Информационные технологии на уроках математики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Е.В.Шабанова, учитель математики
МБОУ «Гимназия №1 имени Н.И.Борцова» г.Лебедянь
Аннотация: в статье рассматривается опыт применения интерактивной доски и программ Geogebra и «Живая геометрия» на уроках математики
Ключевые слова: повышение качества образования, активизация познавательной деятельности учащихся, интерактивный метод обучения.
Наш мир, общество постоянно меняются, приобретают новые качества, изменения происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. Понятие урока приобретает новую окраску.
Помня слова Гаусса о том, что «математика наука для глаз, а не для ушей», считаю, что современный урок математики требует применения в образовательном процессе активных методов обучения. Наиболее современной формой таких методов является интерактивный метод. Применение информационных технологий делает урок более эмоциональным, способствует снижению умственной нагрузки, повышению активности учащихся во время урока и мотивации к учению, и, конечно же, качества образования.
На каждом своем уроке я стараюсь приблизить математику к жизни, сделать математические факты более зримыми, а, значит, более доступными и понятными для учащихся. Для решения данной задачи я использую в своей работе возможности интерактивной доски и компьютерные среды Geogebra, Живая геометрия.
GeoGebra и Живая геометрия позволяют визуализировать математику, проводить исследования при решении математических задач. Они позволяют создавать наглядные учебные модели: чертежи, графики, диаграммы, таблицы; при необходимости эти модели могут быть сделаны динамическими.
Приведу несколько примеров применения названных программ на уроках математики.
При изучении темы «Функции и их графики» недостаточно выработать только алгоритм построения, учащиеся должны хорошо понимать зависимость поведения функции от ее коэффициентов. Выполняя практическую работу, строим с помощью программы графики функций, и затем учащиеся делают «открытие» о том, как зависит расположение графика функции от коэффициентов (рис.1,2).
В качестве закрепления материала предлагаю готовые задания, которые беру с сайта https://www.geogebra.org/u/egetrener. На рис.3 представлено задание по теме «Тригонометрические функции», перемещая желтые точки, учащиеся получают график заданной функции.
Изучение математики формирует не только логическое мышление, но и много других качеств человека: сообразительность, настойчивость, аккуратность, критичность и т.д. Очень важным среди них является пространственное воображение [1]. Использование на уроках геометрии программы Живая Геометрия позволяет достигать высокого уровня геометрической подготовки учащихся. Программа обладает возможностями построения 3D фигур, выполнения с ними различных действий (анимация, вращение, построение сечений)
Возможности интерактивной доски позволяют повысить интерес учащихся к предмету. С ее помощью мы строим графики, выполняем задания на нахождения соответствия, инструмент «шторка» позволяет организовать самопроверку, играем в обучающие игры, собираем пазлы на уроках математики, например, «Собери теорему» или «Найди пару» (рис.5), в ходе урока есть возможность вернутся к записям сделанным ранее.
Интерактивные методы обучения позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогают эффективно осуществлять обратную связь, повышают эффективность обучения, вносят в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации учащихся. Все это в сочетании с системно - деятельностным подходом позволяет решать одну из важных задач современного образования – активизация познавательной деятельности учащихся.
Список литературы:
Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся.- М: Просвещение, 1985. – 112 с., ил.
Список электронных ресурсов:
GeoGebra для преподавания и изучения математики - URL: https://www.geogebra.org/
Логос - клуб учителей - URL: http://teachersclub.ru/uncategorized/geogebra.html
ЕГЭ –тренер. Курс «Мастерская Живой геометрии» - URL: https://egetrener.me/