12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фёдоров Сергей Павлович87
Россия, Сахалинская обл., Курильск

ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

 

Чтобы знания лучше переваривались, их нужно поглощать с аппетитом.

Анатоль Франс

 

Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности школьника, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание школьников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей.

Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [7, с. 9]. Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребёнка, в том числе и способствующие повышению уровня её творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования [2, с. 2].

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют содержание учебного материала и организация учебной деятельности: формы, методы, приёмы.

Повысить эффективность образовательного процесса и активизировать познавательную деятельность школьников призваны и различные формы контроля. Однако управлять любым процессом и осуществлять коррекцию возможно лишь на основании данных контроля над его течением. Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля знаний школьников по своей сути пригоден для итогового контроля. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является ориентированный на определенные критерии тест. Внедрение тестовых технологий в учебно-воспитательный процесс – это современная объективная реальность, поэтому одной из задач педагогов является формирование у учащихся положительной установки к тестированию, что в свою очередь способствует повышению учебной мотивации.

На уровне непосредственной учебно-воспитательной деятельности требуется постоянная обратная связь, которая позволяет, исходя из полученной информации, определять тактику (а иногда и стратегию) работы учителя, как с конкретными учениками, так и с классом в целом. Основой построения обратной связи является своевременное получение информации об уровне усвоения учащимися учебного материала.

В связи с этим задачей учителя является создание тестов, которые призваны закрепить изученный материал и повысить познавательный интерес школьников к учебному предмету. Эффективность формирования познавательного интереса учащихся усиливается введением в общую систему учебной деятельности разнообразных тестов. Тесты, кроме того, позволяют объективнее оценить знания школьников. В этом и заключается их актуальность.

Тест (англ. test – испытание, исследование) – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания имеют структуру, эталон и цену задания. В зарубежной и отечественной литературе выделяют тестовые задания закрытой и открытой формы.

Тестирование даёт педагогу возможность не только соотнести качество знаний и умений каждого ученика, класса с требованиями образовательного стандарта (минимума), но и реализовать принцип использования информации обратной связи [5, с. 34]. Общий принцип использования результатов полученной информации заключается в следующем:

если отдельный ученик недостаточно усвоил материал, тогда как большинство его одноклассников им овладела, тогда есть необходимость индивидуальной работы с учащимся для выяснения причин, приведших к указанной ситуации и определения путей её преодоления;

если большинство учеников не усвоили определённого объёма учебного материала учителю необходимо пересмотреть свои методы преподавания, чтобы обеспечить его понимание и усвоение.

Минимальные требования к составу тестового задания сосредотачиваются на трёх частях:

1. Инструкция.

2. Текст задания (вопросы).

3. Правильные ответы (эталон).

Инструкция должна указывать на то, что ученик должен и каким образом выполнить задание, где и как делать записи, отметки. Разрешается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая размещается в начале данной группы заданий. Очень важно указать каким образом надо делать отметки во время выполнения тестового задания. Возможны несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и тому подобное. Наиболее универсальным, чётким и понятым является вариант закрытого обведения кружком цифры (буквы), которая соответствует правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий закрытого типа.

Этапы создания тестовых заданий

1. Определение цели тестирования.

2. Отбор содержания учебного материала.

3. Составление вопросов и их компоновка.

4. Составление вариантов ответов, которые вместе с правильными имеют и неправильные.

5. Составление инструкции для учащихся.

6. Создание системы проверки, обработки и анализа результатов.

 

ВИДЫ ТЕСТОВ

Альтернативный тест – самый простой в решении. В нём предложенный вопрос предусматривает 4-5 вариантов ответов, среди которых только один правильный. При этом чем больше вариантов ответов, тем меньше возможность угадывания ответа. Например: «Что относится к событиям Смутного времени?». Варианты ответа:

А) война с Турцией;

Б) крестьянская война под предводительством И. Болотникова;

В) военный поход на Балтику;

Г) отмена сбора налогов;

Д) опричнина.

Выборочный или вариативный тест. Обычно не вызывает у школьников особых трудностей. Предусматривает 8-10 вариантов ответов на тестовое задание, из которых 4-5 ответов правильные. Выборочными тестами проверяют прежде всего полноту знаний классификации того или иного явления. Например: «Определите понятия, которые предусматривают применение норм международного права на территории данного государства». Варианты ответов:

1) абдикация;

2) денонсация;

3) имплементация;

4) инаугурация;

5) индульгенция;

6) пролонгация;

7) ратификация;

8) субординация.

Последовательный или порядковый тест даёт возможность проверить знания учеником последовательности того или иного действия. В вариантах ответа на такое тестовое задание отсутствуют неправильные ответы, необходимо расположить в правильной последовательности предложенные в неблагоустроенном виде понятия, слова, ситуации, даты. Например: «Поставьте в правильной последовательности шаги принятия на работу:

а) внесение в трудовую книжку записи о приеме на работу;

б) издание приказа о зачислении работника на работу;

в) представление установленных документов

г) написание заявления;

д) собеседование».

Конструктивный тест (или тест-дополнение). Такое задание предусматривает заполнение учеником в тексте, описывающем то или иное явление, пропущенных слов, имеющих определяющее значение для данного текста. Например: «Каждый человек имеет право на ... развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и ... других людей, и имеет обязанности перед ... , в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие её личности. Ключевые слова:

а) всесторонний, интересы, общиной;

б) свободный, обязанности; государством;

в) свободный, свободы, обществом;

г) здоровый, свободы, гражданами».

Схематический тест. В данном тесте перечислены определённые исторические события (например, события в период правления князя Ярослава Мудрого, 6 класс), без каких-либо подписей с проставленными цифрами – 1, 2, 3 и т. д, а под буквами а, б, в и т. п – указаны события. Ученики должны соотнести указанные события с соответствующими цифрами в хронологической последовательности. Например:

1

 

а) возведение Киево-Печерской Лавры;

2

б) вступление на Киевский престол Ярослава Мудрого;

3

в) начало политической раздробленности Руси;

4

г) Крещение Руси;

5

д) издание сборника «Русская правда».

 

Количественный тест – это альтернативный или выборочный, тест, но для ответа на тестовое задание нужно выбрать правильный или правильные ответы из вариантов предложенных ответов. Например: «В какой группе предложены правильные представители Греческой мифологии:

а) Афродита, Зевс, Гефест, Дионис;

б) Геракл, аргонавты, Прометей, Икар и Дедал;

в) Спартак, Александр Македонский, Тиберий Гракх, Нерон;

г) Нептун, Аполлон, Веста, Юнона».

Обобщающий (сборный) тест даёт возможность помимо контрольных знаний проверить умения учащихся обобщать, делать выводы, классифицировать то или иное явление. Его также можно отнести к разновидности альтернативного (или выборочного) теста. Во время разработки такого вида теста задания дают в двух колонках: в одной колонке приведено много признаков, характеризующих 2-3 правила, объекта, в другой – сами правила, объекты.

Проблемно-поисковый тест предполагает необходимость творческого переноса знаний в нестандартную ситуацию и поэтому представляет собой проблему (сложный вопрос, задача, требующая решения), заложенную в тестовом задании; предложение вариантов (гипотез) решения и систему доводов. Такой вид задания считают одним из самых сложных тестов в содержательном плане.

Как видим, тест-карта по любому предмету может быть построена на основе использования различных типов тестов, стимулировать различные интеллектуальные умения школьников. Разнообразие тестов, входящих в тест-карты, усиливает её информативность и даёт возможность не только количественного, но и качественного анализа знаний и умений ученика, что невозможно при определении средней оценки или степени обученности класса.

По объёму содержательных требований можно выделить:

Поурочные тесты” – (оптимизируют предыдущие знания, влияют на текущую оценку) объёмом 10-12 заданий при максимально упрощённой процедуре проверки, доводится до сведения уже на уроке и учитывается при изложении следующего материала;

Тематические тесты” – объёмом 24-36 задач обеспечивают (влияют на) тематическое оценивание, охватывают материал темы проверяются в “спокойной” обстановке, анализируются и сообщаются при подведении итогов при работе над ошибками;

Итоговое оценивание” (полугодовое или годовое) – влияет на соответствующую оценку, значительное по объёму (около 60 заданий), что охватывает наиболее существенные элементы содержания изученного материала.

Тестовые задания призваны не только проверить уровень усвоения знаний учащихся, но могут иметь учебный характер. Тестовые задания развивают интерес учащихся, повышают их кругозор, развивают внимание и мышление, позволяют активизировать их познавательную деятельность на уроке.

 

Формы проведения тестирования:

устная”: учитель несколько раз повторяет задание, а ученики отмечают на своих бланках ответа;

письменная”: учащиеся получают распечатанные задания, в бланках обозначают ответы, учитель предотвращает списывание;

компьютеризированная”: ученики индивидуально выполняют задание на компьютере, учитель предотвращает списывание.

Проверка результатов тестирования в письменной (бланковой) форме осуществляется с помощью специально приготовленных «ключей-шаблонов», которые соответствуют ученическому бланку. На них отмечаются правильные ответы (см. таблицу). Если «ключ» сделан на плотной бумаге, то в нём вырезаются "окошки" на местах правильных ответов, затем накладываются на бланк, что проверяются и в "чистых квадратах", то есть там где нет правильных ответов (допущенные ошибки) делаются обозначения.

Количество допущенных ошибок фиксируется. Работа над ошибками предполагает комментируемое обсуждение ответов, как верных, так и ложных, чтобы избежать случайности при выборе. Учитель разъясняет суть ошибок, ссылаясь на соответствующие источники. Таким образом, тесты выступают не только в качестве контролирующего инструмента, но и в качестве средства обучения. Повышают учебную мотивацию.

 

Таблица

КАРТА ТЕСТОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Тест № _____ Дата _________________ Класс ____________

Фамилия, имя ученика _____________________________________________________________________

 

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильность (+\ –)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка ___________ Подпись учителя ___________________

 

 

Вывод: тест является одним из видов проверки знаний учащихся, формирует познавательный интерес к изучаемому предмету. Особенно объективным является тестирование с помощью компьютеров. Тестирование позволяет контролировать учебный процесс на каждом занятии, индивидуализировать подход к каждому ученику, не тратить время на рутинную работу по подсчёту баллов, полностью автоматизировать процесс обучения по индивидуальным программам.

 

Библиографический список

Аванесов В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997.

Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.

Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., «Интеллект центр», 2001.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.