Информация о программно-методическом обеспечении работы по профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся образовательных организаций
Информация о программно-методическом обеспечении работы
по профилактике аддиктивного поведения среди
обучающихся образовательных организаций
Перечислите профилактические программы по предупреждению аддиктивного поведения, реализуемые в образовательной организации, которые были утверждены в 2015/16 уч. г., с указанием: авторства, основных направлений профилактики, количества учебных часов, субъекта профилактики (обучающиеся, родители), возраста обучающихся и/или уровня образования (тип организации, ступень обучения)
Ступень обучения/классы |
Младшее звено: 1-4 классы |
Субъект профилактики |
Обучающиеся |
Название программы |
«Уроки психологического здоровья» |
Раздел/направление профилактики |
В раздел «Психология отношений: Ты – Я – Он/Она =Мы» программы «Уроки психологического здоровья» включена ранняя профилактика ПАВ» направленная на формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, интернет-зависимость; сохранение и укрепление психического и психологического здоровья обучающихся. |
Цель |
Создание условий для профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников 1-2 кл.: формирования и развития умения контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми; 3 кл.: приобщения детей к здоровому образу жизни, приобретения опыта поведения в окружающем мире, общения с другими людьми – сверстниками, взрослыми; 4 кл.: обучения детей равноправному общению и взаимоотношениям, развития умения отстаивать собственное мнение и считаться с интересами других. |
Автор |
Рабочая программа «Уроки психологического здоровья» разработана на основе программы развивающих занятий в 1-4 классе «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачковой, А.Х. Поповой, рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях. |
Количество учебных часов |
1 класс - 5 часов, 2 класс - 5 часов, 3 класс - 5 часов, 4 класс - 5 часов |
Ступень обучения/классы |
Среднее звено: 5 класс |
Субъект профилактики |
Обучающиеся |
Название программы |
«Уроки психологического здоровья» |
Раздел/направление профилактики |
Третий блок «Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы» программы «Уроки психологического здоровья» направлен на профилактику ПАВ формирование здорового образа жизни, развитие и становление Я-концепции подростка, профилактику школьной и социальной дезадаптации. |
Цель |
Создание условий для профилактики возникновения вредных привычек у младших подростков формирования бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, избегание вредных привычек. |
Автор |
Рабочая программа «Уроки психологического здоровья» разработана на основе программы развивающих занятий в 5 классе «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)», Хухлаева О.В., рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях |
Количество учебных часов |
7 |
Ступень обучения/классы |
Среднее звено: 6-9 классы |
Субъект профилактики |
Обучающиеся |
Название программы |
«Азбука общения» |
Раздел/направление профилактики |
Раздел «Мир: Я и другие» программы «Азбука общения» направлен на профилактику подростковой наркомании, развитие навыков противостояния и сопротивления распространению наркомании. |
Цель |
Создание условий для повышения уровня социально-психологической компетенции подростков, снижения вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками. обучения умениям детей делать выбор в сторону наиболее адекватного способа решения жизненных задач. |
Автор |
Рабочая программа «Азбука общения» составлена для подростков на основе «Программы по развитию эмоционально-волевой и личностной сферы у детей младшего и среднего школьного возраста» (в основе модификация программы под редакцией С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»), автора педагога-психолога Свешникова Г.Б., "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе", автора педагога-психолога Коуркиной Р.Р. |
Количество учебных часов |
6 класс – 5 часов, 7 класс – 5 часов, 8 класс – 5 часов, 9 класс – 4 часа. |
Ступень обучения/классы |
Старшее звено: 10-11 классы |
Субъект профилактики |
Обучающиеся |
Название мероприятия |
Тренинг по развитию позитивных жизненных целей |
Направление профилактики |
Направлен на профилактику адиктивного поведения, развитие навыков противостояния и сопротивления распространению наркомании. |
Цель |
Создание условий для повышения уровня информированности детей о проблеме наркомании, изменение отношения детей к наркомании, умение сказать «Нет» наркотикам, развитие мотивации к сохранению здоровья. |
Автор |
Г.И. Макартычева |
Количество учебных часов |
10-11 классы – 2 часа. |
2. Опишите методическое и информационное обеспечение профилактической работы в школе:
2.1. наличие школьного банка данных технологий работы с обучающимися по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков (картотека, компьютерный банк, библиотека, кино-аудиотека и др.) (дать краткую характеристику, описать результативность)
Методическое и информационное обеспечение профилактической работы |
|
Библиотека школы |
I. Серия книг в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению несовершеннолетних. Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. II.Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А «Энциклопедия независимости» |
Библиотека психолога |
1.С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович «Профилактика подростковой наркомании, навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» 2. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения» 3.Н.П. Штенцова, Н.П. Вычужганина «Фомиррование Я-концепции подростков «группы риска» 4. Л.А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» 5. Майорова Н.П.. Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам в школе» 6. В.Ю. Климович «Детство без алкоголя» 7. Безруких М.М.. Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб. тетр. для 2 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись понимать других: Раб. тетр. для 3 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись общаться: Раб. тетр. для 4 класса» |
Краткая характеристика: |
предоставление объективной информации о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; обеспечение психопрофилактической работы по формированию у детей антинаркотических установок, благодаря которым, поведение детей осуществляется в рамках здорового и безопасного образа жизни; осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами, оказание помощи эффективно противостоять распространению алкоголизма, наркомании, игромании, формирование твердого характера, нравственной силы, способной противостоять пагубному влиянию вредных привычек. |
Результативность: |
Изменения дезадаптивных форм поведения учащихся на адаптивные. Ведение здорового образа жизни среди большинства подростков. Снижение риска возникновение у детей рискованных видов поведения. Увеличение количества выпускников школы с успешной адаптацией и социализацией в современных условиях. |
3. Опишите наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в образовательной организации. Отметьте те технологии профилактической деятельности, которые, на Ваш взгляд, носят инновационный характер.
Технологии по профилактике адиктивного поведения детей: |
|
начальное звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, педагогических «мастерских». Формы: круглый стол, беседа, ролевая игра, рисуночные методы, арт-терапия, сказка-терапия, интерактивные игры, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием |
среднее звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, проблемно-диалоговые, педагогических мастерских, тренинговые технологии. Информационные технологии. Технология критического мышления. Формы: круглый стол, тренинг, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием, социального взаимодействия, психологическая игра. |
старшее звено |
Интерактивные технологии – технология проектного режима, социального взаимодействия, тренинговые технологии. Информационные технологии. Технология критического мышления. Формы: круглый стол, лекция, тематический час, семинар, тренинг, ролевая и деловая игра, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием |
Технологии профилактической деятельности, которые носят инновационный характер: интерактивные - Тренинговые, Критического мышления, Педагогических «мастерских», Социального взаимодействия |
4. Перечислите проблемы образовательной организации при организации и проведении работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков и пути решения:
Увеличение числа неблагополучных семей
употребление родителями алкоголя,
недостаточная забота о ребенке со стороны родителей,
конфликты в семье,
недостаток воспитания из-за работы вахтовым отъездом,
воспитание ребенка бабушкой, дедушкой