Методические рекомендации «Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

1
0
Материал опубликован 2 April 2020

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Палимовская средняя общеобразовательная школа»

Бузулукского района Оренбургской области

 

Методическое пособие

 

Технология продуктивного чтения

на уроках русского языка и литературы

как средство формирования УУД

 

 

Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории

Кильдишова Ольга Юрьевна

 

Аннотация

Методическое пособие «Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД» является обобщением опыта  учителя русского языка и литературы. В нем раскрываются существенные подходы в использовании активных средств обучения на уроках русского языка и литературы. Конкретные примеры, содержащиеся в данном пособии, могут быть полезны учителям в условиях реализации нового ФГОС.

 

Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Другой проблемой является неосознанность чтения: прочитав текст вслух, дети не могут воспроизвести информацию даже частично. Как следствие не понимают прочитанного (огромное количество фактических ошибок в ответах устных и письменных свидетельствует об этом), не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема именно в школе.   

   Федеральный государственный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Развитие осознанности чтения становится одной из  наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению.

 Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Как филолога, меня всегда интересовали причины, побуждающие человека погружаться в мир художественного произведения. Решение вопроса мотивации обучающихся к чтению может искоренить огромное количество проблем формирования основных умений, начиная с орфографической зоркости, заканчивая умениями в области построения высказывания.

Даниэль Пеннак в книге «Как роман» пишет: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить» … «мечтать» …» Я разделяю это мнение. Вообще, эта книга произвела на меня сильное впечатление. Пеннак предлагает прививать любовь к чтению через домашнее чтение вслух.

Сейчас львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Фильм заменяет литературное произведение, социальные сети и их возможности передавать эмоции и информацию заменяют живое общение. Снижается уровень читательской активности, беднеет словарный запас и, в целом, страдает культура речевого    общения.    Подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося  такими чертами,  как  гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность - первостепенная задача школы.

В этом плане велика роль уроков чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.   Каждый учитель понимает, что сформировать традиционные  знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

Основная работа по формированию читательской грамотности начинается в начальной школе и проходит на уроках литературного чтения. Каждый из  учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и методику работы других  педагогов, занимается поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. Например, эта система может включать:

-систему  упражнений для отработки навыков чтения (на основе методики В.А. Бородиной, д.п.н. СПб ГУКИ,  Кондраниной Т.И.): «шифрограмма», чтение слов по кругу, чтение с разной интонацией и силой голоса, чтение текста с пропущенными словами и т.д.;

-работу с текстом художественного произведения: целостность первичного восприятия текста, постановка проблемного вопроса, глубокий анализ для постижения идеи произведения, внимание к позиции автора и художественным средствам языка;

-творческие задания: сочинение загадок, сказок, рассказов, стихов по аналогии, составление кроссвордов; создание личных книжек-малышек и сборников произведений класса;

-использование средств ИКТ (для рассказа о писателе, выборочного чтения, словарной работы, литературной викторины и т. д.).

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

  Работая в школе учителем литературы и русского языка, я  на протяжении более семнадцати лет ищу варианты решения проблемы снижения читательской активности и уровня читательской грамотности современных подростков. Одним из эффективных вариантов является технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

      Использование данной технологии способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:

  • коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
  • познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
  • личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
  • регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения.

Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Антиципация чтения (выявление первичного восприятия текста) рассказа А.П.  Платонова «Никита»

Организация подготовки обучающихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом (11 – 12 лет).

Прогнозирование содержания рассказа «Никита»:

- это мальчик;

- это ребенок;

- это мир ребенка;

- это детство ребенка.

(предположения высказывают по имени героя, по иллюстрациям художника Л.П. Дурасова к рассказу «Никита», с опорой на читательский опыт).

Беседа с классом:

- А теперь мы можем сформулировать тему урока?

- Понятие мира очень большое, а можем мы выделить более узкую тему, ту часть мира, которая окружает Никиту?

- А теперь определите цель нашего урока, виды вашей деятельности для достижения поставленных целей.

Предполагаемая тема урока:

- «Мир глазами ребенка»…

- (окончательный выбор темы урока): «Удивительный мир глазами ребенка».

- Мы должны увидеть этот удивительный мир, сделать открытие этого удивительного мира, а наши открытия переложить в творческую работу.

2. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста)

Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)

Исследовательская работа.

Чтение учителем первого абзаца

Активное слушание, отметка на полях текста удивительного, необычного открытия.

Беседа с классом:

- Какое первое удивительное открытие вы сделали?

Ответы:

- Никита совсем маленький, ему только 5 лет от роду, значит, что все, что он видит вокруг, будет удивительным, необычным. Это же подтверждает первая иллюстрация к тексту рассказа.

Исследовательская работа с текстом. Найдите в тексте удивительные предметы, которые увидел Никита (работа в парах с обсуждением вопроса, кто будет защищать свою исследовательскую работу, какое количество аргументов «удивительного мира» необходимо назвать, какое ключевое слово нужно подобрать к найденному предмету, чтобы получить отметку «5», «4»).

Работа в паре (на этом уроке постоянный состав пары, потому что вместе искали предположения по тексту рассказа).

Итог исследовательской работы текста. Оформление записи на доске с названием предметов: - пустая бочка; - колодец; - две маленькие норы; - старый пень; - стол; - банька; - чужой петух; - желтый цветок; - колья из плетня; - солнышко.

Работа в парах. Ответ описания удивительного предмета и три аргумента того, что все эти предметы «ожили», стали злыми, например:

- пустая бочка: «в ней, наверно, кто – то жил, какой – нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что – нибудь, а на утро опять прятался в бочку и спал»; «но какой он был – тот, кто жил в бочке? Это был маленький, но живой человечек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому; отчего в сарае оставались чистые стежки…».

Беседа с классом, постановка проблемы.

Беседа с классом:

- Вы обратили внимание на то, сколько «оживших» предметов и не просто «оживших», но и очень злых? А зачем они появились в тексте? Какую проблему решает автор с помощью такого приема?

- А раньше мы читали такие произведения, которые наполнены такими удивительными, «ожившими» картинами?

- Вы совершенно правы, это еще одно ваше открытие. Автор помог вам разобраться с этой проблемой через знакомство с элементами фантастики. Мы познакомились с новым видом произведений – с фантастикой. Она помогла нам открыть удивительный мир вокруг Никиты.

- Давайте еще раз обратимся к иллюстрации рассказа (см. учебник литературы). О чем говорит эта иллюстрация?

Предположительные ответы:

- Никите страшно, он одинок, нет матери, нет отца, нет бабушки и дедушки. Он один среди огромного мира. Так мальчик борется со страхом. В его образе мы узнаем себя, нам ведь тоже бывает страшно. Мы должны понять тревоги мальчика, выразить ему свое сочувствие, сопереживание.

- Мы читали сказочные произведения, где предметы оживали, но с таким произведением мы сталкиваемся первый раз. Вот это еще одна проблема! А что это за новое произведение?

- Дети записываю название нового вида произведения в рабочую тетрадь, оставляя место для записи синонима к этому понятию и его отличительных признаков от других произведений.

- Так вот почему все вокруг ожило, переменилось. Вот это фантастика!

- Наверное, автор приготовил нам еще одно открытие, нужно обратиться к тексту. А чтобы текст открыл свои тайны, нужно побеседовать с автором, поговорить с ним.

Диалог с автором.

Самостоятельное чтение текста (см. учебник литературы).

Дети читают самостоятельно текст

Беседа с классом после чтения:

- Какое новое открытие приготовил нам автор рассказа?

- С войны приехал отец! Кончились страхи Никиты!

Диалог с автором (выразительное чтение текста – критерии выразительности текста отработаны на предыдущих уроках, оценка качества чтения переведена в отметку + умение вести диалог с автором, т.е. задавать «скрытые вопросы».

Чтение отрывков, формулировка «скрытых вопросов», например:

- «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко» (А почему мать так пристально смотрит на солдата, не отводит от него глаз? Она что, насмотреться на него не может? Она боится, что солдат уйдет? А почему солдат старый? А что другой еды в доме не было?)

- «Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки, взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем – то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал. (Зачем солдат взял Никиту на руки? Почему от солдата пахло теплом, разве Никите не хватало тепла, ведь на улице жаркое лето? Если солдат только пришел, когда же он успел пропахнуть хлебом и землей?)

- «Здравствуй, Никита, - сказал солдат. – Ты уже давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я – то помню тебя, умирал и помнил». (А что война так долго шла, почти 5 лет? А почему солдат сказал, что помнил Никиту, но не говорит, что помнил мать? Никита дороже солдату, чем жена? Если отец умирал, как же он остался живым?

- «Никита осмотрел отца – лицо его, руки, медаль на груди и потрогал ясные пуговицы на его рубашке.

- А ты опять не уйдешь от нас?

- Нет, - произнес отец. – Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага – неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью подумать…» (Зачем Никита трогает пуговицы на рубашке отца, он не может поверить, что отец «настоящий»? Почему в вопросе Никиты звучит страх, что отец может уйти? А что теперь Никите не надо за себя и мать беспокоиться, это будет делать отец?) и т.д.

- О чем говорил с вами автор? Какое новое открытие вы сделали? Почему мир опять преобразился, стал удивительным, но совсем другим?

- Это так удивительно, так прекрасно, когда рядом «большой, настоящий» отец, который тебя может защитить! Отец принес тепло и добро, и все стало другим.

Чтение текста до конца. Ответ на вопрос: какое последнее открытие делает Никита и кто ему в этом помогает?

Предположительные ответы обучающихся

- Могу предположить, даже не читая дальше текст, что все вокруг изменилось в лучшую сторону. Но обязательно прочитаю, чтобы узнать, а изменились ли фантастические предметы?

- А я немного разочаровалась, что все предметы превратились в обычные, пусть бы они теперь попробовали «показать» свой характер!

- А меня поразил все – таки один предмет – это гвоздь, который сделал Никита. Он стал похожим на человечка, но с такой большой разницей – он стал добрым человечком!

3.  Работа с текстом после чтения.

На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.

 Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является

развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.

Приведу пример  работы со сказкой-былью М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (Митраша, Зототая курочка, елань, клюква, Травка, ружьё, болото), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

А третья группа учащихся постарается  предположить, о чем пойдет речь в сказке-были по его названию. 

 Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить,  прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа. 

В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

Концептуальная беседа по тексту

Постановка концептуального вопроса по тексту проблемного характера:

- Почему мир ребенка 5 лет оказался таким удивительным?

- Кто и когда мог научить его видеть вокруг себя такой удивительный мир?

- Кто помог Никите сделать главное открытие: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?

Предположительные ответы обучающихся:

- Теперь я точно знаю, что мир фантазии ребенка очень богат, но никак не могла предположить, чтобы он был удивительным до такой степени.

- Это как у древнего человека: опыт приходил с новыми открытиями. Так и Никита. Сначала от скуки, а потом от любопытства, а потом и от страха «вглядывается», «всматривается», придумывает мир тех, с кем можно поговорить, ведь он совсем один.

- Так вот какое новое открытие! Рядом появился отец, который объяснил сыну, почему те предметы были злые, а теперь новые предметы стали добрыми. Это изменился Никитка! А отец научил его делать добро своими руками.

- А я теперь могу сделать вывод: чтобы мир изменился, нужно, чтобы изменился сам человек. И если это смог маленький Никита, то значит и мы сможем сделать мир вокруг нас удивительным!

Знакомство с писателем (Слайдовая презентация портрета А.П. Платонова)

Давайте в полной тишине посмотрим в глаза этого удивительного человека – Андрея Платоновича Платонова, автора рассказа «Никита». Добрый взгляд, добрая улыбка и надежда, что мы слышим его, понимаем и принимаем тот мир, который он создал на страницах своего маленького, но удивительного рассказа. Откуда в нем столько любви к детям, к миру?

Высказывание предположений о личности писателя с опорой на читательский опыт, на биографию писателя:

- Могу предположить, что жизнь у него была не простая и тот мир, который он описывает, он знал не понаслышке, ведь рассказ написан в 1945 году.

- А может он описывал свою семью?

- Это не обязательно могла быть его семья, ведь во время войны столько детей осталось сиротами, росли без отцов, а матери трудились день и ночь.

- А я в тексте о биографии писателя нашла строчки, которые многое объясняют, например, отношение А.П. Платонова к труду: «Кроме поля, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится»

Памятник А.П. Платонову в г. Воронеже.

Слово учителя: «Ваши предположения абсолютно правы: и детство, и взрослая жизнь, и творчество Андрея Платонова (Климентова) были трудными. Он с детства испытал столько горя, что оно не отпускало художника от себя до скончания дней: и тяжесть нищенской холщовой сумы за плечами, и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали меньшие братья и сестры), подростком познал непосильный труд, воевал и в Гражданскую войну и в Великую Отечественную. Потерял сына, потерял здоровье, а больше всего страдал от того, что не признавали его творчество. Почему? На этот вопрос мы будем отвечать позже. А теперь посмотрите на его памятник, установленный на Родине писателя в г. Воронеже в 1999 году. На нем выгравирована цитата из рассказа «Старый механик»: «А без меня народ не полный». Она звучит как утверждение значимости каждого человека. В первую очередь, значимости писателя, с творчеством которого мы сегодня познакомились.

 На данном этапе могут использоваться приемы работы с разными видами таблиц.

В шестом классе знакомство с  «Тарасом Бульбой» Н. В. Гоголя. Детям предлагаются следующие вопросы:

- О ком пойдёт речь в произведении?

- Кто такой Тарас Бульба?

- Чем занимается Бульба?

-Какой поступок совершает герой?

Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда  даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы,  после первичного чтения на втором этапе. 

Учащиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-»   - не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.

Вопросы

До чтения

После чтения

О ком пойдёт речь в произведении?

+

+

Кто такой Тарас Бульба?

-

+

Чем занимается Бульба?

-

+

Какой поступок совершает герой?

-

+

 Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль произведения.

Для формирования  навыков осмысленного и вдумчивого чтения заполняется другая таблица, заполнение которой  требует от учащихся перечитать весь текст или его фрагмент.  

 После анализа произведения учащиеся перечитывают рассказ И. С. Тургенева «Бирюк», отвечают на вопросы, а ответы -  выдержки из текста, ни одним словом не отступая от оригинала, заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.

Вопросы и утверждения

Выдержки из текста

Что останавливает рассказчика в лесу?

"Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели:"

Как рассказчик описывает Бирюка?

"Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза"

Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?

":окрестные мужики боялись как огня". "Вязанки хвороста не даст утащить", "Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет". В вину ставится его честность.

Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора?

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика.

"Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой:"; "дрянная лошаденка"; "Мужик глянул на меня исподлобья: При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены"

После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора.

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное.

После изучения произведения Л.Н.Толстого «Бедные люди» учащимся предлагается на выбор несколько  высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации позиции автора.

 «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Делая добро, будь благодарен за это. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».

 «Живи добрее – будешь милее».   

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Гюго В.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон У.)

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Бэкон Ф.)

Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. (Руставели Ш.)                                              

Детям нужно выбрать одно из высказываний, которое, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тектсу  и  обосновать свой  выбор.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

При этом формируются предметные универсальные учебные действия: 

умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом,

умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: 

умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность;

умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.

Приёмы, используемые на уроках

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста.

Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?

Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматривается О.В.Чиндиловой и Е.В.Бунеевой как ведущие приемы, обеспечивающие понимание смысла любого текста, «погружение» в него читателей.

 В своей практике я активно применяю приёмы, описанные А.А.Гином и Аствацатуровым Г.

О. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов.

По мнению Аствацатурова Г. О.,  эффективнее дать ученикам несколько иное задание. Во время само­стоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление.

Удивляй!

 Ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное. Следовательно, учитель должен найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, на уроке литературы в 5 классе мы знакомимся с  литературным понятием «сказка». Сначала выясняю, что ученики знают о данном понятии. Затем загадочным голосом сообщаю: «Слово «сказка» в нынешнем значении, как утверждают учёные, существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Сегодня слово «байка» в значении «сказка» употребляется в украинском и польском языках»

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

Литература.

Если два человека любят друг друга, они стараются быть вместе. Почему Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину, хотя продолжает его любить?

Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации.

Текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия  его критичного осмысления. Одним из таких приёмов и может стать оценивание текста.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

 «Спросить – значит понять».

«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать».[i]

Так или ина­че, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораз­до быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, нужно отметить лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать.

Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Важность вопросов может быть разной. Таким образом, необходимо обязательное ранжирование вопросов.

Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.

Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.

Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.

Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

Понимание как объяснение самому себе, начинается с вопроса (или нескольких вопросов), который (или которые) ученик задает сам себе. Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является всего лишь одним из видов таких задач.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. 

Кубик Блума

Об американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов и заданий:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.

Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

Возможны два режима использования данного приёма.

1.Учитель задаёт соответствующие вопросы. Ученики формулируют вопросы.

Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

2. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.

- Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

- Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

- Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон)

- Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». (Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).

- Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком?

-Чему учит этот рассказ? Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни.

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов -заданий.

Аналитик

Более сложной может стать работа учени­ков не с текстом учебника, а с хрестоматией, первоисточниками, научными статьями, результатами исследований в какой-то области науки и другими дополнительными материалами.

И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

В современном обществе ребенок живет в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен  не только усваивать содержание, но находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Для этого важно понимать смысл всех слов, ведь непонимание одного слова влечет непонимание содержания. А если таких слов несколько? Что делать в таком случае?

Чтобы ответить на данные вопросы необходимо изучить особенности психологического развития детей. Если в начальной школе дети просто заучивают формулы, определения, то в подростковом периоде запоминание идет через понимание. А я работаю с подростками (11-17 лет)

Научить учащихся понимать содержание прочитанного мне помогает технология драмогерменевтики.

 Драмогерменевтику можно рассматривать даже не как прием, а целое направление в педагогике. Речь идет о синтезе театрального, педагогического и герменевтического таланта педагога, когда его объяснение прочувствовано и тесно переплетается с жизненным опытом и личностным восприятием темы. Прием драмогерменевтики лучше всего использовать при введении нового понятия.

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» Аствацатуров Г. О.  назвал «пребыванием в содержании».

Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не будем воспринимать его целиком, будем читать его по слогам, повторять раз за разом. Читаем дополнительный текст – разъяснение данного термина, понятия и т.д.

Этап №1. Блуждание по тексту Вариантов работы на данном этапе много, главное — попросить учеников не вдумываться в смысл прочитанного. На этом этапе на уроках русского языка я готовлю текст с использованием грамматического материала, исторических фактов, тексты рассуждения. Можно предложить такие задания, как выделить количество грамматических терминов, найти новые понятия и другое.

Приведу пример. При изучении темы «Имя числительное» я раздаю учащимся текст, в котором мы подходим к новой теме. Предлагаю выделить количество новых терминов. И прошу попытаться определить смысл этих понятий.

Этап №2. Выявление странностей и многовариативности видения

 После того, как каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение.

Каждое обоснование желательно подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других уроках, увиденного по телевизору и пр.

По той же схеме идет обсуждение каждого слова, предложения.

Таким образом, на данном этапе ученики обсуждают содержание текста.

По той же теме идет рассуждение о понятиях. Чаще всего учащиеся предлагают такие варианты: размах крыльев, мода – это то, что часто встречается, род грамматический не совпадает с родом физическим или биологическим.

Этап №3. Смена мизансцен

На данном этапе ученики приходят к собственному восприятию всего текста.

На уроке по той же теме, мы записываем определения и применяем к конкретному примеру.

Это лишь один из вариантов использования приема драмогерменевтики на уроке. Но каждый учитель может адаптировать прием для своего урока, основываясь на своем видении темы и предлагая свои варианты драматизации текста.

Герменевтика может являться средством для развития активной мыслительной деятельности учащихся. И применить данную технологию можно на любом предмете. Лучше всего данный прием использовать на уроках литературы, истории, обществознания, биологии, географии, русского языка.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изу­чения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

В конце прошлого века среди творческих педагогов стала популярной технология Развитие критического мышления через чтение и письмо, авторами которой стали американцы Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и К.Мередит. Впрочем, в США постоянно подчёркивают, что  в основе технологии лежат труды самых известных и признанных ученых всего мира, в том числе Д. Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Выготского, а  инструментарий технологии авторы почерпнули не только из своего опыта, но и из опыта педагогов разных стран.

 «Верные и неверные утверждения». 

Например, урок литературы в 5 классе по теме «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»:

- Главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудрая. 

- Сказка «Царевна-лягушка» — это  бытовая  сказка .

- Героиня названа Василисой Премудрой, так как она всегда находит решение — в хоть какой, даже самой сложной, ситуации — и при всем этом сохраняет спокойствие и трезвость рассудка, к тому же успокаивает окружающих (Ивана-царевича).

«Составление кластера»

Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Например, Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль», урок литературы в 7 классе.

Литературный портрет Митрофанушки.

Дворянин, его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться, трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»).

Синквейн
«Синквейн» -  приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое  отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, урок литературы в  8 классе по теме «Н.В.Гоголь. «Шинель. Образ «маленького человека» в литературе» . 

Акакий Акакиевич.

Скромный и бедный.

Жил, купил, работал.

Повесть о жизни «маленького человека».

Смерть.

Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. А чтобы этого добиться, стараюсь  обдуманно подходить к каждому этапу на уроке, продумывать задания так, чтобы дети смогли самостоятельно или с помощью учителя получить новое знание, и чтобы оно не прошло мимо, а зафиксировалось в его сознании.

В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия:

 умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы;

коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника;

 регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 

предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный        подход           в          обучении.

 

Список литературы:

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998
  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к  урокам внеклассного чтения // начальная школа. – 1994. – №6.
  4. Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд
    психолога и взгляд учителя», 2002, №8.

5.        Клишова О.Г. Использование информационно –коммуникативных технологий на уроках литературы /О.Г.Клишова//Управление качеством образования. – 2008. - №3. –с.22-28.

6.         Развитие творческих способностей и личности учащихся

Русский язык в школе . – 2001. - №6. –с.21-25.

7.         Никишина И.В. Педагогические инновационные технологии. «Учитель». Волгоград, 2006.

8.         Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

9. Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)

10.       Чередникова О.И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009. №5. – с.2-3.

 

ПАМЯТКА  ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах); – концептуальную (основная идея, замысел автора).

 3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать чтолибо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

 4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п. (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

 – краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

 О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

 П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения

 –вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

 – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.