Информационно – просветительское занятие для родителей «Как помочь подростку выйти из депрессии»
Информационно – просветительское занятие для родителей
«Как помочь подростку выйти из депрессии»
Название учреждения: МОУ «Основная школа № 3» г. Переславль – Залесский
Автор разработки: И.А. Гридяева (педагог - психолог)
Год разработки: 2018
Планируемое число участников: 20 - 30 чел.
Длительность мероприятия: 45 мин.
Цель: повысить информированность родителей о способах распознавания признаков депрессивного спектра и своевременного оказания психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи: 1. проинформировать родителей о причинах депрессивного состояния, видах, проявления, половых различий, способах выхода;
2. предоставить родителям практические рекомендации по предупреждению депрессивных состояний у подростков.
Актуальность: проблема диагностики и психокоррекции подростковой депрессии является актуальной.
Оборудование: не требуется.
Материалы для занятия: информационный буклет «Выход из тупика», «Памятка для родителей. Будьте внимательны: подростковый суицид!», памятка с ссылкой на информационные ресурсы.
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
2. Причины и симптомы подростковой депрессии.
3. Виды проявления депрессий и половые различия.
4. Рекомендации родителям по способам выхода из депрессии.
5. Подведение итогов.
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Речь сегодня пойдет о помощи подросткам из депрессивного состояния, практические рекомендации и способы распознавания депрессивных эквивалентов.
Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.
2. Депрессия - угнетенное состояние, характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек любого возраста не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.
Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы.
Основные причины депрессии у подростков следующие:
· Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
· Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
· Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
· Неразделенная первая любовь. Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
· Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
· Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.
А теперь, давайте рассмотрим симптомы депрессивного состояния:
· постоянное апатичное состояние;
· появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
· непроходящее чувство усталости, упадка сил;
· невозможность сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
· появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога; безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
· бессонница ночью, сонливость днем;
· резкое снижение успеваемости в школе; избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
· отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
· нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею; чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
· одержимость темой смерти, загробной жизни.
3. В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие разновидности депрессивного состояния:
Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет. Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в подавленном состоянии. При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.
Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.
Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.
Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой. Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать принимать срочные меры.
4. При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с врачом - психиатром, чтобы он установил точный диагноз и назначил адекватную терапию, которая может быть медикаментозной в сочетании с поведенческой психотерапией или носить консультативный характер.
Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:
· не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
· не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
· нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом. Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать малышу свои несбывшиеся мечты.
· необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
· если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
· постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.
5. Наше занятие подошло к концу. Каждому из вас я раздам буклеты и памятки, и всем, кому необходимо запишитесь на индивидуальную консультацию. Настоятельно каждому родителю рекомендую выйти на информационный ресурс по ссылке!
Спасибо за внимание!
Литературный источник
1. Депрессии у подростков: проявление и лечение - http://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie
2. Подростковая депрессия. Как помочь подростку выйти из депрессивного состояния - http://www.rastut-goda.ru/teenager/6134-podrostkovaja-depressija-kak-pomoch-podrostku-vyjti-iz-depressivnogo-sostojanija.html