложений.

Задачи:

Научиться правильному произношению звуков английского языка

Улучшить произношение на английском языке

Научить составлять собственные скороговорки

Описание методики.

Напомним, что скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.1 Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

1Википедия.

Как же работать со скороговорками? Рассмотрим некоторые методы.

К наглядным средствам можно отнести карточки с буквами, звуками, алфавит.

Можно предложить учащимся заполнить своеобразную анкету с вопросами типа:

Write a name beginning with the sound the teacher gave you. (Напишите имя, начинающееся со звука, который дал тебе учитель.)

What did this person (this animal) do? (Что сделал этот человек/животное?)

Where did it happen? (Где это случилось?)

When did it happen? (Когда это случилось?)

Why did it happen? (Почему это случилось?)

С этой анкетой можно работать индивидуально, в паре, группой.

Например, учитель дал звук [m].

WHO: My mother, Molly, Mary, Missis Barker

DID WHAT: married a man, moved to Madagascar, meant to agree

WHERE: in Moscow

WHEN: in the morning, on Monday, in the middle of July

WHY: mistakenly

А вот и скороговорки, которые из них можно составить:

Molly married a man in Moscow in the morning mistakenly.

Mary meant to agree on Monday mistakenly.

Можно попросить учащихся использовать активный вокабуляр слов, изученных по какой-то из тем, в какой-то из четвертей, классов и так далее.

Как же отрабатывать уже готовые или только что сочинённые учащимися скороговорки? Мы начинаем с одного звука, потом слово, потом два слова, и так до тех пор, пока не проговорим всю. Повторяем несколько раз, чтобы дойти до быстрого и чёткого проговаривания.

Маленькие cкороговорки следует произносить на одном выдохе, для длинных нужно отработать интонацию (разделить скороговорку на синтагмы, задать направление движения тона, темпа, паузы и т.д.).

Можно подчеркнуть буквы, передающие данный звук, написать транскрипцию при необходимости или/и подчеркнуть звуки, над которыми работаем.

Учитель может сам придумывать игры со скороговорками в зависимости от темы и целей урока.

При заучивании скороговорок усилению мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно:

а) сжимать пальцы в кулачки;

б) разжимать кулачки;

в) загибать поочередно пальцы;

г) нажимать пальцами (каждым по очереди) на воображаемые клавиши;

д) стучать ладонью по столу;

е) притопывать;

ж) прихлопывать;

з) кивать головой

и) вертеть головой и т.д.

Можно попросить учащихся нарисовать рисунок или серию рисунков, иллюстрирующих одну или несколько скороговорок, сделать презентацию или даже сочинить песню. Можно устроить конкурс на лучший перевод скороговорки, предложив сделать даже стихотворный. Потом можно оформить эти работы в книгу. Полезным будет устроить конкурс на лучшее чтение скороговорки.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа со скороговорками является неотъемлемой частью работы над произношением и помогает улучшить дикцию и артикуляцию. Такая работа способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, совершенствованию их произносительных навыков, а также делает процесс обучения более живым, красочным, эмоциональным, результативным и запоминающимся.

Список литературы:

1. Википедия.

2. Лаптева Е.В. 1000 английских и 1000 русских скороговорок –

Аст, Астрель, 2007.

3. Лаптева Е.В. 1000 английских афоризмов, пословиц, поговорок, крылатых выражений и скороговорок – Астрель, Lingua, 2012.

Опубликовано в группе «В помощь учителю английского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.