Материал на проверке

Информационный материал для родителей:«Кризисные периоды в развитии ребёнка»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 09:56 в группе

Информационный материал для родителей:

«Кризисные периоды в развитии ребёнка»

Пояснительная записка

Проблема:

       Данная статья призвана проинформировать родителей о естественных этапах развития, которые могут сопровождаться определенными трудностями и вызовами. Эти периоды, именуемые кризисными, являются неотъемлемой частью взросления и характеризуются резкими изменениями в поведении, эмоциях и познавательных способностях ребёнка. Понимание этих этапов поможет родителям лучше понять своего ребёнка, а также эффективно реагировать на его потребности в этот сложный период.

«Кризисные периоды в развитии ребенка»

       Развитие ребёнка характеризуется наличием кризисных периодов, являющихся этапами существенных психологических трансформаций. Процесс успешного преодоления этих периодов в значительной степени обусловлен поддержкой и пониманием со стороны родителей. Если наблюдаются существенные изменения в поведении Вашего ребёнка, проявляющиеся в повышенной капризности, конфликтах со сверстниками и/или взрослыми, а также эмоциональной дистанции по отношению к Вам, это не обязательно свидетельствует о недостатке любви к Вам, негативном влиянии окружения или несоответствии воспитательным нормам. Вероятно, ребёнок переживает возрастной кризис, являющийся естественным этапом его развития. По мнению большинства детских психологов, возрастные кризисы играют важную роль в развитии ребёнка. Прохождение этих кризисов необходимо для полноценного формирования личности. Развитие детской психики характеризуется чередованием стабильных и кризисных периодов, что можно рассматривать как естественный закон её становления.

     Стабильные периоды, составляющие основную часть детства, длятся по несколько лет и характеризуются плавным, постепенным развитием без резких изменений в личности ребёнка. Незначительные изменения, накапливаясь во времени, приводят к качественному скачку в развитии, который проявляется в появлении возрастных новообразований. В то время, как кризисные периоды у детей характеризуются кратковременностью, длящейся несколько месяцев. Однако следует подчеркнуть, что стечение неблагоприятных факторов может существенно продлить фазу кризиса, иногда до года и более.

     На протяжении кризисного периода происходит существенная трансформация в развитии ребёнка, сопровождающаяся изменением его поведенческой модели. Определение начала и окончания кризиса сопряжено с определенными трудностями. В этот период ребёнок, как правило, демонстрирует невосприимчивость к воспитательным мерам, ранее эффективные уговоры и договоренности теряют свою силу. Поведение ребёнка становится непредсказуемым, а его реакции на различные ситуации - чрезмерно эмоциональными.

   Многие родители отмечают усиление капризности, плаксивости у детей в кризисные периоды, а также появление приступов гнева и истерик. Важно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален, и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

  Периоды кризиса в развитии ребёнка можно сравнить с революционными преобразованиями: они стремительны, внезапны и завершаются по достижении определённых целей. Эти периоды могут быть весьма трудными как для ребёнка, так и для его окружения, но также могут проходить более плавно. Важно понимать, что кризисы являются неотъемлемой частью нормального развития ребёнка.

   Для эффективного взаимодействия с ребёнком на каждом этапе его жизни важно понимать, в какие периоды могут возникать кризисные ситуации. Календарь возрастных кризисов служит ориентиром, помогая родителям предвидеть периоды повышенной эмоциональной чувствительности у ребёнка и уделять ему больше внимания.

    Согласно периодизации развития, предложенной Л.С. Выготским, в ходе развития ребёнка наблюдается несколько возрастных кризисов, которые подразделяются на ряд этапов, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями:

- Период новорожденности (до 2 месяцев) завершается кризисом новорожденности.

- Младенческий возраст (2 месяца - 1 год)

- Кризис 1 года. Раннее детство (1—3 года).

- Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3—7 лет).

- Школьный возраст (7— 13 лет).

- Пубертатный возраст (13—17 лет).

- Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).

      Период новорожденности

    Младенческий возраст условно делится на два этапа: новорожденность и младенчество. Период новорожденности начинается с так называемого кризиса новорожденности, который характеризуется такими симптомами, как полная зависимость от взрослого, необходимость социального взаимодействия и сохранение тесной биологической связи с матерью.

    Этап новорожденности (с 0 до 2,5 месяцев) представляет собой первый, кризисный период в жизни ребёнка. Он знаменует переход от существования в однородной, защищенной внутриутробной среде к многообразной и стимулирующей воздушной среде. Ребёнок сталкивается с потоком разнообразных и интенсивных ощущений, не встречавшихся ему ранее. Потерей веса в первые дни жизни является объективным показателем переживаемого кризиса.

   С рождения младенец сталкивается с первыми вызовами, связанными с адаптацией к внеутробной жизни. Этот переход сопровождается кардинальными изменениями в режиме дыхания, питания и восприятии окружающего мира. Ключевым достижением этого периода является формирование у новорождённого уникальной индивидуальной психической жизни.

     С рождения ребёнок обладает целым рядом рефлексов:

- рефлексы самосохранения, отвечающие за жизненно важные функции, такие как дыхание, кровообращение и пищеварение;

- защитные рефлексы, например, закрытие век и сужение зрачков;

- ориентировочные рефлексы, позволяющие ребёнку реагировать на внешние стимулы, такие как поворот головы в сторону источника света или звука, следование за движущимся объектом, а также открывание рта при прикосновении к щеке.

   Период адаптации, длящийся приблизительно один-два месяца, требует от близких максимальной заботы и внимания. Этот этап является сложным как для ребёнка, так и для его родителей. Однако по прошествии этого периода малыш демонстрирует большую приспособляемость к жизни и начинает строить первые социальные связи со своими ближайшими - родителями.

     Кризис одного года: вызовы и стратегии преодоления

  Период, именуемый «кризисом одного года», связан с активным физическим и когнитивным развитием ребёнка. Овладение ходьбой и речью открывает перед ним новые возможности для исследования окружающего мира и взаимодействия с ним. Доступ к ранее недоступным предметам, принадлежащим взрослым, может приводить к конфликтам и проявлениям негативизма.

    В возрасте от одного до двух лет ребёнок сталкивается с противоречием между своими желаниями и ограничениями, налагаемыми взрослыми. Несоответствие между «хочу» и «надо» порождает чувство фрустрации и приводит к эмоциональным вспышкам: плачу, падением на пол, агрессивным поведением (бросание игрушек). В этот период формируется стремление к самостоятельности.

    Преодоление кризиса одного года требует от взрослых терпения, такта и мудрости. Неэффективны крики, наказания или потакание капризам. Рекомендуется использовать стратегии отвлечения внимания (предложение интересных объектов) или переговоров. При запрете чего-либо важно объяснять ребёнку причины ограничения.

   В период раннего детства ребёнок демонстрирует значительный рост автономии, приобретая способность удовлетворять многие свои потребности самостоятельно. Его познавательная активность расширяется, охватывая не только внешний мир, но и собственное "Я".

   Ребёнок многократно повторяет одни и те же действия (например, открывание и закрывание двери), наблюдая за результатами своих манипуляций. Это способствует выделению себя из окружающего мира и формированию самосознания. Появление местоимения "я" сопровождает этот процесс.

    Система "Я", становление которой завершается к концу раннего возраста, является ключевым психологическим достижением. Она проявляется в настойчивом желании ребёнка действовать самостоятельно, выраженном в фразе "я сам".

     Поощрение стремления к самостоятельности играет важную роль в развитии ребёнка. В противном случае, малыш может утратить инициативу и в дальнейшем отказываться выполнять даже простые действия, ссылаясь на неспособность.

     По завершении данного этапа развития ребёнок приобретёт новые познания о себе, своих способностях и окружающей среде, а также проявятся доселе скрытые черты его характера. Необходимо учитывать, что неблагоприятное протекание этого периода может привести к отклонениям в нормальном развитии.

      Кризис трёх лет: Переход к независимости

     Период, известный как "кризис трёх лет", в психологии получил образное обозначение "Я сам!". Он характеризуется ярким проявлением негативизма, упрямства, строптивости и своеволия. Ребёнок активно протестует против требований взрослых, обесценивает их авторитет, испытывает ревность и демонстрирует деспотизм.

  В этот период дети могут демонстрировать изменения в поведении, которые воспринимаются родителями как капризы и непослушание. Проявлениями этого периода могут быть истерики, протестное поведение, вспышки гнева и агрессии, упрямство и негативизм.

   Такие изменения связаны с процессом формирования у ребёнка чувства собственной индивидуальности и стремлением к самостоятельности. Важно понимать, что в этот период ребёнку необходимо предоставить возможность выбора, позволяя ему принимать решения в рамках допустимого. Родители могут использовать различные методики, такие как предложение выбрать из нескольких вариантов одежды или посуды.

    Истерики и эмоциональные всплески в этом возрасте считаются нормальным явлением. Однако, если истерики носят затяжной характер или повторяются слишком часто, родителям следует обратиться к специалисту.

  Лучше всего предотвратить возникновение истерики, чем пытаться её остановить. Родители должны стараться угадать момент, когда ребёнок начинает терять контроль, и использовать методы убеждения и объяснения. Важно помнить, что поддаваться требованиям ребёнка во время истерики недопустимо, так как это может закрепить негативное поведение.

   Этот кризис представляет собой существенную перестройку социальных отношений ребёнка. Происходит смена его позиции по отношению к взрослым: из "объекта", находящегося в полной зависимости от взрослого, ребёнок начинает стремиться к независимости и самостоятельности. Разрушается тесная связь, которая ранее связывала его с родителем в единое "Мы" (по Л.С. Выготскому). Начинается психологическое отделение от матери, формирование собственного "Я".

     В этот период развития у ребёнка могут проявляться фантазии и вымысел, используемые как защитный механизм от ответственности ("Это бабайка пришёл и съел все конфеты"). Также наблюдается демонстративное выражение эмоций и потребность во внешней оценке.

     Попытки подавить эти проявления не будут эффективными. Для успешного преодоления подобных ситуаций взрослому необходимо проявить терпение, изобретательность и гибкость. Например, если ребёнок сопротивляется сну, можно предложить ему заниматься любой деятельностью, кроме укладывания спать и закрывания глаз.

    Важно не поощрять истерики, не удовлетворять требования, которые стали причиной их возникновения. В противном случае, истерика может закрепиться как приемлемый способ достижения желаемого.

      Этот период развития ребёнка можно коротко обозначить следующими проявлениями:

- Негативизм: Ребёнок демонстрирует противодействие любым предложениям и требованиям взрослых, не из-за отсутствия желания, а по принципу сопротивления авторитету.

- Своеволие: Сильное стремление к самостоятельности проявляется в категоричном отказе от помощи взрослого, даже при явном затруднении.

- Строптивость: Ребёнок активно отвергает установленные правила и нормы поведения, демонстрируя нежелание следовать привычному режиму дня и выполнять рутинные действия.

- Упрямство: Настаивание на своем желании, даже если оно не имеет веской причины, и игнорирование доводов взрослых.

- Обесценивание: Появление критического отношения к словам и поступкам взрослого, которых ранее ребёнок безоговорочно принимал.

- Деспотизм: Проявления ревности, агрессии и частые истерики.

- Протест-бунт: Поведение ребёнка в целом носит протестный характер, нередко без явных причин.

     Не все дети проходят через этот период ярко выраженно. У некоторых детей он проходит быстро и незаметно, не оказывая существенного влияния на их характер и поведение.

     Вопрос о капризах у детей 4-5 лет: причины и решения

  В возрасте 3 лет дети часто проходят через сложный период развития, который специалисты называют "кризисом трех лет". После этого периода многие родители ожидают успокоения ситуации, однако иногда ребёнок вновь становится капризным и требовательным.

    Важно отметить, что в детской психологии не выделяют кризиса 4-5 лет как отдельного этапа. Напротив, к этому возрасту ожидается, что ребёнок станет более устойчивым к стрессу и различным раздражителям. В этот период завершается формирование речи, позволяющее ребёнку четко и логично выражать свои мысли.

    Повышенная потребность в общении со сверстниками - одна из характерных черт детей 4-5 лет. Они обладают богатой фантазией, проявляют интерес к обучению и познанию мира. Однако недостаток общения может спровоцировать у ребёнка эмоциональную нестабильность, проявляющуюся в капризах и истериках.

   Одиночество и отсутствие возможности поделиться своими мыслями и чувствами с ровесниками могут привести к тому, что ребёнок будет искать внимания любыми доступными ему способами.

  Дети, посещающие дошкольные учреждения, кружки и секции, реже сталкиваются с подобными проблемами. Поэтому, если вы заметили у ребёнка чрезмерную капризность или, напротив, замкнутость, возможно, стоит подумать о расширении его круга общения со сверстниками.

   Кризис семи лет и его связь с готовностью к школе

  Кризис семи лет тесно связан с подготовкой ребёнка к школьному обучению. В этом возрасте происходит существенная трансформация социальной ситуации развития.

   Социальная ситуация развития:

   До семи лет взрослый является центром мира ребёнка. В этот период у него формируется потребность в сотрудничестве со сверстниками. После пяти лет общение приобретает внеситуативный, личностный характер.

   Ведущая деятельность:

   Игра становится ключевым фактором освоения норм поведения и деятельности людей.

   Основные новообразования:

  Младший школьный возраст характеризуется развитием полоролевого самосознания в рамках системы полоролевых стандартов и отношений. В этот период у ребёнка возникает интерес к противоположному полу, который проявляется в своеобразных формах ухаживания.

  Также наблюдается развитие иерархии мотивов, произвольности поведения, но сохраняется непроизвольность всех психических процессов. Ребёнок начинает понимать нормы и правила социальных взаимоотношений, происходит "интеллектуализация аффекта" (Л.С. Выготский), формируется внутренняя позиция (Л.И. Божович).

   Центральным новообразованием этого периода является соподчинение мотивов, развитие самосознания и произвольности.

   Основные симптомы:

 Кризис семи лет проявляется в переоценке ценностей, обобщении переживаний, возникновении внутренней жизни ребёнка, формировании смысловой ориентировочной основы поступка, утрате детской непосредственности. Внешне это может выражаться в демонстративности, манерничанье, кривлянье.

   Этот кризис можно охарактеризовать как "рождение" социального "Я" у ребёнка.

   Кризис семи лет: понимание и поддержка

  Период развития ребёнка в возрасте семи лет, подобно кризису трехлетнего возраста, характеризуется резкими поведенческими изменениями. В это время ребёнок может казаться невнимательным к замечаниям и просьбам взрослых, а также демонстрировать непослушание и провокационное поведение. Часто этот кризис связан с началом обучения в школе.

  Важно помнить о сложности и непредсказуемости детской психики. Начало этого кризисного периода может варьироваться от 5-6 до 8-9 лет. Основная причина кризиса заключается в переоценке ребёнком собственных возможностей.

   Проявления кризиса семи лет:

- Повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность.

- Необъяснимые вспышки гнева и ярости.

- Чрезмерная активность или замкнутость.

- Стремление подражать взрослым.

- Появление тревожности, страхов и неуверенности в себе.

   В этом возрасте игра постепенно уступает место обучению. Ребёнок начинает познавать мир более осознанно, пересматривая собственную личность и пытаясь понять свои эмоции. Самооценка ребёнка в этот период весьма уязвима и может быть как завышенной, так и заниженной, что приводит к внутренним переживаниям и ведет к замкнутости или гиперактивности.

   Роль родителей:

  Родителям необходимо помочь ребёнку научиться реально оценивать свои возможности, сохраняя при этом уверенность в себе. Важно хвалить его за конкретные достижения, а не за общую картину поведения. Необходимо учить ребёнка справляться с неудачами и понимать, что ошибки – это часть процесса обучения.

  Также важно обсуждать с ребёнком его кумиров и помогать ему отличать положительные качества от отрицательных, чтобы он мог критически оценивать поведение своих кумиров.

  В завершение необходимо отметить наличие ещё одного, не менее актуального кризиса – кризиса подросткового периода. Он также предъявляет к родителям особые требования в плане модели поведения.

   Кризис подросткового возраста

   Период полового созревания, или подростковый кризис, по своей выраженности занимает второе место после кризиса трёх лет и тесно связан с гормональными изменениями в организме подростка, а также с переходом на новую ступень развития - переходную фазу между детством и взрослой жизнью. Данный период характеризуется следующими особенностями:

  Эмоциональная лабильность. Изменения гормонального фона и нарушения работы некоторых систем организма приводят к частой смене настроения у подростков, от эйфории до депрессии. Контроль над собственными эмоциями в этот период может быть затруднен.

   Формирование чувства взрослости. Подросток стремится к самостоятельности и не желает восприниматься как ребёнок. Его поведение, манера одеваться и общения демонстрирует стремление соответствовать образу взрослого человека.

   Поиск эмансипации. Подростки активно стремятся к обособлению от родителей, проявляя максимальную независимость и тщательно скрывая свою личную жизнь и переживания.

   Конфликтность в отношениях с родителями. Подросток может чувствовать себя непонятым и остро реагировать на опеку, заботу, критику, запреты со стороны родителей. Это часто приводит к возникновению конфликтов между поколениями.

   Ориентация на сверстников. В отличие от предыдущих периодов, когда преимущественное внимание уделялось общению со взрослыми, в подростковом возрасте сверстники становятся для него авторитетами. Возникает повышенный интерес к представителям противоположного пола.

 Способность к формированию близких юношеских отношений и переживанию романтической любви в этом возрасте оказывает существенное влияние на развитие личности, самоопределение и выбор партнера во взрослой жизни.

   Кризис 17 лет: Переходный период

   Период 17 лет часто сопровождается кризисом, связанным с переходом к взрослой жизни, как правило, перед окончанием школы. В это время подростки остро ощущают ответственность за выбор своего будущего пути. Подобные переживания могут проявляться в виде различных страхов (связанных с неизвестностью нового этапа жизни, поступлением в высшее учебное заведение, военной службой и т.д.), повышенной тревожности и нервозности. В этот период происходит развитие теоретического мышления, формирование оценочных суждений, принципов, мировоззрения, идеалов и убеждений. Вырабатывается активная жизненная позиция и происходит самоопределение. Наблюдается стремление к самовоспитанию, самопознанию и самосовершенствованию. Характерно противоречивость образа «Я» и критическое отношение к взрослым.

   В период юношеского кризиса, поддержка со стороны семьи играет решающую роль. Родителям важно активно участвовать в жизни подростка, предоставляя ему при этом необходимую степень свободы, особенно в вопросах выбора жизненного пути.

  Также, значительное значение имеет работа по формированию у юноши/девушки уверенности в себе.

   Ювенальный кризис является неизбежным этапом в процессе нормального развития ребёнка. В эти сложные для него периоды родителям необходимо проявить терпение и оказать своим детям максимальную поддержку.

   Важно помнить, что каждый человек в юности сталкивался с подобными трудностями. Попытка поставить себя на место подростка и совместное преодоление кризисных проявлений окажет неоценимую помощь.

   Подростковый возраст характеризуется развитием самостоятельности и ответственности. Важно воспринимать подростка как взрослого человека, способного принимать собственные решения и нести за них ответственность. Вместо навязывания своего мнения, целесообразно направлять его к самостоятельному принятию взвешенных решений. Если поведение подростка вызывает беспокойство, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту в области психологии.

   Важно осознавать, что преодоление трудностей зависит и от самих родителей. Необходимо оказать ребёнку поддержку и руководство, помогая ему справиться с переживаниями. Любовь родителей – могущественная сила, способная помочь пройти через любые испытания, даже самые сложные.



Источники:

- Егорова Ульяна Геннадьевна. Подготовка матерей к кризису новорожденности у детей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, Т. 20, №6, с. 34 - 37, 2018 г.

- Волченко Наталья Сергеевна. Сущность и структура возрастных кризисов // Инновационные аспекты развития науки и техники, с. 360 - 365, 2021 г.

- Сладкова Юлия Д. Кризисы детского возраста и их преодоление // Северо-Кавказский психологический вестник, Т. 19, №4, с. 5 - 16, 2021 г.

- Шакирова Динара Марселевна, Гильманова А.Ф. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019 г.


































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.