Статья «Советы логопеда. Роль родителей в речевом развитии ребенка»
Советы логопеда. Роль родителей в речевом развитии ребенка.
Зюкова Н. А.,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 5 «Полянка»,
г. Пестово
Развитие речи – важнейшая составляющая готовности к школьному обучению. Нет смысла откладывать работу над речью «на потом», ведь это большой пласт знаний и умений. Освоить эти знания и умения за два-три месяца до поступления в школу просто не получится. Лучше заниматься с малышом планомерно и целенаправленно. В идеале, начинать нужно с раннего детства: потешки, пальчиковые игры, накопление словаря и т.п.. Но даже если вы займетесь развитием речи своего ребенка в 5-6 лет, польза от этого обязательно будет. При этом важно помнить о нескольких вещах:
1. Изучите возрастные нормы развития речи и постарайтесь объективно оценить, соответствует ли им ваш сын или дочь.
2. Приобретите 2-3 пособия по развитию речи для данного возраста.
3. Развивайте мелкую моторику (пальчики) т. к. это полезно для речи *.
4. Учитывайте возрастные возможности: лучше работать с ребенком по 10 минут ежедневно, чем час один раз в неделю. Заниматься можно во время прогулок, игр, повседневных дел. Проявите фантазию и сумейте увлечь своего малыша.
5. Обязательно покажите ребенка логопеду, даже если вы считаете, что у него все в порядке со звукопроизношением.
Если в ходе обследования у логопеда выяснится, что произношение одного или нескольких звуков нарушено, то до поступления в школу нужно их исправить. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок писал в тетради «фапка» вместо «шапка»?
6. Учить читать до школы совсем не обязательно, лучше приучите слушать произведения для детей и пересказывать содержание небольших рассказов и сказок, учите наизусть стихи из одного-трех четверостиший.
Развиваем речь в игре.
Многие родители не знают, с чего начать и как проводить занятия с ребенком по развитию речи. Хорошим подспорьем в этом нелёгком деле могут стать логопедические альбомы и тетради на печатной основе, всевозможные настольные игры с наборами картинок или картинным игровым полем. Проявите свою фантазию и творчески используйте имеющиеся у вас игровые и дидактические пособия. Вот несколько вариантов работы с данным материалом.
При работе с игровым полем («ходилкой»):
предложите ребенку рассказать, от чего к чему он шел, требуйте развернутого ответа;
если на поле изображены какие-либо предметы, попросите их назвать;
закройте поле и пусть ребенок вспомнит, какие живые существа были на нем изображены.
При работе с предметными картинками:
разложите в ряд 4 картинки одной видо-родовой группы и предложите ребенку назвать их одним словом (чайник, ложка, тарелка, кастрюля – посуда), обязательно требуйте полного ответа на поставленный вопрос;
разложите 4 картинки, 3 из которых относятся к одной видо-родовой группе и предложите найти и назвать лишнюю ( чайник, ложка, ботинок, тарелка);
разложите 4 картинки и попросите запомнить их, затем ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну из картинок и предлагаете вспомнить, чего не стало, постепенно количество картинок увеличивается.
то же самое можно делать не просто убирая, а заменяя одну картинку на другую.
разложите на столе вперемешку картинки нескольких видо-родовых групп и попросите ребенка распределить их по группам (посуда, мебель, птицы и т.п.), затем пусть назовет каждую картинку в группе и скажет, как можно их назвать одним словом, пусть вспомнит и назовет ещё 2-3 предмета из данной группы;
предложите ребенку подобрать к каждой предметной картинке признак или действие, если малыш затрудняется в подборе слов, пусть определит, к какой картинке относится названное вами слово (Например, перед ребенком лежат картинки ТАРЕЛКА, ЯБЛОКО, ЛЯГУШКА, ПОДУШКА. Про что можно сказать ФАРФОРОВАЯ? Что здесь СПЕЛОЕ? И т.п.);
можно выложить на стол предметные картинки и устроить соревнование: кто назовет к картинке подходящий глагол (действие), тот берет её себе, за один ход называется одно слово, у кого в конце окажется больше картинок – тот выиграл;
выложите 2 ряда картинок и поиграйте в «объясняйку»: каждый игрок двигается по своему ряду и во время своего хода называет картинку и объясняет, что это и зачем оно нужно ( это тарелка, она фарфоровая, из нее едят суп), а если не может, то пропускает один ход. Побеждает тот, кто быстрее пройдет свой ряд до конца.
Развитие речи в повседневной деятельности.
Для того, чтобы способствовать развитию ребенка, вам не понадобится много времени. Это можно делать по дороге домой из детского сада, дома на кухне и т. п. Попробуйте использовать эти несложные игры и приемы.
На улице:
Речевая игра «Считай до пяти». Цель: развитие грамматического строя речи.
Один столб, два столба, три столба, четыре столба, пять столбов, одна сумка, … одно ведро, … и т. п. Проговаривайте вместе с ребенком все слова четко и правильно. Обратите внимание ребенка на то, что с числом 5 многие слова изменяются.
Речевая игра «Будь внимательным». Цель: обогащение словаря, развитие внимания.
Ты видишь что-нибудь зелёное? (ребенок должен назвать предмет зелёного цвета, например зелёная трава).
Здесь есть что-то деревянное?
Скажи, кто здесь может летать?
И т. п. вопросы, какие сможете придумать.
Речевая игра «Я тоже». Цель: развитие грамматического строя речи.
Говорите какую-либо фразу, а ребенок отвечает Я тоже…
Я оделась – я тоже оделся
Я умылась – я тоже умылся
Я нарядная – я тоже нарядный
Я пришла – я тоже пришел
Я буду рисовать –я тоже буду рисовать
Постепенно можно удлинять предложения, чтобы развивать слухоречевую память:
Я буду рисовать кошку.
Я буду рисовать рыжую кошку.
Я буду рисовать толстую рыжую кошку.
Я буду рисовать толстую рыжую кошку на заборе.
Речевая игра «Скажи наоборот». Цель: обогащение и активизация словаря.
Сырой-
Твёрдый-
Добрый-
Толстый-
Новый-
Лёгкий-
Дома попросите ребенка помочь накрыть на стол. При этом ведите разговор :
- Принеси столько же ложек, сколько здесь тарелок.
- Положи ложки справа от тарелок.
- Какие у нас тарелки? (глубокие, мелкие, белые, цветные, фарфоровые)
- Что у нас на столе круглое?
- Про что можно сказать «свежий, мягкий, ржаной»?
Для развития пальчиков предложите перебирать смесь гороха и фасоли, а позднее гречи и риса сначала правой рукой, потом левой («Бери правой рукой по одному зёрнышку и клади рис в тарелочку, а гречу в чашку» )
«Кто придумает больше слов». Цель: обогащение и активизация словаря.
Придумай как можно больше слов про яблоко, какое оно? (сочное, ароматное, спелое, румяное и т. д.) Так же действуем и с другими словами (картошка, хлеб, конфета, чай, каша и др.). Ребенок говорит одно слово, а вы другое (более сложное) и еще раз проговорите его вместе, потом опять ребенок и опять вы.
«Новое слово». Цель: обогащение и активизация словаря.
В выходной говорите ребенку « Я дарю тебе новое слово, а ты его запомнишь и будешь им пользоваться». Например фарфоровый. Объясняете ребенку, что фарфор это белая глина, из которой делают хорошую посуду. Эта посуда получается гладкой, блестящей, белой. Потом выясняете, что бывает фарфоровое (чайник, блюдце, чашка, тарелка, сахарница). Сравниваете с пластмассовой и стеклянной посудой. Потом в течение недели закрепляете слово в речи:
- Принеси мне фарфоровую чашку.
- Какой это чайник? (фарфоровый) и т. п.
Так же можно брать любые слова: зоопарк, библиотека, клубок, почтальон, тяжелый.
Одевая ребенка на прогулку, оречевляйте вместе с ним всё, что делаете: что наденете сегодня, что нужно надеть сначала, а что потом. Спросите, есть ли у него одежда красного (желтого, зелёного, белого) цвета. Что надели на ноги? Что надели на голову? Какая на улице погода? (холодно – значит наденем тёплую одежду, сыро – нужны сапожки).
Для развития мелкой моторики и подготовки кисти руки к письму предлагайте:
«шагать» пальчиками по столу,
собрать в кулачок небольшой газетный лист, взяв его за угол и перебирая пальцами только одной руки,
перебирать бусинки или пуговицы,
складывать из счетных палочек или спичек разные фигуры,
лепить из пластилина,
складывать простейшие фигурки из бумаги,
штриховать,
рисовать по клеточкам.
Как видите, работа по развитию речи требует от родителей упорства, фантазии, целеустремленности. Она обязательно должна быть систематической. Это позволит постепенно приучить ребенка планировать свою деятельность, преодолевать трудности и радоваться успехам, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Усилия, затраченные родителями на воспитание речевой культуры, не пропадут даром. Хорошо развитая речь станет для ребенка залогом успешного обучения в школе, поможет общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свою точку зрения.
*В коре головного мозга центр мелкой моторики находится рядом с речевым центром и, активизируясь при работе пальцев, активизирует и речевую деятельность.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь. – СПб: Издательство Питер Ком, 1998 г.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
Теремкова Н. Э. Логопедические задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1, 2, 3, 4. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. - М Издательство Гном, 2004 г.
Чохонелидзе Т. А. Это СТУЛ, на нем сидят…(5-7 лет). – М: Издательство Карапуз, 2005 г.