Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся в образовательных организациях Тогучинского района Новосибирской области за 2018-2019 учебный год
текстовый материал
DOCX / 47.85 Кб
Информация о состоянии работы по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся в образовательных организациях Тогучинского района Новосибирской области
1. Опишите научно-методическое обеспечение профилактической работы в вашей ОО
– наличие методической литературы, материалов по профилактике подросткового суицида (дать характеристику использования):
Научно-методическое и информационное обеспечение профилактической работы |
|
Библиотека школы |
I. Серия книг в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»: 1) Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. 2) Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. 3) Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. 4) Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению несовершеннолетних. 5) Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. II. Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А «Энциклопедия независимости». III. Иванова Т., Иоффе А., и др. «Мой выбор», учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение. |
Библиотека психолога |
1. Е.И. Дубровинская, О.С. Петунс «Игровая программа профилактики зависимости от ПАВ и отклоняющегося поведения для детей младшего школьного возраста «Корабль». 2. С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович «Профилактика подростковой наркомании, навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании». 3. Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения». 4. Н.П. Штенцова, Н.П. Вычужганина «Фомиррование Я-концепции подростков «группы риска». 5. Л.А. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». 6. Н.П. Майорова,Е.Е. Чепурных,С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам в школе». 7. В.Ю. Климович «Детство без алкоголя». 8. М.М. Безруких,А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме черного. Учись понимать себя: Раб. тетр. для 2 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись понимать других: Раб. тетр. для 3 класса», «Все цвета, кроме черного. Учись общаться: Раб. тетр. для 4 класса». 9. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии». 10. Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников». 11. В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина «Я и другие», тренинги социальных навыков. 12. Л.А. Котельникова, Г.М. Сайфуллина «Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога-психолога со старшими подростками», учебно-методическое пособие. |
Краткая характеристика:
|
ü предоставление объективной информации о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; ü обеспечение психопрофилактической работы по формированию у детей антинаркотических установок, благодаря которым, поведение детей осуществляется в рамках здорового и безопасного образа жизни; ü осознание сущности наркотической зависимости идет параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами, ü оказание помощи эффективно противостоять распространению алкоголизма, наркомании, игромании, формирование твердого характера, нравственной силы, способной противостоять пагубному влиянию вредных привычек. |
- наличие банка данных технологий работы с обучающимися по профилактике суицида (картотека, компьютерный банк, библиотека, кино-аудиотека и д.р.) (дать краткую характеристику, описать результативность)
Ö педагогами используется банк технологий (игровые, интерактивные, кино-аудиотека), разработанныйспециалистами ГОБУ МО ЦППМС – помощи http://www.cpmss.ru/profilaktika_zhe/bank_dannyh_tehn/;
Ö http://www.pobedish.ru/main/izmeni?id=201
2. Опишите информационное обеспечение профилактической работы - формы информирования учащихся о работе служб экстренной психологической помощи, подросткового телефона доверия:
ü информационный планшет,
ü сайт школы http://s_kiik.tog.edu54.ru,
ü общешкольные линейки,
ü памятки в дневники обучающихся,
ü родительские собрания,
ü «Уголки безопасности» в школе и в учебных кабинетах,
ü часы общения классных руководителей с учениками «Время доверять»
- ведение профилактической работы в сети интернет (на сайте ОО):
ü Безопасный интернет для детей http://s_kiik.tog.edu54.ru/p21aa1.html;
ü Консультации для родителей и педагогов http://s_kiik.tog.edu54.ru/p9aa1.html
3. Какие конкретно программы, предложенные в Типовой модели, или их модификации используются в ОО?
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Счастье – это жизнь», план работы совета профилактики по данной программе с целью
- профилактики и преодолении социально-психологической дезадаптации детей;
- предупреждения суицидальных действий среди подростков, развития стрессоустойчивости, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся.
4. Назовите основные мероприятия по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения, профилактике буллингапроводимые в рамках работы с обучающимися в ОО:
Работа с обучающимися
класс |
мероприятие |
|
Коррекционно-развивающее направление Задача - обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, личностного роста; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения |
1 |
Развивающее занятие с элементом тренинга "Что такое ДОБРОТА?" |
2-4 |
Социально-психологический тренинг "Дорогою добра" |
7-9 |
Групповое коррекционное занятие для подростков «Я сам строю свою жизнь» Цель:социально-психологическая адаптация подростка к условиям жизни, стремление к самосовершенствованию |
9 |
Практическое занятие «Ценить настоящее» (технология критического мышления). Цель: помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни. |
10, 11 |
Тренинг уверенности «Успех внутри нас» Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах. |
|
Консультативное направление Задача – формирование личностных нравственных качеств и их значимости в системе человеческих отношений |
9 |
ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – ЗАБОТА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ! Деловой разговор «Умей сказать «НЕТ!»» |
10, 11 |
Индивидуальная консультация – подумаем вместе! «О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах» |
11 |
Индивидуальная консультация – подумаем вместе!«Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта» |
7-9 |
Классный час «Учитесь властвовать собой» |
8 |
Групповая консультация – забота о психологическом здоровье! Деловой разговор «Умей сказать «НЕТ!»» |
9,11 |
Психологический тренинг "Экзамен без стресса" с целью снижения эмоциональной напряженности выпускников, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы |
11 |
Психологическое занятие с элементами тренинга для выпускников "Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ" с целью обучения способов релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, развития уверенного поведения. |
|
Профилактическое направление Задача -предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи. |
7, 8 |
Видео-лекторий «Все в твоих руках» Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей |
9 |
Давайте поговорим «Грани моего Я» Цель: развитие позитивной «Я-концепции», воспитание уверенной, самодостаточной личности. |
10 |
Ситуативная игра«Человек среди людей» Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека |
7-9 |
Тренинг«Быть уверенным – это здорово!» Цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению |
11 |
Этический диалог«В чем смысл жизни?» Цель: формирование у учащихся позитивного мышления, поиск и обретение старшеклассниками жизненных смыслов и жизнеутверждающих ценностей. |
7, 8, 10 |
Психологический классный час «Способы саморегуляции эмоционального состояния» Цель: развитие способностей саморегуляции, освоение способов организованной деятельности» |
9 |
Воспитательный час «Жизнь прекрасна и удивительна!» Цель:способствовать формированию правильных и высоконравственных представлений о жизни, осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов |
9-11 |
Психологический квест-игра "Вместе все преодолеем" |
7 |
Откровенный разговор «Познай себя» Цель: Расширить представление учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития. |
1-11 |
Психологический забор "Вместе делаем добро!" |
|
Просветительское направление Задача -повышение уровня психологических знаний ипсихологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании, профессиональном самоопределении, ЗОЖ |
7-9 |
Познавательный урок «Время взрослеть» Цель: создание условий для обращения подростков к собственным перспективным планам |
9 |
Занятие«Самопознание и общение». Цель: создать у учеников мотивацию на самопознание, дать представление о значении общения в жизни человека. Формировать у учащихся умение объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными. |
10 |
Творческая мастерская «Доброта – это солнце, которое согревает душу» Цель: развивать духовно – нравственные качества учащихся: доброту, доброжелательность; воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим. |
9-11 |
Профориентационная игра для старшеклассников "Свой мир мы строим сами" |
5. Какой информацией владеют специалисты ОО (психологи, социальные педагоги и др.) об участии обучающихся в различных тематических интернет-группах, склоняющих к суицидальному поведению?__Достаточно осведомлены.
6. Если в ОО зафиксированы случаи суицидальных попыток/завершенных суицидов подростков, связанных
- со свободным доступом подростков к интернет-пространстве, наносящей вред их жизни и здоровью, укажите их количество - Нет
- с участием в закрытых группах социальных сетей, укажите их количество - Нет
- каким образом специалисты выявляют данную взаимосвязь?
ü наблюдение за детьми во время уроков и на переменах,
ü тестирование учащихся,
ü индивидуально-групповые встречи с детьми и подростками,
ü общение с родителями,
ü посещение семей на дому,
ü взаимодействие с классными руководителями
7. Какие формы профилактической работы с несовершеннолетними, вовлеченными в тематические группы в интернет - пространстве, призывающие к суицидальному поведению, используют специалисты ОО?
ü коммуникативные тренинги,
ü арт-терапевтические занятия,
ü диспуты,
ü коррекционно-развивающие занятия,
ü видео-лектории,
ü проблемные диспуты,
ü познавательные встречи,
ü психологические классные часы,
ü круглый стол
8. Перечислите, какие категории работников ОО или привлеченных специалистов осуществляют работу по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних: Все категории персонала
9. Опишите используемые в ОО формы повышения квалификации педагогических работников, в том числе руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов по проблеме профилактики суицидального, аддиктивного и девиантного поведения обучающихся, по профилактике буллинга: Курсовая подготовка
10. Перечислите программы повышения квалификации по вопросам профилактики суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних, профилактике буллинга, которые посетили руководители ОО, педагогические работники и специалисты сопровождения в 2018 году.
Тема |
Должность |
Объём (кол-во часов) |
Наименование организации, реализующей программу повышения квалификации |
29.08.2019. Вебинар "Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 1." |
педагог-психолог, учителя начальных классов |
1 |
РУ "Дрофа" "Вентана граф" |
31.08.18. Вебинар "Как помочь адаптироваться первоклассникам. Часть 2." |
педагог-психолог, учителя начальных классов |
1 |
РУ "Дрофа" "Вентана граф" |
10.10.2018. Вебинар "Эффективные коммуникации участников образовательного процесса: знания и умения для профессионального общения. Развитие эмоционального интеллекта" |
педагог-психолог, классные руководители |
1 |
РУ "LECTA" |
29.10.2018. Вебинар "Сложные дети"", или как общаться с агрессивными и застенчивыми детьми |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
1 |
РУ "Дрофа" "Вентана граф" |
26.11.2019. Вебинар "Сказка как средство постижения учащимися 3 классов основных нравственных ценностей" |
педагог-психолог, учителя начальных классов |
1 |
РУ "Дрофа" "Вентана граф" |
13.12.2018. Вебинар"Стресс перед экзаменом: как помочь ребенку сохранить психологическую устойчивость" |
педагог-психолог, классные руководители |
2 |
ГБУ НСО "ОЦДиК" |
17.12.-29.12.2018. Всероссийский вебинар «Профилактика аутодеструктивного и суицидального поведения несовершеннолетних с учетом личностных и социально-психологических индикаторов" |
педагог-психолог |
18 |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей" |
25.01.2019. Вебинар"Подростковое (детское) волонтерство, как средство формирования самостоятельности и инициативы " (в основе материалы конкурсных работ по XIV недели психологии"Психология и волонтерство: точки соприкосновения") |
педагог-психолог, классные руководители |
2 |
ГБУ НСО "ОЦДиК" |
28.02.2019. Вебинар"Организация социально-психологического тестирования обучающихся на территории Новосибирской области в 2019г. Эффективные технологии профилактики суицидального, аддиктивного и деликвентного поведения несовершеннолетних-презентация лучших программ" |
руководители ОО, педагог-психолог, классные руководители |
2 |
ГБУ НСО "ОЦДиК" |
28.03.2019. Вебинар"Требования к разработке психолого-педагогических программ, направленных на работу с обучающимися "группы риска"" |
педагог-психолог, социальный педагог |
2 |
ГБУ НСО "ОЦДиК" |
25.04.2019. Вебинар"Буллинг-как распознать и преодолеть возникшую опасность?" |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
2 |
ГБУ НСО "ОЦДиК" |
24.04.2019. Вебинар"Психологическая компетентность педагога в работе детьми группы суицидального риска" |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
2 |
НИПКиПРО НСО |
11. Перечислите формы работы с родителями по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся, профилактике буллинга:
Работа с родителями
класс |
мероприятие |
ответственные |
|
|
Профилактическое направление |
|
|
среднее звено |
Родительские собрания«Неконфликтное общение ребенка с родителями» Цель: сохранение и развитие здоровья детей, воспитание ЗОЖ; содействие на познавательное развитие ребенка, его потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании; мотивирование родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей; профилактика ПАВ |
классные руководители |
|
5-9 |
Круглый стол для родителей "Воспитание заботой и милосердием!" |
педагог-психолог |
|
8-9 |
Профориентационный тренинг "Моя профессия-мое будущее" (совместная работа с родителями) |
педагог-психолог, социальный педагог |
|
старшие классы |
Семинары-практикумы «Пути самоутверждения подростка» Цель: обсудить проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать умению преодолевать конфликтные ситуации в системе «учитель-ученик-родитель», стимулировать потребность в эмоциональном контакте с детьми |
классные руководители |
|
|
Профилактическое направление |
|
|
1-11 |
Индивидуальная консультация – подумаем вместе! «Вслушайтесь, что говорят ваши дети» |
классные руководители |
12. Опишите наиболее значимый опыт (технологии) работы по профилактике подросткового суицида в ОО:
Технологии по профилактике подросткового суицида в ОО: |
|
среднее звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, проблемно-диалоговые, тренинговые, информационные технологии. Формы:тренинг, дискуссия, мозговой штурм, психотерапевтические занятия, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием, социального взаимодействия, психологическая игра. |
старшее звено |
Интерактивные технологии – социального взаимодействия, тренинговые технологии. Информационные технологии. Формы: тематический час, психологический квест-игра, тренинг, психотерапевтические занятия, показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. |
Технологии профилактической деятельности, которые носят инновационный характер: интерактивные - Тренинговые, Критического мышления, Социального взаимодействия |
13. Перечислите проблемы при организации и проведении работы по профилактике суицидального, аддиктивного и девиантного поведения обучающихся:
Увеличение числа неблагополучных семей:
Ö употребление родителями алкоголя,
Ö недостаточная забота о ребенке со стороны родителей,
Ö конфликты в семье,
Ö материальный недостаток,
Ö недостаток воспитания из-за работы вахтовым отъездом,
Ö воспитание ребенка бабушкой, дедушкой
14. Сформулируйте предложения для проектирования плана по профилактике суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения обучающихся на 2019-2020 г.г.:
Ö Организация межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, медицинскими, правоохранительными учреждениями с целью профилактики детского суицида и рискового поведения подростков и молодежи;
Ö Обеспечение практической помощи педагогам, психологам, социальным педагогам, классным руководителям по вопросам организации и проведении занятий с детьми с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, нарушения эмоционально-волевой сферы, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации.