12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дементьева Наталья Владимировна46
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г.Усть-Каменогорск
5

Родительское собрание «Профилактика подросткового суицида: как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими травмами?»

Родительское собрание «Профилактика подросткового суицида: как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими травмами?»

Пояснительная записка

Проблема подросткового суицида является наиболее актуальной из всех проблем настоящего времени и не может не беспокоить современное общество. От­ражением этого беспокойства стало провозглашение Всемирной организацией здравоохранения 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств.

Особенно остро проблема самоубийства стоит в среде моло­дежи, как наиболее психологически и эмоционально уязвимой социально-демо­графической группе. Мы должны понимать и принимать тот факт, что многое, что кажется взрослым пустяком, для подростка глобальная проблема.

Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийства, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и первой. Как показывает мировая статистика, за послед­ние 30 лет суициды детей от 10 до 14 лет возросли в 8 раз. У мальчиков пик суицидальной активности приходится на 11-14 лет, у девочек - на 15-18 лет.

Огромную роль в предотвращении подростковых суицидов призвана сы­грать семья, как главный ресурс эмоциональной поддержки подростка. Обязанность взрослых – не допустить у подростка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.

Подростковый возраст в жизни детей - это такой период, когда родителям не стоит терять бдительность, веря в свою прирожденную педагогическую гениаль­ность. Педагогическая некомпетентность родителей может стоить очень дорого; ведь известно, что перевоспитывать ребенка, исправляя свои родительские ошибки, гораздо сложнее, чем с самого начала воспитывать ребенка, не совершая неправильных действий, не говоря неправильных слов. В сложных современных условиях родители нуждаются в квалифицированной помощи со стороны школы. Следовательно, специалистам школы необходимо работать с родителями, чтобы вооружить их достаточным количеством знаний, чтобы они как можно более грамотно смогли оказать помощь своему ребенку, понять его и поддержать, помогли справиться с переживаниями, приводящими подростка к суициду. Чем выше будет педагогическая культура родителей, чем больше общечеловеческих и нравственных ценностей они смогут привить своим детям, тем меньше их дети будут искать смысл в различных формах девиантного поведения.

 

 

Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком

Форма–проведения: семинар - практикум

Оборудование: интерактивная доска, презентация, листы А4, А3, , ассоциативная карта, анкеты для родителей, тексты для работы с информацией, стикеры, маркеры, памятки для родителей, картинка «Чудесный ларец» для рефлексии.

 

Святая наука — расслышать друг друга...

Не только расслышать, но и понять и помочь.

Если сделать это вовремя, то, сколько

жизней детей и подростков мы сможем сохранить.

Автор неизвестен

 

Добрый день уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы! Зачитывается эпиграф.

Внимание на доску (просмотр социального ролика «Я не хочу жить, меня все достало»)

Как вы, наверное, уже поняли из сюжета видеоролика, сегодня мы с Вами поговорим на одну из очень важных тем, которая касается эмоционального благополучия наших детей, о детско-подростковом суициде.

Основное влияние на формирование полноценной личности ребенка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения. Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда же берутся потом подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, с нежеланием жить, трудновоспитуемые и социально запущенные. Как достигается такой результат?

Упражнение «Чистый лист».  Уважаемые родители, работайте вместе со мной. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Чистый лист». У вас на столах находятся чистые листы бумаги А4, возьмите их, пожалуйста.

Представим себе, что это душа ребенка (психолог демонстрирует чистый лист бумаги, постепенно сворачивая его в четыре части).

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит то же самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (в листе бумаги должна появиться внушающая дыра).

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

А как часто, вы уважаемые родители, задумываетесь над такими вопросами как: какие чувства и переживания, испытывает мой повзрослевший ребенок? Как складываются его отношения с семьей, сверстниками, учителями? Какие проблемы волнуют моего ребенка? Пожалуй, не так часто.

Анкетирование родителей.

Предлагаю ответить Вам на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников и т.д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой любимый предмет в школе?

12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель и почему?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Если на все вопросы Вы ответили «Да», то значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась беда!

Нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы формируют чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости, уходу в себя, что создает условия к попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, побегам детей из дома, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.

Ассоциативная карта. - Какие ассоциации у вас возникают при слове суицид? (ответы родителей: подросток, смерть, боль, страх, одиночество, депрессия, слабость, подавленность, надежда и т.д.)

Информационный блок.

Суицид - это преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Подростковый суицид - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.

Причины и особенности суицидального поведения у подростков проистекают из их личностной нестабильности. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Подросток, у которого неблагоприятно складываются отношения с родителями и одноклассниками, чувствует себя одиноким, чужим и непонятым. К этому присовокупляются разочарования, заставляющие видеть жизнь в мрачном свете, воспринимать во всем, прежде всего, отрицательное. Так появляются тяжелые переживания и возникают различные депрессивные состояния.

Подросток часто переживает проблемы трех «Н»:
* непреодолимость трудностей,
* нескончаемость несчастья,
* неперено­симость тоски и одиночества.

Отчаявшийся подросток вынужден бороться с тремя «Б»:

* беспомощностью,

* бессилием,

* безнадежностью.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

Выделяют несколько форм суицидального поведения:

Демонстративное суицидальное поведение - это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.

Аффективное суицидальное поведение - тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми в состоянии аффекта.

Истинный суицид - намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

Факторами, провоцирующими суицид, выступают следующие ситуации и проблемы:

Употребление алкоголя и наркотиков (согласно статистике, этот фактор обуславливает суицидальное поведение в 75% случаев);
Межличностные конфликты, которые зачастую воспринимаются неадекватно, с преувеличением их значения и травматичности, что вызывает внутренний кризис и драматизацию событий. Неразделенная любовь и ревность, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям. К суици­ду могут привести, как насмешки и постоянное чувство неполноценности у подростков с плохой успеваемостью, так и неожиданная неудача у одаренного подростка, привыкшего к восхищению и не способного пережить чувство обиды, стыда и вины за то, что подвел родителей. Многим отличникам свой­ственна привычка относиться к своим решениям, как к единственно правиль­ным, и неукоснительно исполнять их. При переживании поражения эта особен­ность характера часто подталкивает одаренных подростков к отчаянному шагу;
Состояние переутомления;
Распад родительской семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, ошибки семейного воспитания: частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения;
Расстройства пищевого поведения (анорексия и булимия);
Конфликт с учителем – протест против несправедливости, либо страх наказания и позора;
Смерть близкого человека;
Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травля среды;
Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.

 

Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие мотивы:

 

Протест (месть) - когда своими суицидальными действиями подросток протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";

Призыв (привлечение внимания) - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";

Избегание неудач - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";

Самонаказание - суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...".

Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.

Знаки, сигнализирующие о суицидальном намерении ребёнка.

Заметная перемена в обычных манерах поведения;
Недостаток сна, повышенная сонливость;
Ухудшение, улучшение аппетита;
Признаки беспокойства;
Признаки вечной усталости;
Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду;
Усиление жалоб на физическое недомогание;
Склонность к быстрой перемене настроения;
Отдаление от семьи, друзей;
Упадок энергии;
Отказ от работы в клубах, кружках;
Излишний риск в поступках;
Поглощённость мыслями о смерти или загробной жизни;
Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности;
Усиленное чувство тревоги;
Выраженная безнадёжность;
Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления;
Раздача в дар ценного имущества;
Приведение в порядок всех дел;
Разговоры о собственных похоронах;
Составление записки об уходе из жизни;
Словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что
мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой».

 

Работа в группах. Мозговой штурм «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков».

 

Прежде чем, познакомится с ошибками семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков, мы на примере упражнения проанализируем, что ощущает и переживает ребенок в момент совершения родителями ошибки.

Упражнение «Не кричите на ребенка!»  Выбираются 2 желающих родителя. Один играет роль ребенка, второй - родителя. Задача родителя: кричать на ребенка, по какому-то придуманному поводу, задача «ребенка»: присесть на корточки, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили».

Вопросы для обсуждения

Какие чувства испытывали Вы, находясь в роли родителя?
Какие ощущения испытал на себе «ребенок»?
Хотелось ли изменить ситуацию? Какие действия хотелось предпринять

 

Одну из ошибок семейного воспитания, мы с Вами рассмотрели «Не повышать голос на ребенка, сохранять спокойствие и рассудительность». Далее ваша задача с помощью «мозгового штурма» написать на листах А3 «Ошибки семейного воспитания, которые могут создать почву для суицидального поведения подростков» (демонстрация работ родителями)

 

ОШИБКА ПЕРВАЯ. Родители вольно или невольно провоцируют в ребёнке чувство вины. «Ты огорчаешь меня своим поведением и оценками»; «Мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки. Если бы не ты, мы бы прекрасно отдохнули, а ты расстроил все наши планы» и т.п. Если родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в их плохом настроении, сколько страданий он им доставил, они воспитывают человека, который станет заниматься самоедством. Подросток взвалит всю вину на себя или, в знак протеста, захочет доказать обратное: «Вот я умру, а вы все останетесь виноватыми!».

ОШИБКА ВТОРАЯ. Родители жёстко контролируют поведение, распорядок дня, учёбу и даже настроение ребёнка. Такие родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. В подростковом возрасте чувство беспомощности, возникающее в трудных ситуациях при таком типе воспитания, нередко становится причиной самоубийства.

ОШИБКА ТРЕТЬЯ. Родители относятся к ребёнку, как к своей последней игрушке. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.

ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. Родители стараются объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.

ОШИБКА ПЯТАЯ. Родители постоянно оберегают ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Меры по профилактике и предотвращению подростковых суицидов.

Суицидологи убеждены: вопреки широко распространенному общественному мнению, попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать заранее и предотвратить. Подтверждением является тот факт, что большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом окружающим: 70–80% подростков, совершивших попытки суицида, высказывались до этого о своих намерениях, 10–15% позднее покончили жизнь самоубийством.

Работа с текстом. Метод пометок

Важным элементом профилактики суицидов является профилактика депрессий у подростков, в чем родители также призваны играть важную роль. Когда у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же принимать меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Уважаемые родители! У вас на столах находится информация по профилактике депрессий у подростков. Вам предлагается проранжировать информацию по степени значимости, (т.е., что необходимо делать в первую очередь, во вторую и т.д.) и при помощи системы маркировки текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«галочкой» помечается то, что вам уже известно;
знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению;
знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 

Текстовый материал для работы по методу пометок «Профилактика депрессий у подростков» (приложение1)

 

Уважаемые родители! Время работы с тексами вышла. Предлагаю подвести итоги. Группы внимательно слушают друг друга и делают необходимые дополнения.

Первое что необходимо было сделать это проранжировать, (т.е. определить порядок действия родителей, то что является первостепенным по отношению к ребенку). Демонстрация работ родителями.

Давайте, посмотрим на сколько Вы были правы. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его самочувствии, настроении, переживаниях, вести беседы о будущем, строить планы. Беседы должны быть позитивными, вселять уверенность в самом себе, в своей способности решать проблемы и добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать подростка с другими ребятами — более успешными, бодрыми, энергичными. Такие сравнения могут только усугубить ситуацию и понизить и без того низкую самооценку. Сравнивать можно только подростка -сегодняшнего с подростком- вчерашним, настраивая его на позитивный образ подростка- завтрашнего.

Во-вторых, надо внести разнообразие в обыденную жизнь подростка; заняться с ним новыми делами или подыскать ему какое-то новое занятие, придумать новые способы выполнения домашних обязанностей;

В-третьих, надо проследить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня: хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Физическое здоровье подростка нуждается в пристальном внимании, так как депрессия — психофизиологическое состояние.

В-четвертых, не полагаясь на собственное всемогущество, родителям полезно принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей подростка, психологов, психотерапевтов. Если убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу) не удается, то Вы уважаемые родители можете сами обратиться к ним за консультацией, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.

Памятка для родителей

Родителям необходимо учить подростков:

сосредотачивать свое внимание на хорошем; уметь видеть окружающий мир с точки зрения возможностей, а не препятствий;
заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
уметь сотрудничать с людьми, и ровесниками, и взрослыми; получать понимание и социальную поддержку; помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи;
реализовывать свои возможности в тех сферах деятельности, где подростку действительно этого хочется: в спорте, в танцах, путешествиях, занятиях искусством; чем больше у подростка интересов и занятий, тем меньше он будет поддаваться влиянию негативных факторов, и тем реже он будет использовать такую стратегию решения проблем, как избегание; посещение различных кружков, секций и курсов не только расширяет кругозор подростка, но и помогает ему найти больше друзей и поддержку.

 

Действенным инструментом преодоления пессимизма, критичности по отношению к себе и другим, скептицизма - является методика «Диета хороших новостей».

Каждый член семьи берет на себя обязательство запомнить в течение дня как минимум три своих мысли, эмоции, поступка, за которые он мог бы похвалить себя. Вечером, за ужином в кругу семьи, каждый делится с близкими этими своими наблюдениями за собой. Это помогает снова пережить приятные моменты, а, кроме того, дает возможность родным людям оценить успехи друг друга, сказать добрые слова поощрения и поддержки.
Если Ващи сын или дочь не готов к такому общению с близкими людьми, ему можно рекомендовать вспомнить лучшие моменты прожитого дня в одиночестве, готовясь ко сну.
Тем самым он во-первых, научится выхватывать из жизни своим внутренним взором то, что является, безусловно, положительным; сделает это фокусом своего внимания; во-вторых, перестанет приписывать себе, близким людям и событиям своей жизни отрицательные ярлыки, искажающие его представления о себе и своей жизни. Вовлечение в осуществление этой «диеты» всей семьи, придаст внутрисемейному общению плодотворный вектор развития, научит видеть друг в друге лучшее.

 

 

Рефлексия «Чудесный ларец».  Уважаемые родители! Наш семинар-практикум подходит к логическому завершению. Вы активно и дружно работали, старались выполнять все наши задания и рекомендации. Аплодисменты друг другу.

 

И в заключении мы хотели бы получить обратную связь. Предлагаем Вам написать на стикерах, что Вы положите в чудесный ларец и возьмете с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Спасибо за внимание!

Литература

Акопов Г.В. и др.(ред.)Методы профилактики суицидального поведения.- Самара-Ульяновск, 1998 г.

Возрастная психология: детство, отрочество, юность/Хрестоматия/Сост.В.С.Мухина, А.А.Хвостов-М: 2000-624с.

Семейное воспитание: Как стать хорошим родителем. Методическое пособие для родителей. Книга 1. Астана, 2012 г.

Семейное воспитание: Как стать хорошим родителем. Методическое пособие для родителей. Книга 2. Астана, 2012 г.

Снайдер Р. Практическая психология для подростков.-М., 1995г..

ttps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/09/refleksiya-kak-etam-sovremennogo-roditelskogo-sobraniya

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/04/23/seminar-dlya-pedagogov-deviantnoe-povedenie

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/roditiel_skoie_sobraniie_po_profilaktikie_suitsida_i_pravonarushienii_ia_i_moi_r



Родительское собрание Профилактика суицида
PPTX / 1.59 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.