Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся в образовательных организациях Тогучинского района Новосибирской области за 2018-2019 учебный год

4
0
Материал опубликован 5 June 2019 в группе


текстовый материал
DOCX / 47.85 Кб

 

 

Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного  поведения обучающихся  в образовательных организациях Тогучинского района Новосибирской области

1.      Опишите научно-методическое обеспечение профилактической работы в вашей ОО

– наличие методической литературы, материалов по профилактике подросткового суицида (дать характеристику использования):

Научно-методическое и информационное обеспечение профилактической работы

Библиотека школы

I. Серия книг в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»:

1)      Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

2)      Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска.

3)      Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

4)      Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению несовершеннолетних.

5)      Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи.

II. Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А «Энциклопедия независимости».

III. Иванова Т., Иоффе А., и др. «Мой выбор», учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Библиотека психолога

1.      Е.И. Дубровинская, О.С. Петунс «Игровая программа профилактики зависимости от ПАВ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль».

2.      С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович «Профилактика подростковой наркомании, навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании».

3.      Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения».

4.      Н.П. Штенцова, Н.П. Вычужганина «Фомиррование Я-концепции подростков «группы риска».

5.      Л.А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».

6.      Н.П. Майорова,Е.Е. Чепурных,С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам в школе».

7.      В.Ю. Климович  «Детство без алкоголя».

8.      М.М. Безруких,А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова

«Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб. тетр. для 2  класса»,

«Все цвета, кроме черного. Учись понимать других: Раб. тетр. для 3  класса»,

«Все цвета, кроме черного. Учись общаться: Раб. тетр. для 4  класса».

9.      Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии».

10.  Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников».

11.  В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие», тренинги социальных навыков.

12.  Л.А. Котельникова, Г.М. Сайфуллина «Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога-психолога со старшими подростками», учебно-методическое пособие.

Краткая характеристика:

 

ü  предоставление объективной информации о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

ü  обеспечение психопрофилактической работы по формированию у детей антинаркотических установок, благодаря которым, поведение детей осуществляется в рамках здорового и безопасного образа жизни;

ü  осознание сущности  наркотической зависимости идет  параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами,

ü  оказание помощи эффективно противостоять распространению алкоголизма, наркомании, игромании,

формирование твердого характера, нравственной силы, способной противостоять пагубному влиянию вредных привычек.


- наличие банка данных технологий работы с обучающимися по профилактике суицида (картотека, компьютерный банк, библиотека, кино-аудиотека и д.р.) (дать краткую характеристику, описать результативность)

Ö          педагогами используется банк технологий (игровые, интерактивные, кино-аудиотека), разработанныйспециалистами ГОБУ МО ЦППМС – помощи http://www.cpmss.ru/profilaktika_zhe/bank_dannyh_tehn/;

Ö          http://www.pobedish.ru/main/izmeni?id=201

 

2.       Опишите информационное обеспечение профилактической работы - формы информирования учащихся о работе служб экстренной психологической помощи, подросткового телефона доверия:

ü  информационный планшет,

ü  сайт школы  http://s_kiik.tog.edu54.ru,

ü  общешкольные линейки,

ü  памятки в дневники обучающихся,

ü  родительские собрания,

ü  «Уголки безопасности» в школе и в учебных кабинетах,

ü  часы общения классных руководителей с учениками «Время доверять»

- ведение профилактической работы в сети интернет (на сайте ОО):

ü  Безопасный интернет для детей      http://s_kiik.tog.edu54.ru/p21aa1.html;

ü  Консультации для родителей и педагогов    http://s_kiik.tog.edu54.ru/p9aa1.html

 

3.      Какие конкретно программы, предложенные в Типовой модели, или их модификации используются  в ОО?

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье – это жизнь», план работы совета профилактики по данной программе с целью

-  профилактики и преодолении социально-психологической дезадаптации детей;

- предупреждения суицидальных действий среди подростков, развития стрессоустойчивости, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся.

 

4.  Назовите основные мероприятия по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения, профилактике буллингапроводимые в рамках работы с обучающимися в ОО:

Работа с обучающимися

 

класс

мероприятие

 

Коррекционно-развивающее направление

Задача - обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, личностного роста; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения

1

Развивающее занятие с элементом тренинга "Что такое ДОБРОТА?"

2-4

Социально-психологический тренинг "Дорогою добра"

7-9

Групповое коррекционное занятие для подростков «Я сам строю свою жизнь»

Цель:социально-психологическая адаптация подростка к условиям жизни, стремление к самосовершенствованию

9

Практическое занятие «Ценить настоящее» (технология критического мышления).

Цель: помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

10, 11

Тренинг уверенности «Успех внутри нас»

Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

 

Консультативное направление

Задача – формирование личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений

9

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЗАБОТА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ!

Деловой разговор «Умей сказать «НЕТ!»»

10, 11

Индивидуальная консультация – подумаем вместе! «О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах»

11

Индивидуальная консультация – подумаем вместе!«Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта»

7-9

Классный час «Учитесь властвовать собой»

8

Групповая консультация – забота о психологическом здоровье! Деловой разговор «Умей сказать «НЕТ!»»

9,11

Психологический тренинг "Экзамен без стресса" с целью снижения эмоциональной напряженности выпускников, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы

11

Психологическое занятие с элементами тренинга для выпускников "Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ" с целью обучения способов релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, развития уверенного поведения.

 

Профилактическое направление

Задача -предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи.

7, 8

Видео-лекторий «Все в твоих руках»

Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей

9

Давайте поговорим «Грани моего Я»

Цель: развитие позитивной «Я-концепции», воспитание уверенной, самодостаточной личности. 

10

Ситуативная игра«Человек среди людей»

Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека

7-9

Тренинг«Быть уверенным – это здорово!»

Цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению

11

Этический диалог«В чем смысл жизни?»

Цель: формирование у учащихся позитивного мышления, поиск и обретение старшеклассниками жизненных смыслов и жизнеутверждающих ценностей.

7, 8, 10

Психологический классный час «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Цель: развитие способностей саморегуляции, освоение способов организованной деятельности»

9

Воспитательный час «Жизнь прекрасна и удивительна!»

Цель:способствовать формированию правильных и высоконравственных представлений о жизни, осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов

9-11

Психологический квест-игра "Вместе все преодолеем"

7

Откровенный разговор «Познай себя»

Цель: Расширить представление учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

1-11

Психологический забор "Вместе делаем добро!"

 

Просветительское направление

Задача -повышение уровня психологических знаний ипсихологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании, профессиональном самоопределении, ЗОЖ

7-9

Познавательный урок «Время взрослеть»

Цель: создание условий для обращения подростков к собственным перспективным планам

9

Занятие«Самопознание и общение».

Цель: создать у учеников мотивацию на самопознание, дать представление о значении общения в жизни человека. Формировать у учащихся умение объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.

10

Творческая мастерская «Доброта – это солнце, которое согревает душу»

Цель: развивать духовно – нравственные качества учащихся: доброту, доброжелательность; воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим. 

9-11

Профориентационная игра для старшеклассников "Свой мир мы строим сами"

 

5.      Какой информацией владеют специалисты ОО (психологи, социальные педагоги и др.) об участии обучающихся в различных тематических  интернет-группах, склоняющих к суицидальному поведению?__Достаточно осведомлены.

 

6.      Если в ОО зафиксированы случаи суицидальных попыток/завершенных суицидов подростков, связанных

- со свободным доступом подростков к интернет-пространстве, наносящей вред их жизни и здоровью, укажите их количество - Нет

- с участием в закрытых группах социальных сетей, укажите их количество - Нет

- каким образом специалисты выявляют данную взаимосвязь?

ü  наблюдение за детьми во время уроков и на переменах,

ü  тестирование учащихся,

ü  индивидуально-групповые встречи с детьми и подростками,

ü  общение с родителями,

ü  посещение семей на дому,

ü  взаимодействие с классными руководителями

 

7.      Какие формы профилактической работы с несовершеннолетними, вовлеченными в тематические группы в интернет - пространстве, призывающие к суицидальному поведению, используют специалисты ОО?

ü  коммуникативные тренинги,

ü  арт-терапевтические занятия,

ü  диспуты,

ü  коррекционно-развивающие занятия,

ü  видео-лектории,

ü  проблемные диспуты,

ü  познавательные встречи,

ü  психологические классные часы,

ü  круглый стол

 

8.    Перечислите, какие категории работников ОО или привлеченных специалистов осуществляют работу по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних: Все категории персонала

 

9.                  Опишите используемые в ОО формы повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов по проблеме профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения обучающихся, по профилактике буллинга:   Курсовая подготовка

 

10.              Перечислите программы повышения квалификации по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних, профилактике буллинга, которые посетили руководители ОО, педагогические работники и специалисты сопровождения в 2018 году.

 

Тема

Должность

Объём (кол-во часов)

Наименование организации, реализующей программу повышения квалификации

29.08.2019. Вебинар "Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 1."

педагог-психолог,

учителя начальных классов

1

РУ "Дрофа" "Вентана граф"

31.08.18. Вебинар "Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 2."

педагог-психолог,

учителя начальных классов

1

РУ "Дрофа" "Вентана граф"

10.10.2018. Вебинар "Эффективные коммуникации участников образовательного процесса: знания и умения для профессионального общения. Развитие эмоционального интеллекта"

педагог-психолог,

классные руководители

1

РУ "LECTA"

29.10.2018. Вебинар "Сложные дети"", или как общаться с агрессивными и застенчивыми детьми

педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

1

РУ "Дрофа" "Вентана граф"

26.11.2019. Вебинар "Сказка как средство постижения учащимися 3 классов основных нравственных ценностей"

педагог-психолог,

учителя начальных классов

1

РУ "Дрофа" "Вентана граф"

13.12.2018. Вебинар"Стресс перед экзаменом: как помочь ребенку сохранить психологическую устойчивость"

педагог-психолог,

классные руководители

2

ГБУ НСО "ОЦДиК"

17.12.-29.12.2018. Всероссийский вебинар «Профилактика аутодеструктивного и суицидального поведения несовершеннолетних с учетом личностных и социально-психологических индикаторов"

педагог-психолог

18

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей"

25.01.2019. Вебинар"Подростковое (детское) волонтерство, как средство формирования самостоятельности и инициативы " (в основе материалы конкурсных работ по XIV недели психологии"Психология и волонтерство: точки соприкосновения")

педагог-психолог,

классные руководители

2

ГБУ НСО "ОЦДиК"

28.02.2019. Вебинар"Организация социально-психологического тестирования обучающихся на территории Новосибирской области в 2019г. Эффективные технологии профилактики суицидального, аддиктивного и деликвентного поведения несовершеннолетних-презентация лучших программ"

руководители ОО, педагог-психолог,

классные руководители

2

ГБУ НСО "ОЦДиК"

28.03.2019. Вебинар"Требования к разработке психолого-педагогических программ, направленных на работу с обучающимися "группы риска""

педагог-психолог,

социальный педагог

2

ГБУ НСО "ОЦДиК"

25.04.2019. Вебинар"Буллинг-как распознать и преодолеть возникшую опасность?"

педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители

2

ГБУ НСО "ОЦДиК"

24.04.2019. Вебинар"Психологическая компетентность педагога в работе детьми группы суицидального риска"

педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители

2

НИПКиПРО НСО

 

11.   Перечислите формы работы с родителями по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся, профилактике буллинга:

Работа с родителями

 

класс

мероприятие

ответственные

 

 

Профилактическое  направление

 

 

среднее

звено

Родительские собрания«Неконфликтное общение ребенка с родителями»

Цель: сохранение и развитие здоровья детей, воспитание ЗОЖ; содействие на познавательное развитие ребенка, его потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании; мотивирование родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей; профилактика ПАВ

классные

руководители

5-9

Круглый стол для родителей "Воспитание заботой и милосердием!"

педагог-психолог

8-9

Профориентационный тренинг "Моя профессия-мое будущее" (совместная работа с родителями)

педагог-психолог,

социальный педагог

старшие классы

Семинары-практикумы «Пути самоутверждения подростка»

Цель: обсудить проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать умению преодолевать конфликтные ситуации в системе «учитель-ученик-родитель», стимулировать потребность в эмоциональном контакте с детьми

классные руководители

 

Профилактическое направление

 

1-11

Индивидуальная консультация – подумаем вместе! «Вслушайтесь, что говорят ваши дети»

классные руководители

 

12.  Опишите наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике подросткового суицида в ОО:

 

Технологии по профилактике подросткового суицида в ОО:

среднее звено

Интерактивные технологии – социального взаимодействия, проблемно-диалоговые, тренинговые, информационные технологии.

Формы:тренинг, дискуссия, мозговой штурм, психотерапевтические занятия, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием, социального взаимодействия, психологическая игра.

старшее звено

Интерактивные технологии – социального взаимодействия, тренинговые технологии. Информационные технологии.

Формы: тематический час, психологический квест-игра, тренинг, психотерапевтические занятия, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Технологии профилактической деятельности, которые носят инновационный характер: интерактивные - Тренинговые, Критического мышления, Социального взаимодействия

 

13.  Перечислите проблемы при организации и проведении работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения обучающихся:

Увеличение числа неблагополучных семей:

Ö          употребление родителями алкоголя,

Ö          недостаточная забота о ребенке со стороны родителей,

Ö          конфликты в семье,

Ö          материальный недостаток,

Ö          недостаток воспитания из-за работы вахтовым отъездом,

Ö          воспитание ребенка бабушкой, дедушкой

 

14.  Сформулируйте предложения для проектирования плана по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся  на 2019-2020 г.г.:

Ö          Организация межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, медицинскими, правоохранительными  учреждениями с целью профилактики детского суицида и рискового поведения подростков и молодежи;

Ö          Обеспечение практической помощи педагогам, психологам, социальным педагогам, классным руководителям  по вопросам организации и проведении занятий с детьми с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, нарушения эмоционально-волевой сферы, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации.

Комментарии
Комментариев пока нет.