Отчет «Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях муниципального/городского округа Новосибирской области» за 2017-2018 учебный год
Отчет «Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях муниципального/городского округа Новосибирской области»
Укажите количество проведенных мероприятий по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения в 2017 году:
Количество мероприятий |
Общее число участников |
|
Совещаний по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних с участием заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
26.10.2017. Выступление на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тогучинского р-на НСО |
3 |
Семинаров по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних |
1 для классных руководителей |
12 |
Мероприятий для родителей по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних |
15 |
68 |
Мероприятий для педагогических работников по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних |
3 |
24 |
Мероприятий для детей по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних |
21 |
135 |
Курсов повышения квалификации специалистов по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних |
9 |
13 |
Опишите научно-методическое обеспечение профилактической работы в вашей ОО - наличие методической литературы, материаловпо профилактике подросткового суицида (Дать характеристику использования)
Научно-методическое и информационное обеспечение профилактической работы |
|
Библиотека школы |
I. Серия книг в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»: Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению несовершеннолетних. Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. II. Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А «Энциклопедия независимости». III. Иванова Т., Иоффе А., и др. «Мой выбор», учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение. |
Библиотека психолога |
Е.И. Дубровинская, О.С. Петунс «Игровая программа профилактики зависимости от ПАВ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль». С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович«Профилактика подростковой наркомании, навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании». Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения». Н.П. Штенцова, Н.П. Вычужганина «Фомиррование Я-концепции подростков «группы риска». Л.А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». Н.П. Майорова,Е.Е. Чепурных,С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам в школе». В.Ю. Климович «Детство без алкоголя». М.М. Безруких,А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб. тетр. для 2 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись понимать других: Раб. тетр. для 3 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись общаться: Раб. тетр. для 4 класса». Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии». Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников». В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие», тренинги социальных навыков. Л.А. Котельникова, Г.М. Сайфуллина «Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога-психолога со старшими подростками», учебно-методическое пособие. |
Краткая характеристика: |
предоставление объективной информации о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; обеспечение психопрофилактической работы по формированию у детей антинаркотических установок, благодаря которым, поведение детей осуществляется в рамках здорового и безопасного образа жизни; осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами, оказание помощи эффективно противостоять распространению алкоголизма, наркомании, игромании, формирование твердого характера, нравственной силы, способной противостоять пагубному влиянию вредных привычек. |
З. Опишите информационное обеспечение профилактической работы -
- формы информирования учащихся о работе служб экстренной психологической помощи, подросткового телефона доверия:
информационный планшет,
сайт школы http://s_kiik.tog.edu54.ru,
общешкольные линейки,
памятки в дневники обучающихся,
родительские собрания,
«Уголки безопасности» в школе и в учебных кабинетах,
часы общения классных руководителей с учениками «Время доверять»
- ведение профилактической работы в сети интернет (на сайте ОО):
Безопасный интернет для детей http://s_kiik.tog.edu54.ru/p21aa1.html;
Консультации для родителей и педагогов http://s_kiik.tog.edu54.ru/p9aa1.html
4.Какие конкретно программы, предложенные в Типовой модели, или их модификации используются в ОО?
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье – это жизнь», план работы совета профилактики по данной программе с целью
- профилактики и преодолении социально-психологической дезадаптации детей;
- предупреждения суицидальных действий среди подростков, развития стрессоустойчивости, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся.
Назовите основные мероприятия по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения, проводимые в рамках работы с несовершеннолетними в ОО.
С учащимися для обеспечения продуктивного психического развития и становления личности, снижения или устранения отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников проводилась коррекционно-развивающая работа:
Тематические занятия
младшее звено
Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека»
1 класс. Цель: формировать осознанное отношение к здоровью, убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.
Игра «Друзья»
1-4 классы. Цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству.
Час общения «Как научиться жить без драки».
3 класс. Цель: профилактика агрессивного поведения детей, развитие психологической культуры.
Классный час с элементами игры «Правовая азбука»
1,3 классы. Цель: создание определенных условий для социализации личности, подготовка учащихся для вхождения в гражданское правовое общество.
среднее и старшее звено
Игра «Две планеты».
5-7 классы. Цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека.
Занятие-игра«Барьеры непонимания»
5-8 классы. Цель: содействие пониманию некоторых важных особенностей общения между людьми
Занятие «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает»
-
класс. Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам, систематизировать знания о правилах вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков.
С целью предупреждения девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков с детьми проведены следующие профилактические мероприятия
Тематические мероприятия
младшее звено
Занятие – игра «Привычки и здоровье»
1-2 классы. Цель: способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Психологическое занятие-игра «Привычки и здоровье»
3 класс. Цель: формирование у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредные.
Серьезный разговор «Учусь говорить «НЕТ!»
4 класс. Цель: сформировать у детей представление об опасных возможностях неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, отработать умения безопасного поведения при встрече с ним, пропагандировать ЗОЖ
среднее звено
Работа в группах «Злость и агрессия»
5-7 классы. Цель: создать условия для обращения детей к собственному опыту агрессии, разрядить агрессивные тенденции в поведении, обучать способам безопасной разрядки агрессии
Кинолекторий «Нравственные ценности»
6-7 классы. Цель: осмыслить основные понятия нравственности, нравственных и безнравственных поступков.
Урок-диалог «Думаем о будущем сегодня»
6 класс. Цель:сформировать правила противостояния групповому давлению и неприятия психоактивного вещества.
Психологический классный час: «Опасные удовольствия».
7 класс. Цель: сформировать у детей представление об опасности воздействия ПАВ на здоровье и жизнь.
Коммуникативный тренинг: «Все в твоих руках»
8 класс. Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактика воздействия вредных зависимостей.
старшее звено
Ситуативная игра «Человек среди людей»
9-10 классы. Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека.
Час общения «Путь к себе»
10 класс. Цель: формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;способствовать формированию адекватной самооценки.
Тренинговое занятие «Наркомания - Путь в Никуда»
9-11 классы. Цель: пропаганда ЗОЖ, предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации (ДА) подростков.
Для формирования личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений, психологического здоровья, эмоциональной устойчивости организованы и проведены групповые и индивидуальные консультации
младшее звено
ГК. Классный час «Умеешь ли ты дружить?» 1-4 классы.
ИК. «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…» 4 класс.
ГК. Классный час «Азы безопасности». 1 класс.
Цели: учить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми, быстро и правильно принимать решения и действовать в сложных ситуациях
среднее и старшее звено
ГК. Диспут «Как научиться жить дружно?». 5-6 классы.
Групповая беседа «Искусство каждодневного общения» 7 класс
ИК. «Умей владеть собой» 7-8 классы.
ИК. «Уважение к людям есть уважение к самому себе». 5, 8 классы.
ИК. «Как гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром?». 6-8 классы.
ИК. «Смотри в будущее с надеждой». 9-10 класс.
ИК. «Я в этом мире не один». 10 класс.
ИК. «Будь сильнее обстоятельств». 8-10 класс.
Какой информацией владеют специалисты ОО (психологи, социальные педагоги и др.) об участии обучающихся в различных тематических интернет-группах, склоняющих к суицидальному поведению? достаточно осведомлены.
Если в ОО зафиксированы случаи суицидальных попыток/завершенных суицидов подростков, связанных
со свободным доступом подростков к интернет-пространстве, наносящей вред их жизни и здоровью, укажите их количество - нет
с участием в закрытых группах социальных сетей, укажите их количество - нет
каким образом специалисты выявляют Данную взаимосвязь?
наблюдение за детьми во время уроков и на переменах,
тестирование учащихся,
индивидуально-групповые встречи с детьми и подростками,
общение с родителями,
посещение семей на дому,
взаимодействие с классными руководителями
Какие формы профилактической работы с несовершеннолетними, вовлеченными в тематические группы в интернет - пространстве, призывающие к суицидальному поведению, используют специалисты ОО?
тренинги,
психологические классные часы,
диспуты,
видео-лектории,
АРТ - терапевтические занятия,
круглый стол
Перечислите, какие категории работников ОО или привлеченных специалистов осуществляют работу по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних - все категории
Опишите используемые в ОО формы повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов по проблеме профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.
С целью повышения уровня психологических знаний культуры всех участников образовательного процесса, предупреждения девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи для педагогов предусмотрены:
индивидуальные и групповые консультации,
круглые столы,
семинары-практикумы,
заседания М/О.
В целях формирования психологического здоровья организованы групповые консультации:
«Создание позитивного психологического климата в коллективе».
«Учет в воспитании психологических состояний ребенка – предпосылка успешного взаимодействия педагога в ребенке»
В целях просвещения проведена педагогическая трибуна (обмен опытом)
«Технология построения отношений в школе на основе доверия, взаимопонимания, ответственности»
Перечислите программы повышения квалификации по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних,которые посетили руководители ОО, педагогические работники и специалисты сопровождения в 2017-2018 году
Тема |
Целевая группа |
Объем (кол-во часов) |
29.11.2017. Всероссийский вебинар "Нарушения поведения у детей дошкольного возраста" |
педагог-психолог |
Учебно-Методический портал 2 |
01.12.2017. Международный вебинар "Клинико-психологические аспекты девиантного (отклоняющегося) поведения у детей и подростков" |
педагог-психолог |
Учебно-Методический портал 2 |
02.12.2017. Международный вебинар "Неврозы у детей: причины, проявления и профилактика" |
педагог-психолог |
Учебно-Методический портал 4 |
03.12.2017. Международный вебинар "Психолого-педагогическая помощь дезадаптированным детям и подросткам" |
педагог-психолог |
Учебно-Методический Портал 2 |
14.12.2017. Областной родительский лекторий: «Агрессивный подросток: как вести себя родителям» |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
Областной центр диагностики и консультирования 1 |
23.12.2017. Вебинар «Это должен знать каждый: роль педагога в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних» |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
Областной центр диагностики и консультирования 2 |
15.02.2018. Вебинар "Первичная педагогическая профилактика вредных привычек" |
педагог-психолог |
Москва. Корпорация РУ "Дрофа. Вентана-Граф" 1 |
17.05.2018. Вебинар "Такая непростая эмоция обиды! Экцистенциальное понимание. О пользе и вреде обиды. Как мы справляемся с обидой?" |
педагог-психолог |
Москва "Просвещение" 2 |
22.05.2018. Вебинар "Толерантность - учим детей строить отношения с детства" |
педагог-психолог |
Москва. Корпорация РУ "Дрофа. Вентана-Граф" 1 |
Перечислите формы работы с родителями по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.
КЛАСС |
МЕРОПРИЯТИЕ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Профилактическое направление |
||
1-4 |
Обмен мнениями «Поощрения и наказания в семье». Цель: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения наказания ребенка в семье. |
классный руководитель, социальный педагог |
1-3 |
Родительское собрание по здоровьесбережению «Не запрет, а предупреждение». |
классный руководитель |
1-4 |
Родительский форум «Как вырастить ребенка нравственным?» Цель: обсудить проблему воспитания нравственности в детях; формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества. |
классный руководитель, руководитель совета профилактики |
1-4 |
Круглый стол «Здоровье - это возможность возможностей». Цель: формировать понимание ценности психического и психологического здоровья ребенка. |
классный руководитель |
5-6 |
Семейный клуб «О детском одиночестве» Цель: обсудить проблему детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка; показать родителям значение общения с детьми для становления и развития ребенка. |
классный руководитель, социальный педагог |
5-7 |
Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» Цель: помочь понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей. |
классный руководитель |
5-8 |
Семинар «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». Цель: обсудить проблему значения развития эмоциональной сферы; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию положительных эмоций у учащихся. |
классный руководитель |
6-8 |
Обмен мнениями «Ваш ребенок влюбился». Цель: подготовить родителей к проблеме взросления их детей. |
классный руководитель |
7-8 |
Дискуссия «Как говорить со своим ребенком о любви и сексе». Цель: способствовать пониманию необходимости помочь ребенку в трудных ситуациях, связанных с первым чувством; обсудить пути, способные уберечь ребенка от необдуманных поступков. |
классный руководитель |
10 |
Круглый стол «Здоровье - это возможность возможностей» Цель: формировать понимание ценности психического и психологического здоровья ребенка. |
классный руководитель |
Просветительское направление |
||
1 |
Обучающий семинар «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром». Цель: обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников. |
классный руководитель |
1-4 |
Обмен мнениями «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка». |
классный руководитель, руководитель совета профилактики |
5-8 |
Групповая консультация «Поможем детям выбрать профессию». |
классный руководитель, социальный педагог |
6-7 |
Тематический вечер «Любовь – ответ на проблему человеческого существования». |
классный руководитель |
8-9 |
Мини-лекция «Любовь в семье как моральная ценность». Цель: способствовать формированию представлений о семье и семейных ценностях в жизни человека. |
классный руководитель |
1-11 |
Месячник работы с родителями. |
заместитель директора по УВР |
1-10 |
Индивидуальное консультативное направление «Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня». «Микроклимат в семье - залог здоровья ребенка». |
классный руководитель, педагог-психолог |
Опишите наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике подросткового суицида в ОО.
Технологии по профилактике подросткового суицида в ОО: |
|
начальное звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия. Формы: круглый стол, беседа, ролевая игра, рисуночные методы, арт-терапия, сказка-терапия, интерактивные игры, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. |
среднее звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, проблемно-диалоговые, тренинговые технологии. Информационные технологии. Технология критического мышления. Формы: круглый стол, тренинг, дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием, социального взаимодействия, психологическая игра. |
старшее звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, тренинговые технологии. Информационные технологии. Технология критического мышления. Формы: круглый стол, лекция, тематический час, семинар, тренинг, ролевая и деловая игра, психотерапевтические занятия, конференция, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. |
Технологии профилактической деятельности, которые носят инновационный характер: интерактивные - Тренинговые, Критического мышления, Социального взаимодействия |
Перечислите проблемы при организации и проведении работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних.
Увеличение числа неблагополучных семей:
употребление родителями алкоголя,
недостаточная забота о ребенке со стороны родителей,
конфликты в семье,
материальный недостаток,
недостаток воспитания из-за работы вахтовым отъездом,
воспитание ребенка бабушкой, дедушкой